Методические рекомендации педагога дополнительного образования по развитию воображения и творческих способностей детей на примере обучения бисероплетению
Методические рекомендации
Курмакаева Лиана Касимовна, педагог дополнительного образования
Муниципального казенного учреждения дополнительного образования детей
«Лямбирский районный Дом детского творчества»
Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
по развитию воображения и творческих способностей детей
на примере обучения бисероплетению
Данные рекомендации направлены на методику раскрытия эффективных вариантов проведения занятий по декоративно-прикладному творчеству, выбранных на основе положительного опыта работы с бисером и для формирования особой формы психологической деятельности детей – воображения. В основу рекомендаций положен 24 летний опыт работы с детьми по разным видам прикладного творчества.
Декоративно-прикладное искусство - это особый мир художественного творчества, бесконечно разнообразная область художественных предметов, создаваемых на протяжении многовековой истории развития человеческой цивилизации. Эта сфера, вне которой невозможно представить себе жизнь человека.
Прикладное искусство предстает перед нами как сложное, богатое по декоративным возможностям глубокое по идейно – образному содержанию явление культуры. Во многих районах нашей страны сохранилось традиционное, основанное на ручном труде и пришедшее от дедов и прадедов народное декоративно-прикладное искусство.
В данной работе хочется остановиться на одном из видов декоративного творчества – бисероплетении, творчестве изготовления украшений из бисера и стекляруса, не требующем особых приспособлений и сложного обучения, но являющемся неисчерпаемым источником вдохновения.
О декоративном искусстве, включая и бисероплетение, существует довольно обширная литература. Анализ методической литературы наглядно свидетельствует о том, что искусство обладает огромными возможностями по развитию творческого потенциала детей. В учебной работе с детьми особенно важно обеспечить удачное начало, т.е. помочь детям почувствовать интерес к познанию нового, вовлечь в процесс совместного мышления, создающего наиболее благоприятные условия для формирования художественной культуры.
Одной из актуальных проблем дополнительного обучения детей, требующей своевременного решения, является развитие их творческих способностей. Для этого, во-первых, необходимо грамотно отобрать содержание предлагаемого детям учебного материала и определить его в соответствии с возрастными возможностями детей. Во-вторых, необходимо ввести в занятие с детьми особые методические действия и приемы, обеспечивающие активное и осмысленное усвоение знаний, умений и навыков.
Данная работа предназначена для эффективного ведения занятий по бисероплетению.
Цель занятий – развитие воображения и творческих способностей младших школьников.
Учебные задачи:
Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер декоративного творчества – бисероплетения.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном, декоративном и художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Прививать любовь к труду и своему отечеству.
(.Воображение и его развитие в детском возрасте.
Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем больше у него возможностей воображения. Воображение очень тесно связано с процессом познания реального мира. Неразрывно воображение и с волевыми качествами личности. Особенно ярко это наблюдается в процессе творческого труда, когда человек сознательно, целенаправленно, в соответствии со своим идейным замыслом воспроизводит прежде полученные образы и создает новые. В этом случае нередко требуются большие волевые усилия, и только при наличии их достигается поставленная цель – создается действительно новое. Источником возникающего элементарного воображения будет то, что воспринимается человеком. Представление воображения формируется у детей на базе развития их восприятия. Обогащая опыт восприятия и специальных наблюдений ребенка, воспитатель тем самым обогащает и развивает его восприятие.
Особенно интересно развивается представление воображения у детей школьного возраста. Этому благоприятствует процесс обучения и воспитания, в ходе которого ребенок знакомится с очень широким кругом предметов, явлений окружающего мира.
У детей младшего школьного возраста воображение опирается на определенный жизненный опыт и на все возрастающие знания. Образы воображения, возникающие у младших школьников в процессе творческой деятельности, ещё крайне не устойчивы и легко меняются под влиянием возникающих, иногда случайных ассоциаций. Эти образы нуждаются в опоре на восприятие.
На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т.д. Благодаря знакомству с искусством, образы воображения у детей становятся более полными и яркими, возникают творческие потребности.
( Творческие возможности.
