План-схема профориентационного занятия Барьеры коммуникации


Тема. Барьеры коммуникации.
Цель: побуждать девятиклассников к развитию навыков рефлексии, самопознания и самоанализа.
Задача: создать доброжелательную атмосферу для общения; дать представление о коммуникабельности как черте личности;
формировать мотивацию на развитие коммуникативных умений и навыков; рассмотреть способы преодоления коммуникативного барьера; воспитывать любовь к родному языку и культуре речи.
Материалы: диагностический инструментарий ( приложение №1-2)
презентация «Барьеры коммуникации»
этап педагог-психолог девятиклассники примечание
1.Приветствие
Здравствуйте ребята! Вам известно, что в древние времена рыцари, поднимая и оголяя руку, говорили всем окружающим, что помыслы их чистые, и они пришли с миром, без оружия. Сегодня поднятая правая рука также свидетельствует о мирных намерениях говорящего и о необходимости всех выслушать его. Моя поднятая правая рука призывает вас занять свои места, сконцентрировать внимание на теме занятия, которое посвящено общению.
Нам понадобится рабочий инструментарий, лежащий у вас на столах, ручки, и ваше активное участие. успокаиваются
садятся за парты, бегло знакомятся с рабочим инст-рументарием для урока
регулятивные
УУД
2 мин.
2. Организационный
момент Поразмышляем вместе над содержательным смыслом пословиц. Как вы их понимаете?
- Слово пуще стрелы разит;
- От слова спасенье и от слова погибель;
- От одного слова — да навек ссора...
Можете продолжить список пословиц по данной теме своими примерами.
Тема сегодняшнего занятия « Барьеры коммуникации».
Какую же цель занятия вы для себя поставите? Запишите её в рабочих листах. открытый диалог
целеполагание познавательные УУД / 3 мин.
Худой мир лучше доброй ссоры;
Из двух спорящих умнее тот, кто первый замолчит;
Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого…
Научиться общаться
3.
блок
Упражнение. Нахождение слов – антонимов
Цель: развитие вербальных способностей.Инструкция: « Я буду поочередно называть слово, вы должны отвечать словом, имеющим противоположное значение, т.е. называть слово-антоним. Старайтесь отвечать быстро и правильно. Пример: «ночь-день»,т.д.
1. начало-конец. 9. звонкий-глухой. 17.талантливый-бездарный
2. бедный-богатый. 10. нападение-защита. 18.отличник-двоечник
3. тепло-холодно. 11. праздники-будни. 19.целеустремленный-
4. тревога-покой. 12. свобода-рабство. 20.трудолюбивый-ленивый5. матовый-блестящий. 13. узкий-широкий. 21.общительный-замкнутый
6. активный-пассивный. 14. маленький-большой. 22.ловок-неуклюж
7. рассеянный-внимательный. 15. гладкое-шершавое. 23.егоза-тюфяк
8. спуск-подъем. 16. мягкая-твердая. 24.коммуникабельный-молчалив
- Какие способности тренирует это упражнение?
Итак, коммуникация в человеческом сообществе – это общение, связь, взаимопонимание и взаимодействие человека с другими людьми. Основная цель коммуникации – обеспечение понимания передаваемых сообщений.
Коммуникабельность – склонность, способность к установлению контактов и связей, это умение выстраивать диалог, понимать и слышать других людей, строить с ними отношения. От уровня развития коммуникативных качеств и умений зависит социальная адаптация и профессиональная успешность человека.
В общении возможны препятствия, преграды, барьеры. Если барьеры коммуникации слишком высоки, то информация искажается или вообще не доходит до адресата. Умение видеть, понимать и преодолевать эти бартеры – важное условие успеха в общении.
Узнать уровень своей общительности нам поможет модифицированный вариант Личностного опросника Г. Айзенка (Г.Резапкина)
Вам необходимо прослушать ряд высказываний и, если вы чувствуете или реагируете похожим образом, в бланке ответов наших рабочих листов поставьте плюс, если нет- минус.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Я часто испытываю потребность в новых впечатлениях.
Мне бывает трудно отказаться от своих планов.
Обычно я действую и говорю быстро, долго не раздумывая.
Иногда я чувствую себя несчастным без всякой причины.
