Методическая разработка профориентационного тренинга на тему: Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии.
Умение учитывать сильные и слабые стороны своей личности при выборе профессии. 7 занятие
Профориентация школьников - Тренинги по профориентации
Цели: самооценка личности; повышение внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности; анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии.Задачи: закрепить алгоритм анализа своих сильных и слабых сторон; дать характеристику зрелой личности.Техника:"Моя личность".Необходимое оборудование: тетради, ручки.
Ход занятияАнализ домашнего задания (20-25 мин)Занятие начинается с обмена впечатлениями о предыдущем занятии и о выполнении домашнего задания. При несделанном домашнем задании ведущие дают не более 15 мин на его выполнение. Это время не входит в общее время занятия.Участники группы отвечают на вопросы:1. Что было наиболее сложным и наиболее легким при выполнении задания?2. О чем заставило задуматься его выполнение?3. Что нового я узнал о себе?4. Чем было полезно выполнение задания?Задание: Выписать из информационной карты профессии, в которых лучше всего будут реализованы наиболее важные для участника цели. Если ни в одной профессии их реализовать невозможно, то написать, в каких жизненных сферах (семья, хобби и др.) они могут быть реализованы.5. Какую информацию необходимо еще собрать каждому из участников, чтобы знать, где можно реализовать свои цели максимально? (Выполняется письменно.)Вступление ведущих (2-3 мин)Задачи: выстраивание логики встреч; необходимость анализа своих особенностей при принятии решения."В ходе наших встреч мы как бы прокладываем путь, по которому должно идти реальное принятие решения о выборе профессии. Вначале мы обсуждали то, что лежит на поверхности, каковы мы в общении с другими людьми. Затем "теоретически" освоили алгоритм принятия решения. Теперь занимаемся одной из ступенек алгоритма анализом своих ценностей, способностей и особенностей личности. На прошлой встрече мы затронули тему, очень важную для каждого человека: "На что я способен, что я могу делать и достичь в жизни".Обсуждение впечатлений от предыдущей встречи (10-15 мин)Ведется аналогично второму занятию. Кроме того, необходимо затронуть следующие вопросы: Как каждый из членов группы воспринял необходимость публичного рассказа о самом себе, обсуждения своих способностей? Какие чувства он при этом испытывал? Какие чувства он испытывал, когда сам участвовал в обсуждении другого человека? Какие изменения произошли со времени предыдущего занятия в мыслях о самом себе? Если сегодня придется также рассказать о себе, как он к этому отнесётся?
"Моя личность" (1,5 - 2 часа).
Задачи: Дознание особенностей своей личности; определение пути развития для достижения характеристик зрелости личности.Вступление "На протяжении нескольких встреч мы говорим о самопознании системы ценностей, способностей, себя как субъекта общения. Сегодня мы будем говорить о самопознании особенностей личности, черт характера. Личность и характер чаще всего являются предметом обсуждения. Когда мы рассказываем о себе или о ком-то другом, то говорим: "Я эгоист", "Он сегодня взвинчен", "Она добрая" и т.д.В личности человека теснее всего переплетаются его индивидуальность и неповторимость, его зависимость от общественных отношений и общественной системы ценностей. Личность человека, его характер формируются в совместной деятельности (игре, общении, труде, учении) с другими людьми, в ходе, которой человек усваивает систему общественных отношений. Но личностью становится лишь тот, кто активно стремится расширить пределы своей деятельности, выйти за рамки того, что от него требуют. Личность обладает собственными устойчивыми интересами, идеалами, вкусами, т.е. тем, что обусловливает поведение человека; осознанно относится ко всему происходящему; осознаёт себя, умеет оценить свои поступки и наметить пути собственного развития.Что же скрывается под понятием "личность"? Точнее из чего складывается осознание человеком самого себя? Прежде всего, мы имеем представление о строении своего тела, "схемы тела", биологически обусловленных особенностях. Порождаемые биологически обусловленными особенностями черты характера (например, различия мужского и женского характера, особенности характера больного человека, особенности характера физически очень сильного человека и т.д.) становятся особенностями личности.Во-вторых, мы осознаём самочувствие: состояние тела, его функций, отношение к окружающему, напряженность потребностей и многое другое. В-третьих – свои переживания и действия. Их мы должны рассматривать как бы извне для того, чтобы точнее их скоординировать с самим собой и с другими.На прошлой встрече мы говорили ещё об одном аспекте личности - способностях. Их проявление и степень осознания также влияют на формирование личности. Мы часто сравниваем свои успехи, обусловленные способностями, с успехами других. Такое сравнение вызывает у нас целую гамму чувств – от гордости за своё умение до чувства зависти и собственной неполноценности. Имея ненасытное стремление к успеху, мы можем испытывать необъяснимую тревогу, боязнь потерять всё, что имеем. В этом случае оно превращается в пытку и сами успехи уже не радуют. Возможен и такой вариант: мы ценим не свои способности и талант, а в то время как люди менее одарённые, но более целеустремлённые добиваются большего.Следующая область самосознания - наш характер. Под характером понимаются особенности личности, проявляющиеся в поведении. Познание характера позволяет со значительной долей вероятности предсказать поведение и тем самым корректировать действия и поступки. Среди черт характера одни, как правило, выступают первостепенными, другие – второстепенными, при этом они могут гармонировать, а могут противоречить друг другу. Характер проявляется в общении (общительный – замкнутый), в отношении к делу (ответственность или недобросовестность, трудолюбие или лень и т.д.), в отношении к себе ( скромность или самовлюблённость. Гордость или чувство неполноценности ). Черты характера обладают устойчивостью, но и пластичностью. Характер человека зависит от направленности его интересов, идеалов, убеждений, мировоззрения; когда человеку чего-то захотелось, то это приводит его в состояние активности, которое полностью подчиняет себе поведение человека. Например, бывает трудно оторваться от увлекательной книги, отказаться от кино, даже если есть более важные дела. Существуют потребности других людей, с которыми необходимо считаться, например потребности наших родителей в том, чтобы мы выполняли определённую работу по дому. Для исполнения потребностей других обычно необходимо прилагать волевые усилия. Понимать свои желания, интересы и потребности необходимо для того, чтобы сознательно регулировать свою жизнь и поведение.В целом же можно сказать, что интерес к самому себе не является любопытством. Скорее, он – необходимость. Те люди, которые лучше осознают себя и других, как правило, действуют более эффективно. Они могут осознать свои возможности и, в силу этого, принять более адекватные решения.