Творчество – это деятельность, которая дает новые, впервые создаваемые, оригинальные продукты, имеющие общественное значение: открытие новых закономерностей в науке, изобретение новых машин, отыскание способов выведения новых сортов растений и пород животных, создание произведений искусства и литературы и т.д. Источником творческой деятельности является общественная необходимость в том или ином новом продукте ИКТ. Именно потребность общества в чем-то обуславливает возникновение творческой идеи, творческого замысла, что ведет к созданию нового.
Вся деятельность человека в состоянии вдохновения сосредоточена на предмете творчества. Вдохновение нельзя противопоставлять труду. Оно есть результат большого труда.
Чтобы получить доброкачественный материал для творческой деятельности, человеку необходима высокоразвитая наблюдательность. Умение целенаправленно и тонко наблюдать – одна из характерных черт людей, создающих новое в той или иной области человеческой деятельности. Большие запасы наблюдений создают богатый материал для деятельности творческого воображения. Наблюдение дает возможность увидеть не только то, что нужно для осуществления наличного замысла, но и то, что дает толчок к постановке новых проблем, к возникновению новой идеи, нового замысла.
Методические основы работы творческого объединения по бисероплетению.
Основным принципом педагогики является единство обучения и воспитания. Эстетическое и трудовое воспитание средствами декоративно-прикладного искусства тесно связано с образованием и обучением, а эффективность этого единства во многом зависит от организационно-методического уровня постановки учебно-воспитательного процесса.
Организация творческого объединения начинается с подготовки помещения, приобретения материалов и оборудования. От этого во многом зависит успешная деятельность творческого коллектива. Материальное оснащение занятий постоянно должно быть в поле зрения педагога.
Основу учебно-материальной базы, на которой можно осуществлять занятия декоративно-прикладным искусством, составляют учебные мастерские и их учебное оборудование с электронной поддержкой
Помещение для занятий должно быть светлым, теплым и по объему и размерам соответствовать числу занимающихся учащихся. Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам промышленной санитарии и безопасности работы школьников. Особое внимание следует уделить рабочему месту ребенка.
На каждом рабочем месте должно быть сидение, так как эскизирование, рисование, вычерчивание, а также само бисероплетение выполняются сидя. Так как работа связана с кропотливой, тонкой проработкой деталей декоративных композиций, для уменьшения зрительного напряжения при таких операциях нужно позаботиться об освещении. Можно использовать как люминесцентное освещение, так и лампы накаливания. При дневных занятиях освещение должно быть спереди, так как в работе участвуют обе руки, и при боковом освещении будет тень на рабочем месте.
Серьезного внимания со стороны руководителя творческого объединения требуют инструменты, которыми пользуются учащиеся. Руководителю необходимо, подготовить вместе с учащимися удобные, технологически оправданные инструменты, по весу и размеру соответствующие возрастным возможностям школьников и характеру профессиональных движений.
В комнате для занятий должны быть и принадлежности для зарисовок. В этом случае, если возникнет необходимость работы над композицией, учащиеся не будут терять время на поиски бумаги, карандашей, резинок и других материалов и инструментов.
Для занятий со школьниками совершенно не обязательны кондиционные, дефицитные материалы. При работе с производственными отходами и бросовыми материалами учитель имеет больше возможностей для воспитательного воздействия на учащихся. Поэтому необходимо заготовить доступный материал, привлекая к этому и членов объединения (например, материалы для аппликации, отходы проволоки для работ с бисером).
В помещении, где проводятся занятия декоративно-прикладным искусством, должны быть сосредоточены следующие материальные и технические средства обучения:
- компьютер
- справочно-информационная и искусствоведческая литература, комплекты журналов, картотека с рисунками-образцами для первых учебных работ и с вариантами схем по каждому из заданий;
- изделия учащихся прежних лет занятий, распределенные по видам декоративно-прикладного искусства и по годам занятий с указанием фамилии и имени автора, класса, в котором он учился, и года создания работы;
- диатека с наборами дисков диапозитивов и диафильмов по народному декоративно-прикладному искусству, с изделиями детей.
Педагог должен располагать определенным объемом наглядных пособий. В качестве наглядных средств могут быть использованы образцы народного декоративно-прикладного искусства (в материале, репродукциях, слайдах, дисках, кинофильмах), изделия учителя, работы учащихся прежних лет. Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация цветных слайдов, выполненных с работ учащихся – нынешних детей, занимающихся в творческих коллективах.