На спор я могу совершить необычный поступок.
Иногда я нарушаю свои обещания.
У меня часто меняется настроение.
Мне нравятся азартные игры.
У меня бывает учащенное сердцебиение.
Я часто переживаю из-за того, что сказал или сделал что-то не так.
Мне нравится работа, которая требует быстроты.
Мне приходилось плохо отзываться о своих знакомых.
Меня легко обидеть.
Лучше иметь много приятелей, чем мало друзей.
Временами меня переполняет энергия, а иногда все валится из рук.
Мне приятнее находиться в компании, чем быть одному.
Я долго переживаю неудачу.
У меня бывают мысли, которые хотелось бы скрыть от других.
Я могу дать волю своим чувствам и от души повеселиться в компании.
Мои нервы часто натянуты до предела.
Думаю, что меня считают веселым человеком.
Я часто жалею о сказанных или несказанных вовремя словах.
На грубость я отвечаю грубостью.
Я могу опоздать.
Обычно мне легко и приятно в шумной компании.
Иногда мне мешают уснуть разные мысли.
Мне проще спросить о чем-то у других, чем прочитать самому.
Я часто испытываю чувство вины.
Мне нравится быть в центре внимания.
Иногда я говорю о вещах, в которых не разбираюсь.
Мне часто снятся кошмары.
Мне легко общаться с незнакомым человеком.
Иногда мне кажется, что я чем-то хуже других.
Думаю, что я — уверенный в себе человек.
Меня задевает критика.
У меня есть кое-какие вредные привычки.
Я могу внести оживление в скучную компанию.
Я беспокоюсь о своем здоровье.
Я люблю подшучивать над другими.
Мне трудно ответить «нет», когда меня о чем-то просят.
Каждый отрицательный ответ на вопросы 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл. Чем меньше баллов, тем выше достоверность результатов теста. Если вы набрали больше трех баллов, возможно, вы подсознательно стремились давать «хорошие», «правильные» ответы. Запишите результат на строке Искренность
Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы 1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37, 39.
Запишите сумму на строке Общительность.
1-5 баллов. Если вы набрали меньше 6 баллов, вы — интроверт. Интроверт (от латинского «intro», что означает «внутрь») ориентирован на свой внутренний мир, он живет своими чувствами, мыслями, переживаниями, не испытывая особой потребности в общении с другими людьми. Поэтому профессии продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджера, требующие интенсивного общения, могут вас утомлять. Обратите внимание на виды деятельности, которые не связаны с широкими человеческими контактами: программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями. При наличии способностей вы добьетесь успеха в науке, искусстве, ремеслах, требующих точности и аккуратности.
6-11 баллов. Для людей вашего типа в психологии есть специальный термин — амбиверт (от латинского «amb» — двойственный). Это универсальный тип личности, золотая середина. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только профессии, связанные с общением, но и требующие умения работать одному.
12-17 баллов. Если вы набрали больше 12 баллов, вы — экстраверт. Экстраверт (от латинского «extra», что означает «сверх», «снаружи», «вне») — это человек, который ориентирован на внешние предметы и обстоятельства. Вероятно, вам нравится быть в центре внимания. Ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли. Вам подошли бы профессии, требующие интенсивного общения с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами. Профессии, требующие терпения и усидчивости (работа за компьютером, исследовательская деятельность, расчеты и вычисления), будут даваться вам ценой больших усилий и нервного напряжения. метод «мозгового шторма»
метод проекции
самопознание
Коммуникативные УУД
5 мин.
метапредметные УУД
3 мин.
личностные УУД
10 мин.
Интерпретация проделанной работы расширила ваши представления о себе. Теперь вы знаете, что коммуникабельность — это не просто общительность, это не количественная характеристика — число контактов в единицу времени или их протяженность. Коммуникабельность — это умение выстраивать диалог, понимать и слышать других людей, выстраивать с ними теплые отношения.
Коммуникабельность тесно связана с другими психологическими характеристиками человека — эмпатией (сочувствием, сопереживанием другим людям), доброжелательностью, отзывчивостью.
