Методические рекомендации Подготовка педагога дополнительного образования к нетрадиционному занятию
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Р.П. ОЗИНКИ»
ОЗИНСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Методические рекомендации
«Подготовка педагога дополнительного образования
к нетрадиционному занятию»
1584960312420
Составитель:
М.В. Еремина,
методист МБУДО «Дом детского творчества р.п. Озинки»
ОЗИНКИ
2016
Нетрадиционные формы занятия в
учреждении дополнительного образования детей
Нетрадиционное или нестандартное занятие выходит за рамки традиционного. Оно несёт в себе элементы нового, рассчитано на совместную взаимообогащающую работу педагога и обучающихся.
Отличительные особенности
изменение временных рамок;
место проведения;
использование внепрограммного материала;
организация коллективной деятельности в сочетании с индивидуальным творчеством обучающихся;
привлечение для организации занятия людей разных профессий;
создание эмоционального подъёма обучающихся, ситуации успеха;
обязательный самоанализ и взаимоанализ деятельности в период подготовки к занятию, на занятии и после его проведения;
обязательное создание «временной инициативной группы» из обучающихся, готовящих занятие, помогающих педагогу;
обязательное планирование нетрадиционного занятия заранее;
творчество обучающихся направлено не на идею развлечения, а на идею познания, развития.
Традиционные формы занятий
Урок.
Лекция.
Семинар.
Конференция.
Экскурсия.
Туристический поход.
Учебная игра.
Нетрадиционные формы занятий
Презентация предмета, явления, события, факта.
Социодрама.
Философский стол.
«Крепкий орешек».
Выпускной ринг.
Занятие – письмо (философу, президенту и т. д.).
Занятие – КВН.
Занятие «Поле чудес».
Деловая игра.
Занятие «Парадоксы».
Достоинства нетрадиционного занятия
Повышают интерес обучающихся;
Привлекают к познавательному труду;
Позволяют импровизировать педагогу;
Позволяют выход за рамки содержания одного предмета (интеграция знаний).
Большая возможность осуществления воспитательной работы с учащимися.
Реализация стремления подростков поспорить, посоревноваться в умениях и навыках,
Недостатки нетрадиционного занятия
Большая потеря времени.
Отсутствие серьезного познавательного труда.
Невысокая результативность.
Меньшие возможности для контроля со стороны педагога.
Содержательная и развивающая нагрузка незначительна.
Перегрузка некоторых уроков учебным материалом, нередко факто-логическим.
Стихийность и бессистемность использования.
Советы педагогу при подготовке к нетрадиционному занятию
Используйте как можно больше мотивационных факторов как на подготовительном этапе, так и во время проведения занятия.
Не допускайте никаких излишеств. Занятие должно быть цельным, гармоничным.
Поощряйте обучающихся соответственно их вкладу в занятие.
Постарайтесь сохранять на протяжении всего занятия взаимопонимание, общий язык с группой, взаимное доверие и уважение.
Залог успеха Вашего нетрадиционного занятия – заблаговременная, тщательная, четко спланированная подготовка, глубокое продумывание и осмысливание форм и методов его проведения.
Оценивайте не только итоги обучения, воспитания и развития, но и картину общения – эмоциональный тон занятия: общение педагога и обучающихся, обучающихся друг с другом, а также отдельных рабочих групп.
Подготовка и проведение занятия в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов:
1. Замысел.
2. Организация.
3. Проведение.
4. Анализ.
1. Замысел - самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
определение временных рамок;
определение темы;
определение типа занятия;
выбор нетрадиционной формы;
выбор форм учебной и воспитательной работы.
Выбор формы занятия
Выбор нетрадиционной формы занятия зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:
специфика изучаемого курса и группы,
характеристика темы (материала),
возрастные особенности обучащихся.
На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип занятия, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму.
Выбор форм учебной работы
При выборе форм учебной работы следует учитывать два главных фактора:
особенности и возможности выбранной формы;
характеристики группы (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном коллективе).
2. Организация. Этот этап в подготовке нетрадиционного занятия состоит из подэтапов:
распределение обязанностей (между педагогом и обучающимися);
написание сценария занятия (с указанием конкретных целей);
подбор заданий и критериев их оценки, методов урока и средств обучения;
разработка критериев оценки деятельности обучающихся.