Учебно-наглядные пособия – плакаты, слайды, диски, таблицы, таблицы, иллюстративный и дидактический материал - будут в большей степени способствовать усвоению детьми изучаемого материала, их трудовому и эстетическому воспитанию, если их оформить технически грамотно, на высоком эстетическом уровне, в соответствии с общим эстетическим оформлением помещения. Использование средств наглядности вызывает более активное восприятие учащимися изучаемого материала, улучшает качество знаний, повышает эффективность процесса трудового и эстетического воспитания школьников средствами декоративно-прикладного искусства. Конкретные примеры и образцы работ по бисероплетению помогают школьникам глубже осваивать абстрактные положения и понятия из области этого искусства. Если учитель при объяснении школьникам даже самых сложных понятий подкрепит их конкретными фактами и образами (демонстрация дисков, слайдов, репродукций, плакатов, образцов выполненных работ из бисера), восприятие учащимися материала будет положительным. Кроме этого, при использовании учебно-наглядных пособий у школьников повышается интерес к работе, желание научиться делать такие же красивые вещи.
В творческом объединении должно быть не более 13-15 человек, иначе руководитель не может вести работу с учащимися, основанную на индивидуально-психологических особенностях детей разных возрастных групп. Весьма важно, особенно на первых занятиях, систематически контролировать работу учащихся, предупреждать или вовремя устранять ошибки. А это возможно лишь при условии, что творческое объединение не перегружено учащимися, иначе руководитель не сможет вовремя помочь каждому из них, особенно на первых занятиях. Однако методика проведения занятий при направленности в сторону большей индивидуализации учебно-воспитательного процесса должна основываться на сохранении коллективного характера обучения и воспитания. Продолжительность одного занятия от 1,5 до 2 часов; более длительные занятия могут привести к утомлению детей, снижению темпа работы, нарушению координации движений. Причем различно и время занятий, которое могут посвятить школьники увлечению по интересам. Для занятий с более младшими и неподготовленными учениками следует планировать 1-1,5 часа, более старшим - 1,5-2 часа. С наиболее подготовленными старшеклассниками занятия могут быть продлены до 2,5 часов.
Занятия декоративно-прикладным искусством очень увлекательны. Интерес, увлеченность работой замедляют наступление утомления и ослабляют его. В процессе увлеченной, целенаправленной работы над изделиями декоративно-прикладного искусства школьники нередко забывают, что нужно отдохнуть. Тем не менее, через определенные промежутки нужно делать небольшие перерывы, передышки, во время которых можно рассмотреть с детьми иллюстрации серий картин, произведений прикладного искусства. Рассматривание сопровождать вопросами к детям, беседой, самостоятельными высказываниями детей. Можно предложить почитать стихи, нарисовать какие-либо маленькие декоративные узоры, например, узор из листьев и т.д. Очень хорошо заполнить перерывы отгадыванием кроссвордов, проводить викторины, тесты (желательно по изучаемому предмету). Это удобно и для педагога и для детей – разряжается напряжение во время работы, выпадает несколько минут интеллектуального отдыха.
Особое место хотелось бы отвести музыкальному сопровождению занятий, в частности классической музыке. Творчество под музыку положительно воздействует на эмоции ребенка. Ребенок становится сосредоточенным, его внимание концентрируется на зрительно – слуховых координациях, а движения рук подчиняются работе “очарованного” музыкой мозга.
Для каждого ученика перерыв в работе может быть и индивидуальным. Это не отвлекает остальных детей, от выполнения собственного задания, не прерывает творческого процесса создания изделий декоративно-прикладного искусства.
В своей методической работе я хочу предложить своеобразные и очень эффективные методы по заполнению перерывов во время занятий, которые представляют оздоравливающий характер, снятию умственного и физического напряжения, снятию отрицательных эмоций (всего этого предостаточно у детей). Эти методы заключаются в следующем:
1. При помощи интерактивных методов (на электронных носителях) просматриваем пейзажи природы при музыкальном сопровождении, например пение птиц, можно просто прослушивать диск с приятной музыкой.
Затем дети закрывают глаза, и педагог проводит для детей медитацию. Эффект превосходный.
Этот метод можно использовать и перед занятиями. Дети как бы «заряжаются положительными эмоциями». На протяжении всего занятия у детей сохраняется прекрасное настроение, и они с радостью воспринимают всю необходимую информацию.