Коммуникативные умения имеют природную предпосылку в виде темпераментных особенностей человека. Они легче формируются у сангвиников и холериков, базируясь на врожденной экстраверсии этих типов — направленности на внешний мир и внешние впечатления, в том числе и на других людей. Однако глубина контакта, протяженность отношений, взаимная удовлетворенность в партнерском общении — это итог усилий самого человека, прижизненное образование, результат труда по саморазвитию, самовоспитанию, самоконтролю.
Коммуникативные навыки и умения развиваются в процессе всей жизни. Однако наиболее активный период их становления — подростковый возраст, когда большую роль начинают играть отношения со сверстниками и значимыми взрослыми. Именно в этот период человек может научиться эффективно взаимодействовать с другими людьми — слышать их, понимать, выстраивать диалог и, соответственно, иметь шанс быть услышанным, понятым и принятым другими.
Однако, в общении между людьми возможны препятствия, преграды, или барьеры. Умение видеть, понимать и преодолевать эти барьеры — важное условие успеха в общении.
Одна из классификаций барьеров коммуникации:
1.Барьер понимания (непонимания) — фонетический, семантический, стилистический, логический. Преодолению этого барьера способствует тщательная подготовка содержания передаваемого сообщения и способа его изложения. В нем не должно быть неточных формулировок, стилистических ошибок, логических несоответствий.
Отдельного внимания требует ситуация передачи информации. Человек, передающий ее, должен обладать хорошей дикцией, правильным произношением, большим словарным запасом, развитой речью. Он должен уметь доходчиво объяснять — доносить информацию до слушателей и находить приемы, облегчающие восприятие и усвоение материала.
2.Барьер социально-культурных различий — национальный, религиозный, профессиональный. Преодолению этого барьера способствует расширение информационного поля — наших знаний и представлений об особенностях, нормах и правилах других культур и социумов, о терминах и понятиях профессиональных сообществ.
3.Барьер отношения — чисто психологические феномены, возникающие в процессе общения, — чувства неприязни, недоверия. Снижению этого барьера содействует воспитание и развитие общечеловеческих качеств и ценностей — дружелюбия, доброжелательности, сотрудничества, морально-нравственных ориентиров, а также коммуникативных умений.
4.Коммуникативный барьер — форма психологической защиты. Его выражением являются уход от контакта, сознательное или неосознанное искажение информации, отказ от партнерского взаимодействия, неумение налаживать и поддерживать отношения.
Основные способы и приемы снижения коммуникативных барьеров:
•Не требовать от окружающих невозможного, учитывать, что их способности к различным видам деятельности различны.
Не стремиться быстро, радикально, путем прямого воздействия перевоспитать человека. В процессе общения важно оценить актуальное психическое состояние партнера и избегать острых тем, если повышена вероятность агрессивной реакции с его стороны. Оценке актуального состояния партнера способствует знание законов невербальной передачи информации путем мимики, жестов, поз, движений.
В процессе обсуждения проблемы важно не перебивать оппонента, дать ему возможность выговориться. Это позволяет минимизировать его негативные эмоции, что важно для конструктивного выхода из предконфликтной ситуации. Желательно заранее информировать людей о решениях, затрагивающих их интересы. Важно не расширять сферу противодействия с оппонентом, не увеличивать число обсуждаемых проблем.
•Не загонять оппонента в угол. Человек, поставленный в безвыходную ситуацию, униженный и оскорбленный, легко идет на острые конфликты ради сохранения чести и достоинства.
Устанавливать неформальный личностный контакт с партнером по взаимодействию.
•Избегать жестких, категоричных оценок любых аспектов обсуждаемых проблем, так как категоричность — признак незрелости ума, крайние оценки ошибочны и несправедливы и безапелляционное мнение вызывает желание его оспорить, даже если оно правильное. На фоне презентации
познавательные УУД
8 мин.
4.Ролевая игра Игра «Конфликты» Пример конфликтных ситуаций:
Ты договорился идти на дискотеку с друзьями (подругой). А мама говорит: «Никуда ты у меня не пойдешь на ночь, глядя, маленький ещё!»
Пять стилей поведения в конфликтной ситуации:
1.Приспособление, уступчивость — готовность пожертвовать собственными интересами ради интересов другого.
2.Избегание, уклонение — уход от конфликтного взаимодействия, уклонение от принятия решений.