3. Проведение нетрадиционного занятия.
4. Анализ. Заключительным этапом проведения нетрадиционного занятия является его анализ. Анализ – это оценка прошедшего занятия, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы на будущее необходимо обратить внимание на следующие важные моменты.
Формы проведения занятий в учреждениях дополнительного образования
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом возрастных психологических особенностей детей, целей и задач образовательной программы дополнительного образования, специфики предмета и других факторов. Наиболее общими в дополнительном образовании могут быть следующие формы:
1) Для детей дошкольного и младшего школьного возраста:
беседа с игровыми элементами;
сказка;
сюжетно-ролевая игра;
игра-путешествие;
игра-имитация;
викторины, соревнования, конкурсы, состязания и др.
2) Для детей среднего школьного возраста:
лекция;
учебная игра, ролевая игра;
защита творческого проекта;
творческие конкурсы;
КВН;
заочная экскурсия;
коллективное творческое дело (КТД);
тематические задания по подгруппам.
3) Для учащихся старшего школьного возраста:
проблемная лекция;
пресс-конференция;
практические занятия;
семинар;
тематическая дискуссия;
групповая консультация;
защита творческой работы;
деловая игра, ролевая игра;
презентация (вида деятельности, выставки, проекта и т.п.).
Виды нетрадиционных занятий
Занятия в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т. д. Занятия, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т. д.
Занятия, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, занятие – «дублер начинает действовать» и т. д.
Занятия, напоминающие публичные формы общения: пресс – конференция, брифинг, аукцион, бенефис, телемост, регламентированная дискуссия, панорама, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т. д.
Занятия, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т. д.
Занятия, основанные на имитации деятельности при проведении общественно-культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, игра-путешествие, прогулки и т. д.
Занятия, опирающиеся на фантазию детей: занятие – сказка, занятие – сюрприз и т. д.
Общедидактические принципы организации и проведения нетрадиционных занятий
Принцип
Реализация принципа на практике
Принцип индивидуального подхода к учащимся
Требует построения занятия с учетом личных запросов детей, создания условий для развития их индивидуальных задатков, интересов, склонностей
Принцип связи теории с практикой
Требует осуществления более тесной связи нетрадиционных форм обучения с обычными занятиями: теоретический и практический материал получает дополнительное подтверждение.
Принцип сознательности и активности деятельности
Предполагает создание условий для возникновения интереса воспитаннику к занятию, творческой деятельности по его подготовке и проведению, удовлетворенности ее результатами
Принцип избирательности
Предполагает отбор форм, методов и средств проведения нетрадиционного занятия осуществлять с учетом возраста и подготовленности учащихся, наличия у них интересов к занятиям.
Принцип связи теории с практикой
Предполагает раскрытие детям роли труда и технологии в различных сферах человеческой жизнедеятельности, практической значимости получаемых ими на занятиях знаний, умений, навыков.
Принцип добровольности участия в деятельности
Предполагает наличие у детей конкретного круга интересов, что позволяет им среди многих видов деятельности выбирать тот, который в наибольшей степени соответствуют их внутренним потребностям
Принцип занимательности
Требует использовать разнообразные формы, методы и средства обучения
Требования к проведению занятия
Несмотря на многообразие типов занятий, все они должны отвечать некоторым общим требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения.
Педагог должен сформулировать тему и цель занятия.
Каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим.
На занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной работы воспитанников.
Педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности детей.
Педагог должен добиваться, чтобы усвоение учебного материала осуществлялось на занятии.
Соблюдать санитарно-гигиенические нормы и использовать здоровьесберегающие технологии.
Информационные ресурсы
1. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа. № 4-1998.– с. 56.
2. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. № 2-1995 – с. 55.
3. Григорьев В.М.. Роль игры в оформлении личности школьника. // Советская педагогика. №9-1982 – с. 78.
4. В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание дисциплинированности у подростков, М., 1960 .
5. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе. - Учитель, 2004.
6. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. №2-1992 – с. 221.
7. Осухова Н.Г. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 1997.