Статья по теме Занятие клуба будущих избирателей как средство воспитания и условие повышения повышения правовой грамотности субъектов образовательного процесса
Афанасьева Т. Н.-статья
«Занятия «Клуба будущих избирателей» как средство гражданского воспитания и условие повышения правовой грамотности субъектов образовательного процесса в школе».
Занятия Клуба будущих избирателей содействуют формированию гражданственно-правовых компетенций школьников,предполагают сотрудничество и взаимодействие с избирательными комиссиями города и области, Центром правового воспитания, имеют практико-ориентированную направленность на планируемые результаты обучения, содействуют формированию универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных. Данное занятие ориентировано на учащихся 9 классов в рамках элективного курса «Введение в избирательное право» и предполагает выполнение заданий творческого уровня с целью развития потенциала личности и осуществления мониторинга личностного роста школьника (составление «Портфолио будущего избирателя») (1).
Занятие предполагает выполнение исследовательских проектов, использование информационных технологий. Занятие по данной теме позволяет реализовать деятельностный и личностно-ориентированный подходы, использовать данные социологических исследований с целью выявления уровня правовой культуры и степени электоральной активности; использовать статистических данные, полученные в ходе интервьюирования членов избирательной комиссии и информационной поддержки - данных интернет-портала www.belgarant (2).
Тема занятия: Выбор. Выборы? Выборы!
Цели занятия:
-познакомить учащихся с различными проблемами и взглядами на происходящие события в период избирательной компании 08.09. 2013 года в городе Белгороде;
-развивать ключевые социальные компетенции, такие как, владение приемами сравнительного и критического анализа, системного подхода избирательных отношений, доказательной аргументации собственной точки зрения при оценке различных позиций;
- воспитание правовой и политической культуры, формирование гражданственности, электоральной активности, стремления к изучению истории проведения предвыборных компаний в городе Белгороде;
Оборудование: шляпы красного, желтого, синего, зеленого, черного, белого цветов; статистические данные, плакаты по теме «Выборы», избирательный кодекс Белгородской области, схема «Выборы», макет «Дерево решений», Рабочий лист занятия, лист самооценки, рисунок «Живая линия», тест «Лидерский потенциал», тесты «Избирательное право», техническое обеспечение урока - компьютерная поддержка.Тип занятия: проблемный разговор.
Форма проведения: шляпы мышления.
Мотивационный блок: Чтобы почувствовать себя причастным к жизни своего государства, своего народа, своей малой родины, чтобы понять: от моей позиции зависит многое в моей стране, в моем городе, в моей судьбе. Я – гражданин.
Актуализация знаний:
Составьте словесный портрет гражданина и попытайтесь сформулировать определение понятия «гражданин».
Учитель: мы определили, что гражданин-человек, активно участвующий в жизни страны, имеющий права и несущий обязанности перед государством.
Какими правами наделен гражданин? (социальными, экономическими, политическими, гражданскими, культурными).
Какой документ закрепляет права и обязанности граждан РФ? (Конституция РФ).
Проанализируйте статью 32 Конституции РФ и определите, каким образом гражданин принимает участие в жизни страны (граждане РФ имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме, имеют равный доступ к государственной службе, граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия).
Запись темы урока в Рабочем листе занятия: Нужно ли делать выбор? Нужно ли реализовывать право выбора?
Совместное целеполагание.
1.Что мы будем делать ? (Попытаемся дать оценку избирательной кампании 2013 года, выработать свою гражданскую позицию по вопросу реализации права выбора, будем решать проблемы, доказывать и аргументировать свою точку зрения).
2.Как мы будем это делать? (Формы работы на занятии- индивидуальные, парные, групповые. Мы разобьемся на 5 микро-групп по 3 человека, каждая из которых должна проанализировать документы, подготовить выступление, исходя из выбранной вами позиции – «Шляпы мышления». Анализировать результаты социологического опроса среди учащихся школы, проведенного вами накануне занятия. Будем защищать творческие проекты (опережающие задания).
3.Зачем нам это нужно? (повысить свою правовую культуру; определиться с выбором; формировать умения аргументировать свою позицию; познакомиться с событиями, происходящими в городе, в том числе и с избирательной кампанией 08.09.2013 года).