Чтобы наладить четкий ритм в работе объединения, необходимо строго придерживаться намеченного дня и часа его функционирования. Не должно меняться и место проведения кружковых занятий. Учащиеся быстро привыкают к регулярности в занятиях, что положительно сказывается на посещаемости, дисциплине и, в конечном счете, на продуктивности, их творческой деятельности, на результатах их труда. В практике наблюдается наплыв школьников, желающих позаниматься в уже функционирующем объединении декоративно-прикладного искусства перед праздниками, когда возникает необходимость в подарках родным. После праздников, как правило, случайные посетители отсеиваются, а из тех, кто заинтересовался декоративно-прикладным искусством, можно создать самостоятельную группу начинающих. Только здесь преподавателю надо уметь перестроиться на встречу новых детей и индивидуально работать с ними со дня их прихода в объединение по той общей программе, по которой работают и постоянные члены объединения. При большом наплыве желающих целесообразно организовать параллельный коллектив детей.
В объединение школьники приходят с различной степенью подготовленности в графической грамоте, с различным уровнем умений и навыков в обработке материалов. Чтобы у каждого из них занятия шли успешно и слабые не «тормозили» наиболее подготовленных, чтобы непосильность слишком сложных заданий не оттолкнула тех, у кого нет запаса в знаниях и навыках, можно в пределах кружка организовать несколько групп учащихся с различным уровнем подготовки.
Эффективность воспитательного воздействия на учащихся средствами декоративно-прикладного искусства зависит от правильного и своевременного планирования работы детского творческого коллектива. План учебно-воспитательной работы на полугодие и на каждый месяц составляется на основе годовой программы. Составными частями в него должны войти тематический план занятий (с количеством учебных часов по темам), программа, цель работы кружка. В плане должны быть предусмотрены все основные формы занятий - беседа с показом лучших образцов народного искусства, практическая работа, посещение музеев, мастерских художников-прикладников, фабрик прикладного искусства. Намечены встречи с мастерами народного и декоративно-прикладного искусства.
Намеченный план и программа обсуждаются со школьниками на первом занятии, где выбираются также и органы самоуправления - староста и актив объединения. В их функции входит помощь руководителю объединения в возникающих организационных вопросах. На старосту возлагается, в частности, обязанность в составлении графика дежурств и назначении дежурного на каждое занятие. График дежурств способствует приобщению всех детей к активной работе по самообслуживанию. Выбор дежурного, его помощь руководителю - одна из форм развития организаторских способностей детей, привлечения их к систематическому самоуправлению. Так как каждый из учащихся бывает дежурным по нескольку раз, они периодически испытывают воздействие этой формы воспитательной работы. В деятельности объединения должна осуществляться не только преемственность занятий из года в год, но и, по выражению А. С. Макаренко, "преемственность поколений", т.е. сохранение традиций и дружбы между старшими (по времени занятий) и младшими членами объединения.
Чаще всего "записавшиеся" в объединение хотят побыстрее начать работу в материале. Поэтому их (особенно тех, кто не силен в рисунке, в понимании схем) то и дело тянет к каким-то случайным работам, которые они не способны выполнить. Воспитание эстетического вкуса в объединениях декоративно-прикладного искусства должно идти через понимание учащимися художественных и технологических возможностей используемых материалов, что накладывает свой отпечаток на решение образа.
Задача руководителя - ориентировать учащихся на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративно-прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий. Следование образцам на начальном этапе обучения позволяет учащимся усвоить, что и как можно сделать в том или ином материале, в той или иной технике.
В работе по образцам на первом этапе обучения неизбежно наблюдается в определенной степени подражание образцу. Нужно добиваться, чтобы у школьников было не слепое копирование, а сознательное подражание, связанное с изучением, познанием законов построения композиции, приемов исполнения и др., т.е. даже в процессе повторения образца может быть заложен элемент творчества. Работа по образцам - один из этапов творческого роста учащихся. Но этот этап не должен быть самоцелью. Учащиеся должны понять, что через копирование образцов идет освоение приемов работы.
