Рабочая программа элективного курса «Математика и информационные технологии в мире профессий»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Руководитель ШМО
__________________ Заместитель директора Директор МБОУ СОШ №2

Протокол ШМО __________________2015 г. Приказ от_____________2015г. №______
____________2015г. №___ __________________ __________________________


Рабочая программа
элективного курса
«Математика и информационные технологии в мире профессий»
Программа рассчитана на 9 часов

Составитель рабочей программы
Мишурова Любовь Александровна
г. Радужный
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Элективный курс рассчитан для учащихся 9 б класса и посвящен систематическому изложению материала, связанного с понятием модуля и его применения при решении неравенств
Цели курса:
Научить разным методам решения неравенств, в которых присутствует модуль числа.
Развить умение преодолевать трудности при решении неравенств разного уровня сложности.
Формирование логического, абстрактного, систематического мышления.
Потребность в проведении элективного курса возникла в связи с тем, что:
в учебных пособиях мало заданий с модулем числа;
не разнообразны в системе методы и приемы решения неравенств с модулем;
неравенства с модулем систематически встречаются на государственной итоговой аттестации, контрольно – диагностических работах и при поступлении в различные учебные заведения.
Предлагаемый элективный курс своим содержанием сможет привлечь внимание учащихся 9 б класса, которым интересна математика. Данный элективный курс направлен на расширение знаний учащихся, повышение уровня математической подготовки через решение большого числа разнообразных задач. Стоит отметить, что навыки в решении неравенств, содержащих модуль, совершенно необходимы любому ученику, желающему не только успешно выступить на математических олимпиадах, но и хорошо подготовиться к поступлению в дальнейшем средние учебные заведения. Наряду с основной задачей обучения математики – обеспечением прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, данный элективный курс предусматривает формирование устойчивого интереса к предмету, выявление и развитие математических способностей, ориентацию на профессии, существенным образом связанные с математикой, выбору профиля дальнейшего обучения.
Цели курса:
помочь повысить уровень понимания и практической подготовки в таких вопросах, как:
преобразование выражений, содержащих модуль;
решение уравнений и неравенств, содержащих модуль;
построение графиков элементарных функций, содержащих модуль;
создать в совокупности с основными разделами курса базу для развития способностей учащихся;
помочь осознать степень своего интереса к предмету и оценить возможности овладения им с точки зрения дальнейшей перспективы.
Задачи курса:
научить учащихся преобразовывать выражения, содержащие модуль;
научить учащихся решать неравенства, содержащие модуль;
помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования;
помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы.
Данный элективный курс рассчитан на 9 часов, предполагает компактное и четкое изложение теории вопроса, решение типовых задач, самостоятельную работу. В программе приводится примерное распределение учебного времени, включающее план занятий. Каждое занятие состоит из двух частей: задачи, решаемые с учителем и задачи для самостоятельного (или домашнего) решения. Основные формы организации учебных занятий: лекция, объяснение, практическая работа, творческие задания. Разнообразный материал дает возможность отбирать дополнительные задания для учащихся разной степени подготовки: уровень сложности задач варьируется от простых до олимпиадных. Все занятия направлены па развитие интереса школьников к предмету, на расширение представлений об изучаемом материале, на решение новых и интересных задач.
В результате изучения курса учащиеся должны уметь:
точно и грамотно формулировать теоретические положения и излагать собственные рассуждения в ходе решения заданий;
применять изученные алгоритмы для решения соответствующих заданий:
преобразовывать выражения, содержащие модуль;
решать уравнения, содержащие модуль;
строить графики элементарных функций, содержащих модуль.
По окончанию курса учащиеся сдают зачет, который может проходит ь как в виде зачёта, так и в виде игры.
Элективный курс в основном предназначен для учащихся, увлекающихся математикой, но благодаря содержанию курс может быть интересен и другим категориям школьников. Элективный курс построен на материале “Алгебра 7-9 класс”. Содержание элективного курса качественно
отличается от базового тем, что в нем будут изучаться многие замечательные неравенства с модулем числа, которых нет в учебниках.
Возможны следующие виды деятельности учащихся:
Устное сообщение;
Написание рефератов, докладов, творческих работ;
Проекты.
Учащимся можно самостоятельно выбирать вид отчетной работы; литературу. Критерии успешной работы учащихся: при выполнении не менее 2 работ ученик получает зачет.
Содержание программы
Тема 1. Модуль действительного числа. Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля числа. (1ч)
Занятие 1. Модуль. Общие сведения: определение, свойства модуля, геометрический смысл модуля. Преобразование выражений, содержащих модуль
Тема 2. Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств. (1ч)
Занятие 1. Числовые неравенства. Свойства числовых неравенств.
Тема 3. Решение неравенств, содержащих модуль. (4ч)
Занятие 1. Решение неравенств, содержащих модуль. Решение неравенств вида:|x|≤a,
|x|≥a.
Занятие 2. Решение неравенств вида: |f(x)|≤a и |f(x)|≤|g(x)|.
Занятие 3. Решение неравенств вида: f(x)|≤|g(x)| и f(x)|≥|g(x)|.
Занятие 4. Решение неравенств, содержащих модули, методом промежутков.
Практикум
Тема 4. Построение множества точек на координатной прямой, плоскости, содержащих знак модуля числа. (2ч)
Занятие 1. Строить множество точек на координатной прямой, плоскости, содержащих знак модуля числа.
Тема 5. Итоговое задание. (1ч)
Занятие 1. Диагностическая работа.
Учебно-тематический план
№ Название темы Кол-во часов Кол-со лекций Практика Форма занятия Образовательный продукт
1 Модуль действительного числа. Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля. 1 0,5 0,5 Анкета Устные сообщения
Таблица «Свойства модуля»
2 Числовые неравенства Свойства числовых неравенств. 1 0,5 0,5 Лекция с элементами практики. Таблица «Свойства неравенств»
3 Решение неравенств, содержащих модуль. 4 1 3 Практикум Творческие работы учащихся.
Выступление в парах
4 Построение множества точек на координатной прямой, плоскости, содержащих знак
Модуля числа. 2 1 1 Занятие -исследование Работа с литерат. Доклад, творческие работы учащихся(Д/З)
5 Итоговое занятие. Диагностическая работа. 1 - 1 Диагностическая работа Различные способы решения неравенств.
№ Название темы Количество часов Дата Корректировка
1 Модуль действительного числа. Основные свойства модуля числа. Геометрический смысл модуля. 1 16.01 2 Числовые неравенства Свойства числовых неравенств. 1 30.01 3 Решение неравенств, содержащих модуль. 1 13.02 4 Решение неравенств, содержащих модуль. 1 27.02 5 Решение неравенств, содержащих модуль. 1 13.03 6 Решение неравенств, содержащих модуль. 1 10.04 7 Построение множества точек на координатной прямой, плоскости, содержащих знак
Модуля числа. 1 24.04 8 Построение множества точек на координатной прямой, плоскости, содержащих знак
Модуля числа. 1 15.05 9 Итоговое занятие. Диагностическая работа. 1 22.05 ИТОГО: 9 Учебно-тематический план