Учитель: Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему все же принадлежит слава за все хорошее, что есть в жизни (Р. Ролан). Ответственность мы несем за выбор, который совершаем. Мы выбираем школу, кружок, друзей, спутника жизни и будущую судьбу. Сегодня мы поговорим о самой важной из форм политической активности - выборах.
Что же такое выборы? Прием «Корзина идей»:
-Подберите слова – ассоциации к понятию «выборы». Сгруппируйте, ранжируйте ассоциации. Что вам известно по теме выборы? Обменяйтесь информацией в парах и назовите какое-то одно сведение. Опустите в корзину свои предложения. Сформулируйте определение понятия. Слайд-поддержки.
Выборы- форма непосредственной власти народа, определенная политическая процедура, юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять их интересы в органах власти.
Личностно-значимая проблема: Нужно ли осуществлять выбор и право выбора?
Задания для жюри (членов избирательной комиссии): выберите лучшего игрока и самую активную группу.
Учитель: Я предлагаю вашему вниманию мультипликационный фильм Гарри Бардина «Адажио». Как вы считаете, необходимо ли реализовать право выбора?
Прием «Живая линия»: Определитесь с позицией выбора «за» или «против» , аргументируйте свой выбор. Займите позицию относительно «живой линии». Высказывания учащихся.
Учащиеся: жюри заполняет схему: «Мой голос на выборах – это…»,аргументируют свою позицию.
Учитель: Я предлагаю вам просмотреть вторую часть фильма Гарри Бардина.
Перекрестная дискуссия «К барьеру» (блоки: личностный, политический, экономический, социальный). Руководствуйтесь требованиями к проведению дискуссии (подтверждение фактами позиции). Займите свою позицию относительно «живой линии». Изменилась ли ваша позиция?
Учитель: Как вы относитесь к позиции тех, кто высказался против реализации права выбора? Кто изменил свою точку зрения? Аргументируйте позиции.
Учитель: следующий этап занятия – «Шляпы мышления».
1.Белая шляпа – констатация факта.
Избирательная система РФ претерпела существенные изменения после принятия конституции 1993 года. В РФ действуют принципы демократических выборов на основе всеобщего, демократического, равного, прямого, альтернативного участия в выборах при наличии добровольности и тайного голосования.
Изменения в период выборов: «Избирательная комиссия Белгородской области:20 лет демократических выборов». Интервью Н. Т. Плетнева председателя Избирательной комиссии Белгородской области, для аудитории интернет - портала www.belgarant.ru.
Депутаты Совета депутатов города Белгорода также впервые избирались по смешанной (мажоритарно- пропорциональной) системе: половина (27) от установленной Уставом города численности депутатов избирались по одномандатным округам, а другая половина депутатов (27) избирались по спискам политических партий. Слайд. Диаграмма «Распределение голосов по единому избирательному округу», «Активность избирателей в процентном соотношении от числа избирателей, включенных в списки избирателей» (3.1).
2.Красная шляпа - эмоции.
При проведении выборов депутатов органов местного самоуправления 8 сентября 2013 года избирательная кампания велась предельно корректно.
Недоумение вызвало то, что кандидаты от иных партий не сумели предложить действенной программы и не смогли получить определенное количество голосов по сравнению с партией «Единая Россия».
Мы исследовали литературу и сделали выводы: диаграмма «Итоги муниципальных выборов 8 сентября 2013»: «Единая Россия» одержала на выборах в представительные органы местного самоуправления убедительную победу. По озвученным Избиркомом результатам выборов депутатами земских, поселковых, городских собраний стали 2 356 представителей Единой России, в среднем по области партия набрала 83,58% голосов избирателей. Н. Плетнёв отметил возросшую роль политических партий на выборах. На 2 809 мандата в земские, поселковые и городские собрания претендовали 4 436 кандидатов, из них 3 713 или 84 % – представители политических партий и общественных объединений(3.2).
Слайд. 3.Желтая шляпа – положительная оценка.
Белгородская область демонстрирует одни из самых высоких показателей на общероссийском фоне.
Состав представительных органов местного самоуправления Белгородской области значительно обновился. Более 10 процентов депутатов (в составе прошлого созыва их было 5 процентов) – это молодые люди в возрасте до 30 лет. Для них это возможность наработать опыт, ведь общество делает ставку на молодых, активных и руководителей и депутатов органов местного самоуправления.