Учащиеся приходят в объединение с настроением создания красивой работы. Поэтому, когда руководитель начинает объяснения, знакомит их с правилами и приемами работы, т.е. проводит вводный инструктаж, их терпения хватает ненадолго. Они становятся невнимательными, нетерпеливыми, желая поскорее приступить к работе. Все это объяснимо с психологической точки зрения. От руководителя требуется учитывать это и проводить инструктаж кратко, целенаправленно, соединяя различные сведения в общую систему. Однако, хотя занятия должны носить в основном практический характер, в начальный период обучения должен соблюдаться принцип решающей роли теоретических занятий. На теоретические сведения выделяется в среднем 20% учебного времени. Теоретические сведения могут быть переданы школьникам в форме тематических бесед. При проведении инструктажа и бесед необходимо применять различные варианты сочетаний слова с демонстрацией наглядных пособий.
Очень много зависит от первого задания, которое руководитель предложит детям. Оно должно быть понятным, доступным для выполнения, интересным по декоративным результатам. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему и его можно было бы выполнить за одно-два занятия. При объяснении первого задания учитель акцентирует внимание школьников не только на конечном результате работы. Не менее важно ясно, четко осветить все этапы, а также цели и задачи, которые стоят перед школьниками в процессе исполнения первоначальных приемов работы с бисером. Это способствует развитию самостоятельности школьников, когда им будет ясна последовательность этапов исполнения изделия от эскиза до завершающих операций, они будут меньше ожидать подсказки от руководителя, проявляя самостоятельность в творческой деятельности.
Первое задание в объединении может быть общим для всех учащихся. Рисунки и схемы плетения для него руководитель должен подготовить сам. При этом возможно использование репродукций декоративных изделий, публикуемых в журналах, книгах, на открытках. Их можно увеличить до нужного размера через эпидиаскоп или давно известным способом по клеточкам. Чтобы не расчерчивать на клетки рисунок в книге, можно аккуратно перевести на кальку его контуры и основные подробности и уже кальку расчертить на клеточки для дальнейшего увеличения. Можно кальку расчертить на клетки и, наложив на рисунок, перерисовать его, увеличивая или уменьшая. С переведенного рисунка делается необходимое количество раздаточных карточек заданий (при помощи КТС).
Отличительной особенностью индивидуально-творческой деятельности в объединении является то, что у каждого ученика свой темп работы, свои сроки реализации различных этапов выполнения одних и тех же заданий. Одни мучительно долго бьются над схемами, у других трудно обстоит дело с навыками ручной моторики. Поэтому, как правило, на задания общего характера даже выполняемые по одному и тому же образцу, у каждого ребенка уходит различное количество времени. Причем это различие может быть довольно значительным: пока одни едва доводят до конца первую композицию, другие успешно завершают несколько работ.
С самого начала надо приучать детей к самостоятельной работе. Получив от учителя рисунок - схему первого задания, ученик должен самостоятельно выбрать материал и приступить к работе. Профессиональные приемы ученик будет осваивать, познавая необходимые материалы (бисер, рубку, стекло) при выполнении каждого из заданий, т.е. обучение будет идти в творческом процессе. После работы по образцам начинается самостоятельная работа учащихся. У школьников различных возрастных групп прослеживаются определенные интересы в выборе тематики для декоративных работ. В основу творческих композиций школьников ложатся сюжеты прочитанных книг, просмотренных кинофильмов (сказочные персонажи, цветы, украшения).
Учащиеся используют сюжеты учебного материала по литературе, бесед по изобразительному искусству. Нередко основу композиции составляют эстетически воспринятые предметы и явления природы, окружающей жизни. В тех случаях, когда ребенок теряется, не зная, что выразить в своей композиции, можно рекомендовать ему несколько тем на выбор. Эффективную помощь учащимся может оказать демонстрация наглядного материала - нескольких работ на подобные темы, выполненных учащимися в прежние годы.
В поисках сюжетов для творческих декоративных работ рекомендуется проводить со школьниками выходы в поле, лес, парк, на улицы города для зарисовок. Внимательно вглядываясь в окружающее, обнаруживая незаметную, неброскую красоту лесов, лугов, полевых цветов, зарисовывая их, учащиеся проникаются чувством любви к родному краю. Находки и зарисовки детей на природе станут основой для будущих композиций.
Провожая учеников на летние каникулы, нужно советовать им иметь при себе всегда альбом и карандаш. В любом месте можно встретить много интересного, и тут же зарисовать понравившийся предмет или мотив.
