Обобщающий урок по теме Железы внутренней секреции
Обобщающий урок по теме: «Железы внутренней секреции»
8 класс
Задачи:
1.Обучающие – систематизировать и обобщить материал темы, уточнить знания по основным вопросам, закрепить их. Выявить уровень усвоения ведущих понятий и идей темы.
2.Воспитательные – воспитывать индивидуальную и коллективную ответственность за результаты работы. Воспитывать любовь к биологии.
3.Развивающие – учить предполагать, сравнивать и анализировать.
Оборудование: карточки с заданиями, ключ, рисунок горы, карточки-счетчики, компьютерная презентация, цветные жетоны.
Тип урока: контрольно-обобщающий
Методы: групповой, индивидуальный.
Ход урока
I.Организационный момент.
Здравствуй те, садитесь. Сегодня мы должны систематизировать, обобщить и закрепить полученные знания по теме: «Железы внутренней секреции». Класс делится на три команды.
Поэтому эпиграфом к нашему уроку я взяла слова Виссариона Григорьевича: Человек всегда был и будет самым любопытнейшим явлением человека.
В.Г.Белинский
II.Актуализация знаний.
А урок у нас необычный . Мы с вами совершим заочную экспедицию и покорим вершину горы – вершину знаний. Вы станете спортсменами - альпинистами, я – инструктором.
Я знаю – где есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора.
И, может быть, не раз придется отступать –
Я должен там когда-то побывать.
Р. Шмаков.
Все ваши сегодняшние достижения вы будете фиксировать в карточках-счетчиках, выставляя их в баллах. В конце урока по счетчику дадите оценку своей работе и выясните, удалось ли вам покорить «горную вершину».
Счетчик (Ф.И.)
Баллы
Лото
Метеосводка
Высота
1.
2.
3.
Общий результат
Оценка
А, как известно, экспедиция всегда предшествует тщательная подготовка. Поэтому я должна проверить вашу готовность к покорению горной вершины.
Проверка снаряжения
Итак, проверяем снаряжение для восхождения, которое состоит из багажа ваших знаний. Перед вами лежит таблица с терминами. Их два варианта. И разноцветные жетоны. Я буду задавать вопросы. Задавая вопросы, буду говорить, жетоном какого цвета следует закрывать ответ на него. В случае правильного заполнения на игровом поле появится определенный цветовой орнамент. Начинаем.
Таблица №1.
Гормоны
железа
Кретинизм
гипофиз
Инсулин
Тироксин
Таблица №2
Адреналин
Сахарный диабет
гормоны
Базедова болезнь
Эндокринная система
Кретинизм
1.Биологически активные вещества, образующиеся в железах внутренней секреции и регулирующие разнообразные функции (гормоны – розовый).
2.Система специализированных, обильно снабжаемых кровью органов, вырабатывающих непосредственно в кровь биологически активные вещества (эндокринная система – зеленый)
3.Гормон щитовидной железы (тироксин – желтый).
4.Железа внутренней секреции, расположенная на нижней поверхности головного мозга, гормоны которой влияют на гормональную активность других желез внутренней секреции (гипофиз – желтый).
5.Гормон, образуемый в мозговом веществе надпочечников, способствующий мобилизации ресурсов организма при различных воздействиях (адреналин – оранжевый).
6.Заболевание при котором наблюдается разрастание тканей щитовидной железы, сопровождающееся повышением ее функции (Базедова болезнь - оранжевый).
7.Болезнь, возникающая при недостаточности функции щитовидной железы в детском возрасте (Кретинизм – розовый).
8.Заболевание, при котором наблюдается повышенное содержание мочи, потеря веса, мышечная слабость, ускоренный распад белков и липидов (сахарный диабет - зеленый)
9.Клетка, группа клеток или орган, выделяющие специфические вещества (железа – желтый).
10.Гормон поджелудочной железы, стимулирующий образование гликогена из глюкозы (инсулин - розовый).
Для того, чтобы проверить выполненную вами работу мы обратимся к экрану. Перед вами правильно заполненные таблицы 1 и 2. Проверьте свою таблицу и на листе отметьте количество неправильно заполненных ячеек (Слайд 2)
Таблица №1 Таблица №2
Розовый
желтый
Розовый
желтый
Розовый
желтый
Оранжевый
зеленый
Розовый
оранжевый
Зеленый
розовый
Обратите внимание на рейтинг выставления баллов и занесите их в свою карточку-счетчик.
