Конспект профориентационного занятия Типы профессий и их характеристики
Конспект занятия
Автор: Федорова Людмила Маратовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДО ЦИР г.Сургут
Тема: Типы профессий и их характеристики (Мир профессий)
Цель: Дать первоначальное представление о типах профессии по целям средствам и условиям труда.
Задачи:
Образовательная: формировать понятие о типах професий.
Развивающая: развивать потребность в самопознании и самореализации.
Воспитательная: воспитывать у школьников ответственное отношение к выбору профессионального пути.
Возраст обучающихся: 15-16 лет.
Тип занятия: комбинированный.
Формы работы:
групповая;
самостоятельная работа;
игра.
Дидактические средства:
таблица «Признаки профессий»;
таблица «Классификация профессий по предмету труда».
Ход занятия:
1. Организационный этап.
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка явки учащихся.
1.3. Ознакомление учащихся с темой, целью и задачами занятия.
2. Вступительное слово преподавателя
Сегодня на занятии мы с вами поговорим о мире профессий, о том огромном и непростом мире, с которым вам скоро придется столкнуться. Согласитесь, что полезно узнать об этом поподробнее.
3. Проведение игры «Мир профессий»
А сейчас мы поиграем в игру: «Мир профессий».
Подготовка доски: с обратной стороны преподаватель записывает название профессии.
Ход игры:
Зачитывается инструкция
Инструкция: С обратной стороны доски записана профессия, которая вам хорошо знакома. Ваша задача, с помощью вопросов угадать, какая профессия от вас скрыта. Разрешается задавать только такие вопросы, на которые можно ответить: «да» или «нет».
На доске записываются заданные вопросы.
После того, как профессию отгадали обсуждение:
- насколько трудно вам было отгадывать профессию?
- как вам кажется, какие вопросы были самыми удачными, полезными, быстрее всего продвинули вас к цели?
Вывод: Не имея в голове систематической информации, знаний о том, что объединяет между собой, казалось – бы, разные виды профессиональной деятельности довольно трудно разобраться в мире профессий.
4. Составление таблицы «Признаки профессий».
профессия Содержание труда
(что делает профессионал) Средства труда
(с помощью чего) Условия труда
водитель перевозит техника разъезды Учащиеся заполняют таблицу, в ней отражают первоначальные представления о 5-6 профессиях, оставляют чистую графу для последующего уточнения и корректировки своих представлений о профессиях.
Для того, что бы было легче ориентироваться, в мире профессий созданы разные классификации. Наибольшее распространение, в нашей стране, получила классификация Климова, который предложил поделить профессии по предмету труда. Предмет труда это то, с чем человек имеет дело в проф. деятельности.
Получилось пять групп: Человек – человек, человек - техника, человек - природа, человек - художественный образ, человек - знаковая система. В настоящее время выделяют и шестую группу человек – экономика.
Каждая группа профессий предъявляет определенные требования к профессионалу – профессионально важные качества.
5. Знакомство с классификацией профессий по предмету труда
Профессия Предмет труда ПВК
Человек-техника Обслуживание техники, ее ремонт, установка и наладка; управление транспортными средствами; производство и обработка металлов; сборка и монтаж оборудование; обработка неметаллических изделий; добыча и обработка горных пород и т.д. Интерес к технике, способность работать при ограниченных контактах с людьми. Эмоциональная сдержанность, устойчивость в чрезвычайных ситуациях. Способность принимать решения в короткий срок. Выносливость при физических нагрузках. Знания по физике, химии, умение разбираться в схемах.
Человек-человек Воспитание, обучение, информирование людей; бытовое, торговое и медицинское обслуживание и т.д. Умение общаться, устанавливать контакты в некоторых случаях знания по психологии, педагогике. Располагающее поведение, четкая, понятная речь. Хороший самоконтроль, выносливость при эмоциональных нагрузках. Интерес к людям, доброжелательность.
Человек-природа Исследование, изучение и использование природных ресурсов; лечение животных и уход за ними и т.д. Способность ждать отсроченного результата. Интерес, уважительное отношение к живому. Навыки планомерных систематических наблюдений, прогнозирование результата.
Человек-знаковая система Устная и письменная речь, работа с документами, использованием цифр и формул, схем, графиков, диаграмм, чертежей и т.п. Высокая концентрация внимания. Умение длительно работать с цифрами, схемами, графиками. Терпение, усидчивость. Способность быстро восстанавливать умственную работоспособность. Способность к выполнению работы, при ограниченном общении.
Человек-художественный образ Изобразительное искусство, музыкальная, литературно-художественная, актерско-сценическая деятельность. Развитое эстетическое чувство. Нестандартное мышление. Усидчивость, терпение. «Свежий взгляд на обыденное. Воображение, фантазия
6. Подведение итогов занятия.
На этом уроке мы выяснили ваши представления о профессиях, познакомились с классификацией профессий по предмету труда и профессионально важными качествами. А теперь подумайте, к какому типу профессий подходят ваши профессионально важные качества. И какое содержание, средства и условия труда соответствуют вашим желаниям.