В работе над творческой композицией ученик может воспользоваться ранее выполненными учебными образцами, подготовленными к ним схемами, а также добрать недостающий материал из других схем, интерпретируя все это в декоративные формы и образы. Работая над темой исторического характера, ученик должен просмотреть книги, журналы, а возможно, и кинофильмы, относящиеся к данному периоду (старинные украшения, схемы). Цель творческих работ - внимательное наблюдение жизненного материала, его глубокое осмысление и эстетическая интерпретация в декоративные образы в соответствии с замыслом и выбранным материалом, развитие творческого воображения. В практике работы объединения нередки случаи, когда удачный творческий рисунок одного подростка привлекает внимание другого, воплощающего в материале композицию, созданную товарищем. Поэтому не надо удивляться появлению нескольких работ одного и того же содержания у разных школьников.
Одна из особенностей занятий в объединении декоративно-прикладного искусства состоит в том, что для выполнения задания требуется длительное время. Чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе над одной и той же вещью, конечный результат которой бывает весьма далек, чтобы, ожидая завтрашнюю перспективу, ощущали радость и красоту сегодняшней работы, чтобы в процессе работы над длительным заданием получили эмоциональную опору, рекомендуется подводить итоги за каждый день работы, повышать результативность и подведение итогов одного занятия аналогично практикующимся в настоящее время на предприятиях народных художественных промыслов нашей страны выставкам изделии одного дня - обсуждению декоративных работ созданных мастерами в течение рабочего дня. Этот эффективный методический прием совершенно необходим в тех случаях, когда дети выполняют длительное задание и конечный результат будет виден не скоро. В этом случае они видят результаты своего труда на каждом занятии, что является стимулом дальнейшей плодотворной работы.
Эффективные результаты в активизации творческой деятельности учащихся дают промежуточные просмотры выполняемых учащимися работ. На текущих промежуточных просмотрах учитель фиксирует достигнутое, ставит новые задачи. Общий промежуточный просмотр можно сделать и тогда, когда выполняется трудное задание и руководитель видит, что не может помочь учащимся в индивидуальном порядке, или, когда видит, что у многих школьников повторяется одна и та же ошибка. При этом ученики, участвуя в обсуждении, будут приучаться к самоконтролю. Здесь же можно высказать знаки одобрения в тех случаях, когда есть первые удачи. Это поднимет эмоциональный настрой учащихся, будет стимулировать их дальнейшую работу, даст прилив новых сил. Зримо ощущая результаты своего труда, наглядно убеждаясь в своих достижениях, ученики работают с большим эмоциональным подъемом. Во время обсуждения изделий нередко возникают прения, в которых отчетливо проявляются, оттачиваются эстетические взгляды и вкусы школьников, развивается их творческое мышление, речь. Руководителю нужно уметь направить внимание школьников в нужное русло. Можно предложить им, не ограничиваясь понятиями "нравится", "не нравится", не боясь ошибиться, проанализировать выставленные работы с точки зрения соответствия их декоративной трактовки материалу, его технологическим особенностям. Большая роль при этом принадлежит воспитателю, который направляет весь ход обсуждения, тактично вносит поправки в оценку школьниками положительных и отрицательных сторон выполненных работ, подводит итог общего разговора.
В конце полугодия занятий и по завершении годового цикла рекомендуется устраивать итоговую выставку. Членами жюри, отбирающими работы на выставку, являются, как правило, наиболее авторитетные учащиеся. Председатель жюри - руководитель объединения. Умелая организация и проведение выставки творческих работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального поощрения, стимулирования творческой деятельности детей. Возможно вознаграждение учащихся грамотой за успешную трудовую и творческую деятельность в процессе занятия декоративно-прикладным искусством.
Обсуждение выставки в присутствии родителей, товарищей по классу, школе, успех индивидуальной деятельности учащихся, ее общественное признание в значительной степени способствует трудовому и эстетическому развитию личности авторов, их самоутверждению.
Наряду с итоговой выставкой творческих работ учащихся можно провести конкурс на лучшее изделие декоративно-прикладного искусства, выделить и отметить наиболее удавшиеся работы. Это будет способствовать привлечению к занятиям декоративно-прикладным искусством новых и новых школьников.
Технология изготовления изделий из бисера.