«5» - все поле заполнено правильно
«4» - заполнена неправильно одна ячейка
«3» - заполнено неправильно две ячейки
«2» - заполнено неправильно три ячейки
«1» - заполнено неправильно четыре ячейки
«0» - заполнено неправильно пять и более ячеек.
Мы собрали с вами нужное снаряжение. Но прежде чем отправится в путь, давайте узнаем, какая погода нас ожидает.
Метеосводка
Посмотрите, ребята, погода у нас пасмурная и восхождение не разрешается. Но если вы заполните определенные задания, то облака уйдут и нам разрешат восхождение.
Попрошу одного представителя от команды к экрану, а остальные члены команды могут оказать ему помощь. Построить логическую цепочку: железа-гормон-заболевание. Команда защищает, добавляя по одному предложению.
1 облако (Слайд 3)
Назовите и покажите железы внутренней секреции.
Гипофиз и эпифиз, паращитовидная железа, щитовидная железа, надпочечники, поджелудочная железа, половые железы, вилочковая железа (тимус).
2 облако
Назовите гормоны названных желез.
Гормоны роста, тимозин, тироксин, паратгормон, кортизон, альдостерон, адреналин, инсулин, глюкагон, эстрогены, андрогены.
3 облако
Назовите болезни каждой железы внутренней секреции.
Гигантизм, акромегалия, гипофизарная карликовость, микседема, эндемический зоб, кретинизм, базедова болезнь, болезнь Аддисона, сахарный диабет.
Вы правильно ответили на задания, и погода стала ясной. Мы начинаем восхождение.
Первая высота «Снежная лавина»
Распредели железы по группам, по одному человеку от группы. Группа зарабатывает по 4 балла.
Железы внешней секреции:
Железы внутренней секреции:
Железы смешанной секреции:
1.Потовые железы 2.Яичники 3.Тимус 4.Молочные железы 5.Семенники 6.Эпифиз 7.Слюнные железы 8.Щитовидная железа 9.Сальные железы 10.Гипофиз 11.Надпочечники 12.Поджелудочная железа
С остальными членами команд проводится игра « Поставь диагноз по портрету» + по 1 баллу
1. У ребенка остановился рост. Он стал толстеть, нарушились пропорции тела. Постоянно стал высовываться кончик языка изо рта. Стали наблюдаться расстройства речи, памяти, мышления. Эти примеры демонстрируют нарушения в деятельности организма. О каком заболевании идет речь (слайд 4,5,) ?
(кретинизм)
2.Признаки, какого заболевания изобразил художник на картине «Соломенная шляпка» (слайд 6,7)? (эндемический зоб)
3. О подобном знакомом говорят – не человек, а комок нервов. Заводится с пол-оборота! Опоздайте на встречу с ним на 5 минут - рассорится с вами на всю жизнь, угостите пересоленным супом – запустит в вас тарелкой. На месте ему не сидится; мечется из угла в угол, все время что-то теребит в дрожащих руках. Одет легко, пальто и куртка нараспашку. Ест много и, тем не менее, худеет. У него большие лихорадочно блестящие глаза навыкате, частый пульс, Жалуется на бессонницу, слабость. (слайд 8,9) (гипертиреоз - базедова болезнь).
Кретинизм, эндемический зоб, базедова болезнь – это заболевания какой железы?
Сообщение о нарушении функций щитовидной железы
Среди эндокринных заболеваний болезни щитовидной железы имеют высокий удельный вес. Наиболее распространен диффузный токсический зоб (или базедова болезнь), эндемический зоб и гипотиреоз, тяжелую форму которого называют микседемой.
Напомню, гормон щитовидной железы – тироксин содержит до 65,3 % йода. Тироксин – мощный стимулятор обмена веществ, он ускоряет биохимические реакции, влияет на центральную нервную систему и на все органы. Избыточное или недостаточное поступление в кровь гормона приводит к серьезным нарушениям в организме.
Диффузный токсический зоб, или базедова болезнь. В 1840 году врач Базедов впервые описал болезнь, связанной с избыточной функциональной активностью щитовидной железы. Ее стали называть базедовой болезнью. Она связана с длительным поступлением избытка йодированных гормонов.
Заболевание характеризуется увеличением железы, появлением сердцебиений, пучеглазия и многих болезненных нарушений. Больные жалуются на общую слабость, быструю утомляемость,
раздражительность, плаксивость, потливость, нарушение сна, дрожание рук. Значительно увеличивается обмен веществ, больные начинают худеть.