По количеству участвующих в выборах партий кампания стала рекордной за всю политическую историю областного центра. Приняли участие в выборах депутатов Совета депутатов г. Белгорода пятого созыва 14 политических партий. По единым спискам от избирательных объединений баллотировалось 162 кандидата в депутаты. Обеспечена высокая многопартийная политическая конкуренция.
Слайд . Диаграмма « Количество наблюдателей в избирательной кампании»(3.3).
За ходом голосования и подсчетом голосов на выборах депутатов Государственной Думы 2011 года наблюдали 6380 наблюдателей, членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и представителей СМИ, на выборах Президента Российской Федерации в 2012 году – 5705, на выборах Губернатора Белгородской области в 2012 году – 5411, на выборах органов местного самоуправления в 2013 году – 3590 человек.Учитель: Мы услышали позитивную оценку избирательных кампаний, но для того, чтобы дать объективную оценку, необходимо выявить и негативные моменты в ходе их проведения. Предоставим слово оппонентам.
3.Черная шляпа – критика.
Членов облизбиркома обеспокоила недостаточная информированность избирателей о тех кандидатах, за которых они голосовали. Некоторые люди приходили на выборы, имея отдалённое представление, за кого они будут отдавать свои голоса. Из интервью Н. Т. Плетнева председателя Избирательной комиссии Белгородской области (портал www.belgarant.ru) анализ избирательной кампании 08.09.2013 года выявил критические аспекты: причина относительного снижения явки избирателей связана с тем, что 8 сентября многие избиратели еще находятся в отпусках, заняты работой на огородах; студенты на местных выборах голосуют только по месту регистрации, но они недавно вернулись с каникул и, времени для проведения с ними разъяснительной работы было очень мало; иногородние студенты в первый выходной день учебы по месту жительства 8 сентября не выезжали; местные партийные органы недостаточно мобилизовали своих сторонников для участия в голосовании.Неоправданно исключен из законодательства институт досрочного голосования на региональных и местных выборах.
Учитель: предоставим слово «Зеленой шляпе». Ее позиция предполагает творческий и креативный подход к решению поставленных задач.
4. Зеленая шляпа – творчество. Мы предлагаем жюри поучаствовать в нашей работе. Сделайте свой выбор: вашему вниманию будет предоставлена защита проектов учащихся – плакатов «Молодежь за выборы». Оцените предоставленные работы по критериям, которые содержатся в Листах оценивания. Защита плакатов.
Следующим этапом нашего занятия является этап «Азбука избирателя»:
Для групп подготовлены задания: тест «Избирательное право», «Виды избирательных систем и их достоинства», « Принципы избирательного права», «Этапы голосования», « Избирательные цензы». Группы готовят вопросы.
Учитель. Тест «Лидерский потенциал» позволяет выявить качества лидера. Вы можете в будущем быть избранниками народа, многое сделать для своей малой родины и страны, вы сможете разрешить проблему нашего занятия. Нужно ли осуществлять право выбора? Высказывания учащихся.
Синяя шляпа – подведение итогов (совместно с учащимися).
Чему научились? Что узнали нового? Каков ваш личный вклад? Прикрепите яблоки-плоды работы к «Древу решений». Возьмите листы самооценки и оцените работу группы. Жюри подводит итоги. Награждение игроков и команд. Прием «Аплодисменты».
Рефлексия: Передаем клубок так, чтобы получилась паутина. Нить наматываем на указательный палец и передаем товарищу, говоря друг другу пожелания. Получилось «полотно счастья». Я разрежу нити, а нить, которая останется у вас в руках - путеводная. Она поможет вам найти выход из сложной ситуации и сделать правильный выбор.
Перспективные итоги занятия : повышение уровня правовой и политической культуры, формирование гражданственности, формирование ценностных установок -гуманизма, толерантности, ответственности.
Список литературы:
1.Элективный курс «Введение в избирательное право», 34 учебных часов. Афанасьева Т. Н., Сергеева С. П. Белгород. 2013.
2. Интернет-портал Белгородской избирательной комиссии - www.belgarant;
3.Выборы депутатов Совета депутатов города Белгорода пятого созыва 08.09.2013. Электоральная статистика. Белгород. 2013.