Комплект рабочей документации. Индивидуальная психолого-педагогическая карта ребенка
Психологическое заключение
Ф.И. О. ребенка ________________________________________________________________________________
Код ребенка_____________________________________________________________________
Возраст ребенка__________________________________________________________________
Дата обследования________________________________________________________________
Ф.И.О. психолога_________________________________________________________________
Общая характеристика возрастного развития
1. Физическое развитие________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Внешний вид ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Крупная моторика________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Мелкая моторика________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Темп жизнедеятельности______________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. *Организация деятельности____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Стеничность___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Реакция на обследование____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Познавательное развитие
Восприятие
Цвета___________________________________________________________________________
Формы__________________________________________________________________________
Величины_______________________________________________________________________
Целостности объектов_____________________________________________________________
2.Мышление_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предметные действия________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Воображение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Память________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Речь__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Внимание______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Личностно—эмоциональное развитие
* Личностная активность______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
*Личностная направленность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Эмоциональная лабильность_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмоциональные проявления______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Мимика_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пантомимика____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Коммуникативное развитие
1. Особенности общения в ситуации обследования____________________________________________________________________
2. Особенности общения с семьей__________________________________________________________________________
Особенности общения с педагогами______________________________________________________________________
Особенности общения со сверстниками____________________________________________________________________
V. Детская компетентность
1.Конструирование_______________________________________________________________
2. Изобразительная деятельность_____________________________________________________________________
3.Игра__________________________________________________________________________VI. Особенности развития
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Проблемы развития
________________________________________________________________________________
VIII. Прогноз развития
________________________________________________________________________________
IX. Рекомендации
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись: _______________
Психологическое заключение
Ф.И. О. ребенка ______________________________________________________________________
Код ребенка ___________________________________________________________
Возраст ребенка_______________________________________________________________
Дата обследования___________________________________________________________
Ф.И.О. психолога______________________________________________________________
I. Общая характеристика возрастного развития
1. Физическое развитие________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Внешний вид ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Крупная моторика_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Мелкая моторика___________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Темп деятельности_________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Организация деятельности_________________________________________________________________________________________________________________________________
7.Стеничность________________________________________________________________________________________________________________________________
8.Произвольность_____________________________________________________________________________________________________________________________
9.Регуляция__________________________________________________________________________________________________________________________________
10. Реакции на обследование_________________________________________________________________________________________________________________________________
II. Познавательное развитие
1.Восприятие________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Мышление_________________________________________________________________________________________________________________________________
Форма мыслительной деятельности___________________________________________________________
Моделирование_________________________________________________________
*Классификации и обобщение_____________________________________________________________
Схематизация________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Воображение_______________________________________________________________________________________________________________________________
4.Память_____________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Речь_______________________________________________________________________________________________________________________________________
6.Внимание__________________________________________________________________________________________________________________________________
III. Личностно—эмоциональное развитие
Личностная активность___________________________________________________________________________________________________________________________________
Личностная направленность_______________________________________________________________________________________________________________________________
3. Эмоциональная лабильность____________________________________________________________
4. Эмоциональные проявления____________________________________________________________
Возбудимость________________________________________________________________________________________________________________________________
Заторможенность_____________________________________________________________________________________________________________________________
Ситуативная реактивность___________________________________________________________
Самооценка__________________________________________________________________________________________________________________________________
Уровень притязаний____________________________________________________________
IV. Коммуникативное развитие
1. Особенности общения в ситуации обследования_________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Особенности общения с семьей______________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности общения с педагогами___________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности общения со сверстниками_________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Социальный статус в группе сверстников____________________________________________________________
V. Детская компетентность
1.Конструирование____________________________________________________________________________________________________________________________
2. Изобразительная деятельность_________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Игровая деятельность_________________________________________________________________________________________________________________________________
предметно-дидактическая игра___________________________________________________________________
сюжетно-ролевая игра__________________________________________________________________
VI. Особенности развития
___________________________________________________________________________________________________________________________________________
VII. Проблемы развития
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
VIII. Прогноз развития
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
IX. Рекомендации
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись: ______________
После проведения психологического обследования составляется обобщенное заключение. Подобное психологическое заключение может быть написано по предлагаемой ниже схеме.
I. Общий раздел
1. Основные паспортные данные ребенка.
2. Основные жалобы родителей, педагогов, других лиц, которые сопровождали ребенка на консультацию.
3. Наиболее важные анамнестические данные.
4. Описание внешности и поведения ребенка в процессе обследования (аффективное, эмоциональное реагирование, общая мотивация, отношение к обследованию).
5. Сформированность регуляторных функций.
6. Общая оценка операциональных характеристик деятельности ребенка в различные моменты обследования.
7. Особенности развития различных компонентов когнитивной сферы, высших психических функций.
8. Характеристики эмоционально-личностной сферы, межличностных отношений.
II. Специальная часть
1. Психологический диагноз.
2. Вероятностный прогноз развития.
3. Рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.
Следует отметить, что общий раздел заключения ориентирован не только на профильных специалистов, но и на педагогический коллектив (педагогов, воспитателей, администрацию образовательного учреждения) — всех тех, кто имеет непосредственный контакт с ребенком.
