Работа педагога-психолога в школе с педагогами по формированию толерантного отношения


Мураткина Татьяна Александровна
Педагог-психолог
ГБУ ДПО "Региональный социопсихологический центр"
В МБУ «Школа №85»
г.о.Тольятти
Работа педагога-психолога в школе с педагогами по формированию толерантных отношений.
Современной школе необходимы новые учителя, которые глубоко владеют психолого-педагогическими знаниями и понимают особенности развития школьников, являются профессионалами в различных областях деятельности, способны помочь ученикам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Поэтому создание благоприятного психологического климата, основа которого - личностное, заинтересованное общение взро-лых и учащихся, - одна из главных задач практического школьного психолога.
Тренинг призван помочь учителю развить личностные качества, которые являются необходимыми для эффективной работы с агрессивным поведением учеников. Поскольку роль учителя сама по себе связана с элементами принуждения и ограничения, есть опасность так называемой “педагогической агрессии” - ситуации, когда учитель сам является источником агрессивного поведения (провоцирует ее со стороны учеников или является источником косвенной агрессии). Поэтому необходима как профилактика педагогической агрессии, так и развитие личностных свойств, которые бы обеспечили эффективность работы педагога в ситуациях, связанных с агрессией.
Соответственно, структура тренинга включает в себя упражнения, направленные на:
повышение эмпатии и само принятие;
расширение самосознания учителя (профилактика стереотипного видения учеников, “навешивания ярлыков” агрессора или жертвы);
повышение выразительности публичного поведения (что дает возможность пользоваться большим арсеналом средств, влияния на ученика).
Сценарий тренинга для педагогов «Как быть учителем, который все понимает»
Приветствие.
Упражнение «Поздороваться разными способами».
Участникам предлагают поздороваться разными способами: большим пальцем правой руки, локоточками, коленочками, пяточками.
Разминка.
Упражнение «Электрический ток»
Цель: последовательное освобождение групп мышц от напряжения, энергетизация тела.
Инструкция: участники стоят стайкой. Руки опущены вдоль тела. В пальцах рук начинается вибрация, как будто бьет электрический ток, постепенно он распространяется на кисти рук, до локтя, всю руку и далее всю верхнюю часть тела. Упражнение имеет ярко выраженный физиологический эффект: ощущение тепла, покалывание кожи, автоматическая концентрация внимания на внутренних ощущениях.
Основная часть.
Упражнение “Я люблю и принимаю себя”
Цель: повысить само восприятие, профилактика педагогической агрессии
Участники группы сидят в круге. Ведущий говорит о некоторых основополагающих принципах работы с детской агрессией и дает инструкцию: “Нельзя бороться с агрессией только методами запретов, диктата и давления. Реально противостоит агрессии лишь любовь. Любить других сложно, особенно если недостаточно любишь самого себя. Любить себя, означает, прежде всего, принимать себя таким как есть, сознавая, что Я - это что-то больше, чем то, чем я есть на данное время. Поэтому любовь к себе лишена нарцисизма; необходимо любить себя как Божественный проект.
Подумайте и мысленно назовите три качества, которые вас характеризуют с положительной стороны, за которые вас следует любить. Это может быть сложной задачей, ведь вас всегда учили “не хвалить самых себя, пусть вас похвалят другие”. Не задавайтесь. Это могут быть и внешние (у меня красивый голос, волосы, глаза) и внутренние (доброта, надежность, искренность) качества. Закройте глаза и мысленно скажите: “Я люблю себя за то, что у меня красивые глаза”. Что вы при этом ощущаете? Радость? Ощущение взлета? Протест? Печаль?
Если при этом вас переполняют положительные эмоциональные состояния, то вы ощущаете себя человеком, достойным уважения и любви. Однако если ваши чувства противоречивые или отрицательные, то у вас, скорее всего множество внешних или внутренних конфликтов”.
Упражнение завершается обсуждением впечатлений, полученных участниками тренинга (возможная дискуссия).
Упражнение “Важнейшее качество”
Цель: повысить уровень адекватности восприятия других людей, развивать эмпатию.
Ведущий дает инструкцию: “Пусть каждый из вас подумает над тем, какое качество он ценит в людях более всего. После этого придумайте какую-то короткую историю, которая несла бы информацию об этом качестве (только называть его нельзя). Участники группы должны понять, о каком качестве шла речь.
После первой, а также следующей из рассказанных историй, тренер обращается к группе с вопросом: “Как вам кажется, о каком качестве шла речь?” После того как участники тренинга высказывают свое предположения, тренер обращается к самому рассказчику и просит его сказать, какое качество он имел в виду.
Упражнение “Почетный гость”
Цель: научиться сознавать стереотипы собственного поведения, расширение самосознания, повышение рефлексии учителей.
Ведущий дает инструкцию: “Сейчас один из вас на определенное время покинет помещение и подождет за дверью. Изберем жюри, которое будет оценивать по пятибалльной системе поведение всех исполнителей. Задача: вообразите себе, что человек за дверью - наш почетный гость, иностранец, который не владеет нашим языком и не знает наших обычаев. Вы должны создать такую атмосферу, в которой наш гость будет чувствовать комфортно, психологически удобно, безопасно и уютно. Жюри будет оценивать работу каждого”. Модификация этого упражнения: группа принимает не одного гостя, а иностранную делегацию. Задача та же.
По окончании выполнения упражнения жюри делает достоянием гласности свои оценки. Ведущий опрашивает членов жюри, почему именно так они оценили действия членов группы. Ведущий опрашивания самого “иностранного гостя”; действительно ли было ему комфортно, какие проявления внимания были приятными. Проводится обсуждение таких вопросов:
всегда ли то, что принято делать при приеме гостя, является приятным для него;
что важнее для создания благоприятной атмосферы - делать “так, как принято” или угадать, что приятнее для данного человека?
Упражнение “Подарок”
Цель: развивать выразительность поведения учителя, способности что-то выразить без помощи слов.
Инструкция ведущего: “Пусть каждый из вас сделает подарок своему соседу по левую сторону. Подарок следует “вручить” молча (не вербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должны попробовать понять, что ему дарят. Пока все не получат подарки, говорить ничего не надо. Все делаем молча”.
Когда все “получат подарки”, тренер обращается к тому члену группы, который получил подарок последним и спрашивает его о том, какой подарок он получил. После этого ведущий обращается участнику, который вручал подарок, с вопросом, который подарок он сделал. Если в ответах есть расхождения, нужно выяснить, с чем связанна недоразумение. Если участник не может сказать, что ему подарили, можно спросить об этом у группы.
Упражнение завершается обсуждением.
Завершение работы.
Упражнение «Чемодан в дорогу»
Представьте, что перед нами раскрытый чемодан, каждый в него с собой в дорогу возьмет то, что он посчитает нужным, интересным, чем можно пользоваться в дороге по длинному пути с названием «Жизнь».Список литературы.
Ю.Б. Гиппенрейтер Общаться с детьми как.
Майерс Д. Социальная психология. – СПб., 1999
Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2001.
Щербатых Ю.В. Психология успеха. – М.: Эксмо, 2004.
Т.В. Эксвакусто Практикум по групповой психокоррекции: тренинги, упражнения. Ролевые игры – Ростов н/Д: Феникс, 2007
Руланн Э. Как остановить травлю в школе — М.: Генезис, 2012