Планирование профориентационного кружка Выбор профессии 9 класс.


Курс
«Выбор профессии»
Составила: Горбань Т.В. БСШ №1

2016г
Пояснительная записка
Программа разработана для учащихся 9классов средней школы и рассчитана на 1 час в неделю – 34ч в год.
Цели курса:
Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях
Задачи курса:
Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия, пробуждения потребности в самосовершенствовании;
Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб.
В ходе работы с учащимися предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, на обеспечение их психологического развития. С этой целью применяются диагностические и развивающие методические процедуры.
В процессе преподавания курса могут использоваться разнообразные формы организации занятий и методы обучения: комбинированный урок, конференция, «круглый стол», пресс-конференция, индивидуальные и групповые беседы; демонстрация кино- и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с представителями отдельных профессий, диспут, конкурс, составление и решение профориентационных кроссвордов и др.
Знакомясь с приемами самопознания и самоанализа личности, учащиеся соотносят свои склонности и возможности с требованиями, предъявляемыми к человеку определенной профессии, намечают планы реализации профессиональных намерений.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
значение профессионального самоопределения, требования к составлению личного профессионального плана; правила выбора профессии; понятие о профессиях и профессиональной деятельности; понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии; понятие о темпераменте, ведущих отношениях личности, эмоционально-волевой сфере, интеллектуальных способностях, стилях общения; значение творческого потенциала человека, карьеры.
Учащиеся должны иметь представления:
о смысле и значении труда в жизни человека и общества; о современных формах и методах организации труда; о сущности хозяйственного механизма в условиях рыночных отношений; о предпринимательстве; о рынке труда.
Учащиеся должны уметь:
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его; использовать приемы самосовершенствования в учебной и трудовой деятельности; анализировать профессиограммы, информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности, а также о современных формах и методах хозяйствования в условиях рынка; пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования.Календарно-тематический план
Курса «Выбор профессии» 9 класс
Тема Количество часов Дата
1 Классификация профессий 1 2  Типы профессий (П Т Ч З Х) 1 3 Человек – природа 1 4 Человек-техника 1 5 Человек- человек 1 6 Человек-знаковые системы 1 7 Человек- художественный образ 1 8 Классы прфессий( Г П И ) 1 9 Гностические профессии ( Г ) 1 10 Преобразующие профессии ( П ) 1 11 Изыскательные профессии ( И ) 1 12 Отделы профессий ( Р М А Ф ) 1 13 Ручной труд 1 14 Машины с ручным управлением 1 15 Автоматические системы , аппараты 1 16 Функциональные средства ,орудия труда 1 17 Группы профессий (Б О Н М )1 18 Формула выбора профессии 1 19 Интересы, склонности, способности 1 20 Здоровье и профессия 1 21 Профессиональная пригодность 1 22 Сознательность и самостоятельность выбора 1 23 Самовоспитание и выбор профессии 1 24 Причины ошибок и затруднений при выборе профессии 1 25 Профессиональная консультация 1 26 Профессиограмма1 27 Профессиональный долг 1 28 Профессиональная честь 1 29 Профессиональная ответственность 1 30 Профессиональная этика 1 31 Профессиональная совесть 1 32 Карта самооценки склонностей 1 33 Моя - профессия 1 34 Где получить профессию? 1 ИТОГО 34 Используемая литератураГосударственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы Астана, 2010 (Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 07.12.2010 года № 1118Концепция предпрофильной подготовки учащихся и профильного обучения старшеклассников, Астана, 2006 г.
Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года          Астана, 2004.
Бендюков М. А. Твой компас на рынке труда : что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы / М. А. Бендюков, И. Л. Соломин ; ил. Л. Мельник. - СПб. : РОСТ, 2000.
Гурова Е. В. Профориентационная работа в школе : метод. пособие / Е. В. Гурова, О. А. Голерова. - М. : Просвещение, 2007.
Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В.Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005.
Даутова О.Б. Самоопределение личности школьника в профильном обучении: Учебно-методическое пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2006.