Специальная часть заключения адресована непосредственно психологу и другим специалистам «внеурочного плана», участвующим в сопровождении ребенка.
Примерная схема психолого-педагогической характеристики
Характеристика
на Ф.И.О._____________________________________ ОУ№____________
Диагноз: (если есть заключение ОПМПК)
Сведения о семье. Возраст родителей, состав семьи, условия воспитания, профессии родителей. Тип детско-родительских отношений (гиперопека, авторитарность, гармонические отношения, попустительский стиль воспитания, отвержение)
Личностно-характерологические, типологические и эмоционально-волевые особенности
Активный, подвижный – инертный, медлительный.
Спокойный, уравновешенный – возбудимый, неуравновешенный
Общительный – замкнутый
Вступает в контакт (легко, охотно, медленно, с трудом)
Неречевой
Речевой
Отношение к лидерству в группе сверстников (стремится к первенству, признается другими за лидера, официальный или неформальный лидер)
Проявляет ли инициативу в играх, занятиях или следует примеру других, или пассивен.
Отношение к товарищам (конфликтное, дружелюбное, доброжелательное)
Отмечаются: повышенная эмоциональная возбудимость, раздражительность, вялость, заторможенность и др.
Преобладающее настроение на занятиях (жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка)
В быту
Отмечаются ли резкие колебания настроения в течение дня
Имеются ли трудности поведения и как они проявляются.
Проявляются ли элементы негативизма, агрессивности.
Характер волевой сферы (развита достаточно, слабая)
Проявляет ли ребенок настойчивость при встречающихся трудностях
Интересы и склонности. В каких видах деятельности они проявляются.
Способности ребенка.
Отношение ребенка к ведущей деятельности (активность, заинтересованность, трудолюбие, аккуратность; пассивность, безразличие, небрежность)Активность речевого общения (соответствует норме, повышена, снижена, отмечается замкнутость, негативное отношение к речевому общению, проявления аутизма).
2. Психологические особенности
Особенности внимания
Устойчивость внимания (способен к длительному сосредоточению внимания на предмете или быстро отвлекается)
Характер отвлечения (отвлекается на внешние раздражители или в отсутствие внешних раздражителей)
Переключаемость внимания (быстрая, легкая, замедленная, затрудненная)
Общий уровень развития произвольного внимания (соответствует возрасту, ниже возрастной нормы, очень низкий)
Особенности памяти
Запоминает быстро или медленно, с трудом
Запоминает надолго, быстро забывает
Характеристика вербальной памяти (достаточная, недостаточная)
Отмечаются ли трудности в запоминании новых слов, синтаксических конструкций, текстового материала
Интеллектуальное развитие
Ориентирование в быту, развитие навыков самообслуживания
Запас знаний об окружающем мире, о живой и неживой природе, о явлениях природы, о причинно-следственных связях в природе
Уровень сформированности представлений о себе, о своей семье
Уровень зрительной ориентировки на свойства и качества предметов: цвет, форму, величину, пространственные отношения, целостное восприятие предмета
Состояние наглядно-действенного (на практике) и наглядно-образного (творчество) мышления
Элементы развития логического мышления
Недостаточность процесса обобщения, снижения уровня обобщения; Лабильность (повышенная истощаемость, неустойчивый способ выполнения, ускорение темпа)
Инертность (чрезмерная обстоятельственность, детализированность, вязкость, выраженная тугоподвижность)
Разноплановость (рассуждения о предмете в разных плоскостях)
Нарушение критичности
Резонерство («глубокое рассуждение о мелком предмете»; ограниченность словаря, эгоцентризм, шаблонность)
Нарушение саморегуляции (невозможность целенаправленно организовывать мыслительные действия; нарушение последовательности действий)
Уровень сформированности речи
Состояние артикуляционного аппарата (дизартрия), занимается ли с логопедом
Активный словарный запас (малый, достаточный)
Общий уровень развития речи (наличие фразовой речи: использует распространенные фразы, употребляя различные синтаксические конструкции и обороты; фразы односложные, предложения не распространенные)
Сформированность грамматического строя речи (нарушение грамматического строя речи, согласованности частей речи, нарушение слоговой структуры)
3. Работоспособность на занятиях
Включается в работу (быстро, медленно, с трудом)
Во время занятий работает сосредоточенно или отвлекается
Характер отвлечения (на внешние раздражители, в отсутствие раздражителей)
Спад работоспособности отмечается (через 5-10 минут после начала занятия, к середине занятия, к концу занятия)
Утомление наступает (в начале, в середине, в конце занятий)
Субъективные и объективные признаки утомления (спад работоспособности, повышенная отвлекаемость, понижение качества работы, увеличение количества ошибок, полный отказ от работы, жалобы на усталость, появление головокружения, головных болей и т.д.)
Общее заключение: (общий уровень психического развития соответствует возрастному уровню, ниже возрастного уровня. На первый план выступает незрелость….. Поведенческие нарушения….. Трудности социализации…. и т.д.).