Сценарий профориентационного занятия для старшеклассников

«Секреты выбора профессии»
(профориентационное занятие для обучающихся 9 класса)

Цель: формирование понятия «цель выбора профессии»
Задачи:
- образовательная: выявить зависимость между тремя слагаемыми “хочу”, “могу”, “надо” и выбором профессии при составлении профессионального плана;
- развивающая: способствовать развитию познавательной активности обучающихся, коммуникативной и рефлексивной компетентностей;
-воспитательная: создать условия для воспитания навыков сотрудничества, умения слушать и работать в группе; воспитания уважительного отношения к деятельности обучающихся
Основные методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный;
- проблемное изложение материала;
- частично-поисковый.
Форма организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- индивидуальная;
- групповая.
Средства обучения:
- интерактивные методы (использование компьютера, проектора);
- раздаточный материал для групповой работы.

Ход занятия:

(играет музыка – фон)

1. Добрый день, я рада приветствовать вас сегодня на нашем занятии. Входя в зал, вы каждый выбрали себе необычный мяч, он с шипами, и я предлагаю вам сейчас поделиться с мячом своей теплотой, добротой и дружеским расположением. Спасибо!
А сейчас этот мяч поможет нам заполнить «Корзину везения», для этого мы будем подходить к ней, называть свое имя и говорить о том, в чем мне повезло в этой жизни. Начнем с меня: Елена Николаевна, педагог-психолог детского дома, мне повезло в этой жизни, что рядом со мной всегда находятся дети (кладет мяч в корзину) и т.д.
Спасибо, заполнив «Корзину везения», мы чуть ближе стали друг к другу, чуть больше узнали друг о друге.

(музыка заканчивается)

2. Выбор профессии – это сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии во многом зависит будущая судьба. Правильно выбрать профессию – значит найти свое место в жизни; поспешность, легкомысленность может расстроить жизненные устремления и сделать человека несчастным. Правильный выбор профессии позволит вам полностью реализовать свой потенциал, избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.
Как и любое дело, выбор профессии начинается с постановки цели. Цели должны быть: (РАБОТА С ДОСКОЙ цели написаны на листочках, крепятся на доску магнитом).
Конкретными (хочу получить Нобелевскую премию в области литературы, купить домик в деревне на берегу Оки, стать самым крупным бизнесменом в нашем подъезде, пробежать марафонскую дистанцию за три часа и.т.д.);
Реалистичными, то есть соотнесенными с собственными возможностями – физическими, интеллектуальными, финансовыми, возрастными и т.д. (если нет литературных способностей, то Нобелевская премия в области литературы – цель не реалистичная, если никогда не бегал, то лучше не выходить на марафонскую дистанцию и т.д.);
Ограниченными во времени («цель – это мечта, которая должна осуществиться точно к назначенному сроку»).
А сейчас, мы с вами попытаемся определить свои личные профессиональные цели, составив некий путь, который необходимо пройти для достижения этой цели.
У вас имеются листы бумаги, на которых необходимо прописать свою индивидуальную профессиональную цель, допустим, я хочу поступить на юридический факультет. Не забываем, наша цель должна быть конкретной, реалистичной и ограниченной во времени. Далее, вы должны будете прописать шаги, которые вы предпримите для достижения поставленной цели на вот этих замечательный подошвах. Так как подошвы имеют с обратной стороны липкую поверхность, то вы разместите шаги на листе бумаги, тем самым определив свой индивидуальный маршрут достижения поставленной цели.

Итак, с целями мы разобрались, но в мире есть вещи, которые мы не можем выбрать. К ним относятся историческая эпоха, в которой мы живем, наши родители, события раннего детства. Все остальное в жизни, в той или иной мере, зависит от нашего выбора. И одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу является выбор профессии. И есть смысл отнестись к этому как можно более серьезно.
Для того чтобы правильно выбрать профессию, нужно ориентироваться в трех вещах:
Во-первых, "Я - хочу"- каковы Ваши профессиональные интересы и склонности, чем вы хотите заниматься.
Так, например, я хочу быть мерчендайзером, заниматься рекламой продаваемого товара, оформлением торговых залов, презентацией продуктов на рынке потребительских услуг.
Во-вторых, "Я - могу"- у меня имеются определенные профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, профессиональную пригодность и возможности.
Так, например, для получения профессии мерчендайзер, я могу налаживать отношения с людьми, я - внимательный, обладаю эстетическим вкусом, могу предложить свой дизайнерский проект, хорошо владею компьютером, мои коммуникативные способности развиты очень хорошо, энергичен. Я могу успешно сдать ЕГЭ, набрав необходим проходной бал.
В-третьих, "Я - надо"- необходимо знать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, какие из них перспективные, по каким профессиям надо готовить специалистов, что я должен сделать, чтобы достичь поставленной цели.
Профессия мерчендайзер в данное время, пользуется спросом, входит в число профессий, востребованных на рынке труда, специалисты данной профессии работают в крупных фирмах и это может послужить трамплином для карьерного роста.
Так как вы стоите на пороге сложного выбора, вам необходимо уметь составлять свой индивидуальный профессиональный план, где будут учитываться: Я - хочу, Я - могу, Я - надо.

3. Для выполнения следующего задания, я предлагаю вам объединиться в три мини - группы, которые будут составлять профессиональный план для профессии «Юрист».
Первая группа будет заполнять окружность «Я – хочу», вторая - «Я - могу», а третья - «Я – надо». На выполнение задания вам дается 3 минуты. Затем, от каждой команды будет выходить один представитель и пояснять, что группа вложила в свою окружность, а мы с вами будем выстраивать профессиональный план.

(по итогам выполнения задания, на доске происходит создание профессионального плана профессии «Юрист»)

Молодцы! В домашних условиях я предлагаю вам самостоятельно попытаться заполнить свой индивидуальный профессиональный план, проанализировать который я вам помогу. Для этого вам необходимо будет отправить мне письмо на мой электронный ящик, адрес который вы видите на экране.

4. Пока мы с вами занимались, мячи в «Корзине везения» проросли и из маленьких колючих мячей превратились в большие, красивые, легкие, открытые воздушные шары, которые мы сейчас будем дарить друг другу.

Психогимнастика “Спасибо за приятный день”.
(играет музыка)
Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я попрошу одного из вас выйти в центр. Что будет делать другой я покажу на своем примере (берет шар, подходит к обучающемуся, дарит, пожимая руку и говоря: «Спасибо за приятный день!»). По такому же принципу я попрошу действовать и вас. Когда к группе присоединится последний человек, замкнем круг и завершим церемонию безмолвным крепким пожатием рук. Этим и завершится наше занятие.























15