Не исключено, что причинами этой болезни являются психические травмы, воспалительные процессы (грипп, ангина, тонзиллит, ревматизм, туберкулез и др.)
При большом зобе лекарства, обладающие способностью подавлять функцию щитовидной железы, не дают желаемого эффекта. Тогда больному делают операцию: удаляют слишком активную часть железы.
Любое заболевание легче предотвратить, чем лечить (Слайд 10)
С давних времен люди защищали щитовидную железу. Знаменитый средневековый философ Альберт Великий советовал ученикам носить на шее сухие веточки лапчатки. Красавицы прошлых времён были крайне разборчивы в выборе бус и содержимого ладанки, которую вешали на шею: не всякий камень и не каждое растение служили на пользу щитовидной железе. По древним поверьям мистической властью над ней обладает янтарь, успокаивающий и приводящий в равновесие расстроенные функции организма. Американские эндокринологи наряду с традиционным лечением до сих пор прописывают своим пациентамянтарные бусы.
Занесите свои баллы в карточки-счетчики
Первый привал «Физкультминутка»
А у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка!Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись.
(наклоны вперед и назад)
Голова устала тоже.Так давайте ей поможем!Вправо-влево, раз и два.Думай, думай, голова.
(вращение головой)
Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка.
Наш отдых закончился, и мы продолжаем восхождение.
Вторая высота «Ледовая трещина»
Каждая команда должна выполнить задание, за которое она может получить максимально
10 баллов. На обсуждение задания дается 2 минуты. После обсуждения представитель от каждой команды ответит на данное задание.
Задание для 1 команды (Слайд 11)
Известно, что в подавлении Парижской коммуны принимал участие французский политик Тьер, человек карликового роста с большой головой. Каким заболеванием, обнаружившимся в самом раннем детстве, он страдал – гипофизарной недостаточностью или поражением щитовидной железы?
Ответ. Тьер страдал гипофизарной недостаточностью. В отличие от кретинизма, вызываемого нарушением функции щитовидной железы, гипофизарная недостаточность не связана с отставанием в умственном развитии. Тьер был жестоким и хитрым политиком, которому нельзя было отказать в уме.
Задание для 2 команды (Слайд 12)
Девочка до 14 лет была совершенно здорова. Но вдруг стала сильно худеть, пропал аппетит, мучила неукротимая жажда. Родители здоровы. В 13 лет она перенесла воспаление поджелудочной железы. Какова может быть причина ухудшения здоровья?
Ответ. В результате перенесения воспаления поджелудочной железы, железа прекратила вырабатывать инсулин и у девочки проявились признаки сахарного диабета.
Задание для 3 команды (Слайд 13)
Какую железу и почему индийские и тибетские философы считают органом ясновидения и “третьим глазом”?
Ответ. Эпифиз, или шишковидная железа – активная в течение всей жизни, участвует в формировании зрительного восприятия образов и цветоощущения. Эпифиз имеет общее происхождение с глазами, он выполняет функции фоторецептора у миноги, гаттерии и даже у птиц.
Мы преодолели и вторую высоту. Поставьте баллы в карточки-счетчики.
Немного устали. Давайте устроим привал.
Второй привал «Узнай меня» (Слайд 14)
Историческая справка – Юлий Цезарь ничего не знал о гормонах, но как опытный полководец, в лучших воинских частях оставлял только тех солдат, которые при виде врага краснели, а не бледнели.
И делал правильно. – Получив знания о надпочечниках, попробуйте объяснить этот факт с научной точки зрения.В природе кошка, увидев своего злейшего врага – собаку: шипит, выгибает спину дугой, шерсть на её затылке становится дыбом. В этот момент в её кровь выброшен гормон – адреналин – это гормон тревоги, страха.Собака, встретившись с кошкой – рычит, лает, гонится за ней. В её кровь в этот момент тоже выделяется гормон, но не гормон тревоги, гормон агрессии – норадреналин.Оба этих гормона вырабатываются расположенными на верхних концах почек парными железами – надпочечниками. У каждого человека своя реакция на опасность: кто-то выделяет больше гормона тревоги – адреналина, а кто-то, в этой же ситуации, гормона агрессии – норадреналина. Поэт Андрей Вознесенский даже написал об этом стихи:
Когда человек боится,Выделяет адреналин.Это знают собаки И, лая бегут за ним.
