Работа педагога-психолога с педагогами


Работа педагога-психолога с педагогами
Очень часто педагоги, обладающие хорошими знаниями, прекрасной методикой преподавания предмета и большим опытом, попадают в затруднительное положение в общении с подростками. Неоценима в этом случае профилактика конфликтов между учителем и учениками. Для этого следует пользоваться следующими правилами:
Как избежать  конфликтных ситуаций с учениками.В воспитательной практике педагогу часто приходиться делать замечания своим ученикам, однако их ответная реакция бывает различной — от принятия замечания, до откровенной грубости. Чтобы педагог мог избежать неприятных ситуаций, которые часто приводят к конфликту, предлагаются следующие правила:
1. В своих замечаниях обсуждайте конкретный поступок учащегося, а не его личность. Ваше представление о нем как о человеке оставьте при себе.2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного.3. Лучше всего обсуждать недавние поступки, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям.4. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчет возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например, тип: «Я ожидал, что ты придешь на мой урок или хотя бы поставишь в известность, что не получается».5. Не старайтесь давить на учащегося словами и эмоциями. Главное — помочь понять, как его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь вы.6. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено.7. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой обсуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести вред.8. Обязательно помните о том, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли вы уважать себя и своего ученика и хотите ли вы, чтобы он вас понял.
Одной из распространённых причин конфликтов педагогов и учащихся является критика. Учащиеся не любят критику: после неё у них, как правило, появляется желание действовать «назло». Предлагаем вам следующие правила критики, которые позволят не дойти до конфликта:
1.Критиковать учащегося в присутствии других людей лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия.2. Критика должна быть корректной, не унижающей достоинства личности.3. Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой.4. Критиковать можно в том случае, если у вас есть эмоциональный контакт с учеником.5. Надо больше всего опасаться перебора в критике. Любой человек привыкает ко всему, в том числе и к критике. Поэтому хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности.6. Уместно говорить лишь о тех недостатках учащегося, которые вы видели собственными глазами. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов.7. Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Разделение учащихся на «хороших» и «плохих» разобщает коллектив.8. Критика должна вестись с позиции интересов дела.
Как оптимизировать учебно-воспитательного процесс.
Тем, кто занимается процессами воспитания и обучения, другого человека, полезно ознакомиться со следующими требованиями:
1.Необходимо научиться видеть себя глазами своих воспитанников, это помогает не только лучше понять их, но и контролировать свое отношение к ним.2. Уверенность и сила педагога не должны подавлять учащегося. Необходимо так вести себя с учащимся, что бы он понял, что педагог искренен, правдив и достоин доверия с его стороны.3. Давать понять учащемуся, что педагог, как любой человек, может находиться в любом состоянии: беспокойство, огорчение, обиды. При этом эти состояния необязательно могут быть связаны с учащимся.4. Учиться не претендовать на свободу и независимость учащегося, позволить ему иметь свое мнение ценности и особенности.5. Обладать способностью испытывать теплые чувства по отношению к учащемуся, проявлять симпатию, уважение, заинтересованность даже если этот учащийся доставляет огорчения или вызывает чувство досады.6. Стараться полностью проникнуть во внутренний мир чувств, мыслей, желаний и представлений учащегося, принимать его индивидуальность во всех ее проявлениях.7. Пытаться избегать в отношениях демонстрации угрозы и агрессии. Никакие насильственные меры не только не ведут к исправлению, перевоспитанию, но напротив, усиливают многое дефекты личности учащегося.8. Развивать в себе способность воспринимать учащегося, как постоянно изменяющуюся и изменяющуюся личность.
Рекомендуем педагогам использовать некоторые психологическиеприемы достижения расположенности учащихся:
1. Прием «Имя собственное». При взаимодействии с тем или иным учащимся не забывайте обращаться к нему по имени, т.к. звук собственного имени вызывает у человека не всегда осознаваемое им чувство приятного, причем это необходимо делать не от случаю к случаю, а постоянно располагая к себе учащегося (заранее), а не тогда, когда крайне необходимо уговорить его выполнить то или иное задание.2. Прием «Зеркало отношений». Лицо — это «зеркало отношений», и люди с доброй и мягкой улыбкой, как правило притягивают, располагают к себе участников межличностного взаимодействия.3. Прием «Золотые слова» — слова, содержащие небольшое преувеличение положительных качеств человека.4. Прием «Терпеливый слушатель» — всегда при общении с учащимся педагог должен выступать в роли терпеливого и внимательного слушателя.5. Прием «Личная жизнь». При общении с учащимися интересуйтесь их внеучебными личными заботами и интересами и используйте эти знания в интересах воспитания и обучения.
Каждый учитель может вспомнить сложный период в своей работе, связанный с профессиональной адаптацией в школе. Молодые учителя, пришедшие из педагогических вузов, привыкают к школе от 6 месяцев до 3 лет. Они привыкают к постоянному шуму на переменах, к интенсивным коммуникативным взаимодействиям. Но труднее всего им выработать в себе умение в течение 45 минут на уроке держать дисциплину в классе. Многие учителя жалуются на ощущение слабости и истощенности после уроков, на сложности в выработке готовности держать класс под контролем.Хорошим руководителем становится только тот, кто умеет хорошо управлять самим собой . Предлагаем несколько упражнений для развития внутренних средств саморегуляции.
Упражнение 1. “Фокусировка” выполняется за 10-15 минут до начала урока. Удобно расположитесь в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, сосредоточьте свое внимание на том или ином участке тела и почувствуйте его теплоту. Например, по команде “Тело!” сосредоточьтесь на своем теле, по команде “Рука!” - на правой руке, “Кисть!” - на кисти правой руки, “Палец!” - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде “Кончик пальца!” - на кончике указательного пальца правой руки. Команды подавайте самому себе с интервалами 10-12 секунд (найдите при этом благоприятный для вас ритм).
Упражнение 2. “Дыхание”желательно выполнять перед началом урока. Устройтесь в кресле или на стуле. Расслабьтесь и закройте глаза. По своей команде постарайтесь отключить свое внимание от внешней ситуации и сосредоточьтесь на своем дыхании. При этом не старайтесь специально управлять своим дыханием: не нужно нарушать его естественный ритм. Упражнение выполняется в течение 5-10 минут.
Упражнение 3. “Психоэнергетический зонтик”
Упражнение проводится в первые минуты после начала урока, а также, при необходимости, периодически в течение всего урока.
Учитель встает перед классом, желательно в центре комнаты и, объясняя материал, старается представить, что он своей волей, своим сознанием устанавливает своеобразный “зонтик”, плотно накрывающий всех учеников. Цель самого учителя: уверено, крепко и стабильно держать ручку этого “зонтика” на протяжении всего урока,  вырабатывает способность контролировать ситуацию в классе.
Упражнение 4. “Распределение внимания” выполняется в течение 15-20 минут, в домашней обстановке. Включите телевизор и раскройте незнакомую вам книгу (для начала лучше взять художественную или публицистическую). Попробуйте одновременно читать книгу и “краем глаза” смотреть и слушать телевизор. Последите за собой: через, сколько минут вы почувствуете себя утомленным? Если утомление наступило уже через 4-5 минут, значит, ваша способность к распределению внимания слабо развита. Затем попробуйте для себя на бумаге кратко воспроизвести то, что вы читали и восстановить виденное на телеэкране. По мере того, как часто вы будете выполнять упражнение, с каждым разом вы будете все лучше распределять свое внимание.
Желаю успехов и оптимизма!