В наше время технологического прогресса особенно необходимо приводить детей к традиционной культуре. Заинтересовывать старинными праздниками, обычаями, обрядами, прикладными ремёслами. В любой цивилизованной стране мира (раз уж речь идёт о времени технологического прогресса) государство заботится, оберегает традиции своего народа, не говоря уже о странах «третьего мира». Невозможно полноценное и здоровое развитие цивилизации без изучения, сохранения и использования опыта предков каждой конкретной местности.
Одной небольшой частью такого культурного наследия является бисероплетение.
Работать с бисером могут дети начинают с 6 лет. С повышением возрастной категории сложность работы увеличивается. Дети младшей группы (от 6 до 9 лет) занимаются простым плетением украшений. Дети средней группы (от 10 до 13 лет) начинают осваивать бисероплетение с простого плетения и в последующем формы предметов усложняются и составляют плетение сложных форм изделий, требующее определённых навыков.
Искусство изготовления украшений из мелких бус, бисера и стекляруса – низание – один из очень интересных видов народного творчества. Среди разнообразных украшений национального костюма многих народов мира широкой популярностью пользуются украшения из бисера и стекляруса. Это ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки; цепочки и браслеты. Бисером украшают головные уборы (бахромой и поднизями). Разные по форме, размерам и колориту, эти украшения придают прозрачность одежде, дополняют и украшают ее. Бисер и стеклярус могут быть любого цвета и различной величины. Используется также бисер – рубка (мелко рубленный стеклярус), различные по величине бусинки и т.д.
Хранят бисер, стеклярус и бусы в отдельных коробочках, пузырьках. Во время работы бисер раскладывают в маленькие розетки или высыпают на ворсистую ткань, с которой его легко набирать на иголку. Иголки нужны тонкие (№ 0 или 1) с длинным ушком или специальные производства Японии. Нитки применяют армированные, капроновые. Плести можно при помощи тонкой проволоки или лески. Для придания нитке упругости, ее вощат – слегка протирают воском. Рабочей нитью называется нить, на которую набирают бисер или стеклярус. Бусинки или бисер, в которых скрещиваются рабочие нити, называются связкой. Такие бисеринки должны иметь большие отверстия для продевания иголки с ниткой 2 – 3 раза. Во время плетения начатая работа всегда должна находиться в левой руке, а пальцы правой ведут рабочую нить. Бисер должен плотно ложиться на нить, не провисать, но и не морщить изделие. Длина нити берется такая, которая удобна для работы. Когда нить заканчивается, ее удлиняют, для этого продевают новую нить через 5 – 6 бисеринок, завязывая узелки после каждой бисеринки. Ненужные концы обрезают ножницами. Закончив вязание, конец нити закрепляют, пропуская его с помощью иголки через отверстия нескольких ранее нанизанных бисеринок. Изделия из бисера можно делать путем плетения (низания) и путем тканья. Но из бисера ткут редко, так как изделия получаются плотными, тяжелыми и не такими воздушными и ажурными, как при плетении. При перенимании и составлении узоров необходима бумага в клетку, калька, альбомы и фломастеры. Для работы над украшениями необходимо иметь замочки и крючки. Они дают возможности изготавливать ожерелья, плотно облегающие шею. Для сережек приобретаются швензы – застежки. Рисунки для различных украшений можно составлять самим или брать из различных журналов образцы рисунков для вышивки крестом. Выбранный рисунок наносится кружками на основу. В качестве основы используется лист в клетку или специальная сетка, изготовленная на компьютере. Если после изготовления украшений осталось небольшое количество материала, то из него можно сделать брошь или любое другое небольшое по объему изделие.
В народных бисерных украшениях наблюдается разнообразие способов изготовления. В зависимости от рисунка, изделие может быть выполнено одной иглой или двумя. В зависимости от расположения бусинок при нанизывании существует несколько способов изготовления украшений.
В крестик – наиболее распространенная техника низания цепочек различной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.
- Мозаика – нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.
- Плетение – распространенный способ изготовления украшений, наподобие плетения кружев на коклюшках. Плетутся изделия узкими на 3-8 ниток и широкими до 25-30 ниток, соединенных на одном конце в узле. На каждую нитку по счету, соответственно узору, набираются цветные бисеринки и переплетаются под прямым или косым углом
- Низание – нанизывание бисеринок на нитку сквозной ажурной сеткой, наподобие вязания кружев крючком воздушными петлями
Плетение основы сетки.