3. Противоборство, конкуренция, соперничество — настойчивое стремление добиться своего за счет другого.
4. Сотрудничество, кооперация — поиск взаимовыгодных решений, устраивающих обе стороны.
5. Компромисс — путь взаимных уступок.
КОНФЛИКТОГЕНЫ – слова и фразы, провоцирующие ответную агрессию и ведущие к обострению конфликтов:
- незаслуженные и унизительные упрёки;
- настойчивые советы, предписания по поводу того, как другому человеку следует себя вести;
- негативные обобщения, «навешивание ярлыков»;
- неуместная ирония, сарказм;
- ругательства, проклятия, оскорбительные высказывания, имеющие целью «выпустить пар» идр.
ПРАВИЛА ПОЗИТИВА
Улыбка, открытая поза, наклон вперед, касание, контакт глазами, кивок, позиция на равных. Как скажешь…
Я просто спросил…
Я все равно пойду..А давай …
Я разрешу, но с условием… регулятивные УУД
7 мин.
5. Петр Первый был очень вспыльчив, и ему стоило большого труда сдерживать порывы гнева. Правда, опомнившись, он всегда горько раскаивался в своей горячности.
Во время первого путешествия за границу в 1697-1698 годах, будучи в Германии, однажды за обедом Петр так рассердился за прекословие на своего любимца Лефорта, что в гневе занес над ним шпагу. Но в тот же миг опомнился, обнял Лефорта и искренне попросил у него прощения.
В подобных случаях Петр сокрушался:
—О, Боже! Я могу исправить народ мой, но я не могу исправить самого себя...
(Из книги «Исторические анекдоты из русской жизни».М., 2004)
- Может ли человек исправить самого себя? Что для этого нужно ?- Что вы почерпнули на занятии для себя?
- Вами была поставлена цель, достигли вы её или нет? Обоснуйте. 2 мин.
Проверить уровень своей коммуникабельности вам поможет экспресс-диагностика «Какой я в общении?», которую вы выполните дома. Она с материалами к следующему занятию будет помещена в сетевом городе.
Инструкция: внимательно прочтите предложенные вам вопросы теста и ответьте на них с предельной искренностью и откровенностью.Следует отвечать «да», «да и нет», «нет». Выберите один извариантов ответа Необходимо отвечать быстро, долго не задумываясь, и откровенно.
Много ли у тебя друзей?
Всегда ли ты можешь поддержать беседу в обществе друзей?
Можешь ли ты преодолеть замкнутость, стеснительность в общении с людьми?
Бывает ли тебе скучно наедине с самим собой?
Всегда ли ты можешь найти тему для разговора при встрече со знакомым?
Можешь ли скрыть свое раздражение при встрече с неприятным тебе человеком?
Всегда ли умеешь скрыть плохое настроение, не срывая злость на близких?
Умеешь ли сделать первый шаг к примирению после ссоры с другом?
Можешь ли удержаться от резких замечаний при общении с близкими людьми?
10. Способен ли ты пойти в общении на компромисс?
11. Умеешь ли ты в общении ненавязчиво отстаивать свою точку зрения?
12.Воздерживаешься ли ты в разговоре от осуждения знакомых в их отсутствие?
13.Если узнал о чем-то интересном, возникает ли желание рассказать об этом друзьям?
Обработка результатов.
За каждый положительный ответ «да», поставьте себе 3 очка.
За каждый ответ «да и нет» — 2 очка.
За каждый отрицательный ответ «нет» — 1 очко.
А теперь суммируйте свои очки.
Интерпретация результатов
От 30 до 39 очков. Ты человек общительный, испытывающий большое удовлетворение от контактов с близкими, знакомыми и незнакомыми людьми. Ты интересен в общении, чаще всего ты «душа общества», друзья и знакомые ценят тебя за умение выслушать, понять, дать совет. Но не переоценивай своих возможностей, иногда ты бываешь просто болтлив. Будь внимателен к собеседникам, следи за их реакцией, старайся не стать навязчивым.
От 20 до 29 очков. Ты в меру общительный человек, но в общении испытываешь некоторые затруднения. Друзей у тебя мало, со знакомыми не всегда можешь найти общий язык. Иногда в разговоре бываешь несдержанным, неуравновешенным. Следует быть искренним, внимательным, доброжелательным по отношению к своим собеседникам. Кроме того, не мешало бы преодолеть некоторую неуверенность в себе.