Литература для учащихся
Аверьянов Д. И., Алтынов П. И., Баврин Н. Н. Математика: большой справочник для школьников и поступающих в вузы. - 2-е изд. - М.: Дрофа. 1999. - 864 с.
Алгебра. 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учеб. заведен / К.С. Муравин, Г. К. Муравим, Г. В. Дорофеев. - М.: Дрофа, 1997. - 208 с.
Виленкин Н.Я, Виленкин Л.Н., Сурвилло Г.С. и др. Алгебра. 8 класс: учебн. пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 1995. - 256 с.
Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С., Симонов А.С., Кудрявцев А.И. Алгебра. 9 класс: учебн. пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики. - М.: Просвещение, 1996. - 384 с.
Галицкий М. Л. и др. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов: учебн. пособие для учащихся и классов с углубленным изучением математики. - З-е изд. - М.: Просвещение 1995. - 2 1 7 с.
Список учебно-методической литературы
Литература для учителя
Скворцова М. Уравнения и неравенства с модулем. 8-9 классы // Математика. - № 20. - 2004. - С. 17.
Вавилов В.В., Мельников И.И., Олехник С. Н.,ПасиченкоП.И. Задачи по математике. Уравнения и неравенства: справочное пособие. - М.: Наука. 1987.
Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Планирование учебного материала для 8 класса с углубленным изучением математики: методическое пособие. - М., 1988. - 78 с.
Гусев В. А. Внеклассная работа по математике в 6—8 классах: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1984.
Садыкина II. Построение графиков и зависимостей, содержащих знак модуля // Математика. - № 33. - 2004. - С. 19-21.
Егерман Е. Задачи с модулем. 9-10 классы // Математика. - № 23. - 2004.-С. 18-20.