Плетется одной ниткой с одной иголкой, слева направо или справа налево.
Набрать 16 бисеринок и вернуть иглу в 9-ю бисеринку.
Набрать 3 бисеринки и пройти иглой через 5-ю.
Набрать 3 бисеринки и пройти в 1-ю.
(Для примера сплести небольшой образец разными через одну по цвету бисеринками, и будет видно, где 9-я, где 5-я, так как цвет другой)
Набираем 4 бисеринки (эта линия будет у шеи) и пройти через центральную бисеринку предыдущего ряда. №21.
Набрать 3 бисеринки и пройти иглой через 18-ю.
Набрать 3 бисеринки и пройти иглой через 15-ю бисеринку (центральную бисеринку предыдущего ряда) и т.д.
Число квадратов зависит от узора и желания, но в последнем квадрате, в крайнем ряду, набрать 5 бисеринок и иглой пройти в центр бусинки предыдущего ряда № 31 и т.д.
После освоения приемов плетения основы сетки, можно приступить к плетению самых разнообразных воротников и колье.
Бисерный воротник с цветами
Составление узора. Рисунки можно составить самим или применить любой узор вышитых, тканых или вязаных изделий.
Плетется на основе сетки, но я предлагаю плетение не вертикальное (сверху вниз), как обычно, а по горизонтали (справа налево). Плетется одной ниткой с одной иголкой в 4 этапа:
Выплетается нужное количество цветов (равное длине воротника).
Соединяем цветы между собой.
Выплетаем снизу вверх сетку воротника, производя плетение по горизонтали, одновременно подсоединяются к сетке готовые цветы.
Выравниваем боковые края воротника.
Плетение начинаем с цветочков
На иголку с ниткой набираем 14 светлых бисеринок и делаем кольцо.
Набираем 4 светлых, 9 темных и 4 светлых бисеринок и пропускаем иголку через 4-ю бисеринку со стороны 4-й бисеринки.
Набираем 3 светлых бисеринки (32;33;34) и пропускаем иголку через 5 бисеринку со стороны6-й бисеринки.
Снова набираем 9 темных и 4 светлых бисеринок и пропускаем иголку через 5 бисеринку со стороны 6-й бисеринки.
Продолжаем по схеме, пока не сделаем 6 лепестков.
Для последнего лепестка набираем 9 темных бисеринок и пропускаем иголку через 18-ю светлую бисеринку со стороны 19-й бисеринки. Набираем 3 светлых бисеринки и пропускаем иголку через 1-ю бисеринку. Один цветок готов.
Делаем нужное количество цветов и соединяем их в ряд. Для этого пропускаем нитку с иголкой через бисеринки по лепестку и выходим в 5-ю темную бисеринку (середина верхушки лепестка). Набираем одну светлую бисеринку и пропускаем нитку с иголкой через середину верхушки лепестка следующего цветка, набираем еще одну светлую бисеринку и, пропуская нитку с иголкой через бисеринки, выходим к середине противоположного лепестка этого же цветка и т.д.
Далее выплетаем по рядам справа налево сетку воротника. Для первого ряда пропускаем иголку с ниткой через среднюю (5-ю) темную бисеринку верхнего лепестка. Набираем 4 темных, 1 светлую, 5 темных и 3 светлых бисеринки. Пропускаем иголку через последнюю темную (5-ю) бисеринку со стороны 4-й темной бисеринки, чтобы получился квадратик. Затем набираем 4 темных, 1 светлую, 4 темных и пропускаем иголку через среднюю темную бисеринку следующего цветка. Таким же образом плетем весь первый ряд.
Для второго ряда набираем 4 темных, 1 светлую, 4 темных, 1 светлую, 4 темных бисеринок и пропускаем иголку через первую светлую бисеринку первого ряда. Затем 4 темных, 1 светлую, 4 темных и пропускаем иголку через следующую светлую бисеринку. И так далее. В самом последнем ряду между светлыми бисеринками предыдущего ряда находятся 3 темных бисеринки.
Последним этапом работы выравниваем боковые края воротника, пропуская иголку через светлые бисеринки и, располагая между ними нужное количество темных бисеринок. Таким образом, у нас получился оригинальный воротник, который может украсить любую вещь.
15