До 20 очков. Ты человек стеснительный, замкнутый, в кругу знакомых в основном отмалчиваешься, общению с людьми предпочитаешь одиночество. Однако это вовсе не означает, что у тебя нет друзей и знакомых. Вполне вероятно, они ценят тебя за умение выслушать, понять, простить. Но, если тебе хочется свободно высказывать свою точку зрения, спорить на равных, стать интересным собеседником, следует, преодолев свою застенчивость, быть искренним в споре, активно поддерживать беседу. А чтобы высказывания не показались неуместными, тебе следует развивать и совершенствовать навыки общения. Кроме того, возможно, ты слишком критически относишься к себе, к своим знаниям, умениям, способностям. Д/ЗТема. Самооценка
(с.47-49)
Презентация к уроку приветствуется!
Приложение 1-2
Дай определение словам
Нейробикаконфликтогены Попробуй составить правила общения для себя
Итак,
Может ли человек исправить самого себя? Что для этого нужно ?- Что ты почерпнул на занятии для себя?
- Достиг ли ты поставленной цели?
Ф.И ______________________________________________
Класс__________ дата_________________
Тема. Барьеры коммуникации.
В копилку словарного запаса:
нейробика, вербальное-невербальное общение, конфликтогены, коммуникабельность
Пословицы:
- Слово пуще стрелы разит;
- От слова спасенье и от слова погибель;
- От одного слова — да навек ссора...
-
-
-
Каков смысл этих высказываний?
Определи и запиши свою цель на этом занятии___________
________________________________________________________________________________________________________
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 Результаты:
Каждый отрицательный ответ на вопросы 6, 12, 18, 24, 30, 36 оценивается в один балл
Искренность _________________баллов
Подсчитайте количество своих положительных ответов на вопросы
1, 3, 5, 8, 11, 14, 16, 19, 21, 23, 25, 27, 29, 32, 34, 37, 39.
Общительность __________баллов
Интерпретация:
1-5 баллов. Вы — интроверт. Интроверт (от латинского «intro», что означает «внутрь») ориентирован на свой внутренний мир, он живет своими чувствами, мыслями, переживаниями, не испытывая особой потребности в общении с другими людьми. Поэтому профессии продавца, врача, учителя, юриста, журналиста, менеджера, требующие интенсивного общения, могут вас утомлять. Обратите внимание на виды деятельности, которые не связаны с широкими человеческими контактами: программирование, конструирование, творчество, работа с текстами, с животными и растениями. При наличии способностей вы добьетесь успеха в науке, искусстве, ремеслах, требующих точности и аккуратности.
6-11 баллов. Вы — амбиверт (от латинского «amb» — двойственный). Это универсальный тип личности, золотая середина. Вы избирательны в общении. Вам нравится быть с людьми, но вам не все равно, кто вас окружает. Вы хорошо чувствуете себя в компании, но легко можете от нее отказаться. Одиночество вас не пугает. Вам подходят не только профессии, связанные с общением, но и требующие умения работать одному.
12-17 баллов. Вы — экстраверт. Экстраверт (от латинского «extra», что означает «сверх», «снаружи», «вне») — это человек, который ориентирован на внешние предметы и обстоятельства. Вероятно, вам нравится быть в центре внимания. Ради компании вы можете пренебречь другими делами. Занятия, требующие усидчивости и терпения, даются вам усилием воли. Вам подошли бы профессии, требующие интенсивного общения с покупателями, клиентами, пациентами, учениками, студентами, пассажирами. Профессии, требующие терпения и усидчивости (работа за компьютером, исследовательская деятельность, расчеты и вычисления), будут даваться вам ценой больших усилий и нервного напряжения.
Тип твоей общительности_______________________________
Какая профессиональная сфера предпочтительна________
________________________________________________________________________________________________________
Коммуникация – это
Коммуникабельность – это
Перечисли барьеры коммуникации:
1
2.
3.
4.
Какие ты знаешь способы и приемы снижения коммуникативных барьеров:
Пять стилей поведения в конфликтных ситуациях:
Какой стиль используешь ты чаще всего?