– Если перед схваткой на ринге, дракой или боем противники затевают словесную перепалку, они бессознательно стремятся таким образом усилить у себя выделение агрессивного гормона норадреналина и подавить, тем самым, чувство страха.Биологи выяснили, что потенциального вожака в стае зверей можно определить по количеству адреналина и норадреналина, вырабатываемых в кровь при нагрузках и опасностях. У человека преобладание вырабатываемого гормона можно определить по внешнему виду: Норадреналин – расширяет кровеносные сосуды – человек краснеет.Адреналин – сужает кровеносные сосуды – человек бледнеет.
– Вернёмся к исторической справке о Юлии Цезаре, почему выбор солдат по его «методике» был правильным?– Надпочечники также вырабатывают гормоны, формирующие внешний облик мужской внешности.
– Если у мужчин этих гормонов будет вырабатываться мало, то (выслушиваются ответы ребят и комментируются учителем).– Если у женщин этих гормонов будет вырабатываться много, то (выслушиваются ответы ребят и комментируются учителем)
Третья высота «Камнепад»
У вас на столе лежат тесты. Максимальное количество 5 баллов.
I – Вариант
1.Назовите железы внутренней секреции.
А) потовые б) надпочечники в) слюнные г) сальные д) молочные
2.Узнай железу: находится она на нижней поверхности головного мозга, гормоны передней доли влияют на рост.
А) надпочечники б) щитовидная в) гипофиз г) поджелудочная д) эпифиз
3.Гормоны каких желез регулируют постоянное содержание глюкозы в крови?
А) гипофиз б) поджелудочная в) щитовидной г) надпочечников д) эпифиз
4.Базедова болезнь вызывается
А) избыточной деятельностью щитовидной железы
Б) недостаточной функцией щитовидной железы
В) избыточной деятельностью надпочечников
Г) недостаточной функцией надпочечников
5.Какой гормон увеличивает силу и частоту сердечных сокращений?
А) инсулин б) адреналин в) глюкагон г) тимозин
II – Вариант
1.К железам внутренней секреции относятся: А) молочные; Б) потовые; В) паращитовидные; Г) слезные.
2. Адреналин:А) расширяет бронхи; Б) активирует работу сердца; В) способствует выходу глюкозы в кровь;
Г) оказывает все перечисленные действия.
3. Гигантизм возникает при избытке гормона:А) мозгового слоя надпочечников; Б) коры надпочечников; В) гипофиза; Г) яичников
4. Действующим началом гормона тироксина является А) бром; Б) йод; В) калий; Г) железо.
5.Развитие сахарного диабета связано с недостатком гормона:
А) глюкагона; Б) инсулина; В) тироксина; Г) адреналина.
III – Вариант
1.Укажите парную железу внутренней секреции:
А) гипофиз б) щитовидная железа в) надпочечники г) поджелудочная железа
2.К железам смешанной секреции относится:
А) поджелудочная железа б) гипофиз в) надпочечники
3.Деятельность сердца регулируют гормоны: а) гипофиза б) надпочечников
4.Функциями других эндокринных желез управляет:
А) щитовидная железа б) надпочечники в) гипофиз
5.Железы внутренней секреции выделяют гормоны
А) в кровь б) в полость тела в) через протоки во внешнюю среду
Ответы: (Слайд 15)
I – 1б 2в 3б 4а 5б
II – 1в 2г 3в 4б 5б
III – 1в 2а 3а 4в 5а
“Профилактика заболеваний” + 3 балла
Реклама некоторых лекарственных препаратов, продуктов:
- Йодомарин – просто, для здоровья, ума и роста!
- Если простуда и грипп одолели вот йод–актив, чтобы вы не болели!
- Ролтон добавил йод, чтобы был здоров народ!
-Чтобы «щит» вашего тела служил организму, ведите здоровый образ жизни и укрепляйте щитовидную железу продуктами содержащими йод: морская капуста (ламинария), чеснок, черемша, мясо морской рыбы, мед, орехи, йодированные соль, молоко, хлеб , яйца.
-Профилактика заболеваний – это дело каждого из нас. Питание должно быть рациональным, сбалансированным, которое должно обеспечивать поступление нужного количества йода с пищей и водой.
-В большом количестве йода содержится в мясе морских рыб и водорослей. Используйте, по возможности, йодированные соль, хлеб и другие пищевые продукты. Больше бывайте на свежем воздухе. Систематически проходите осмотр у врача эндокринолога. Ни в коем случае для профилактики заболевания не используйте для питья разведенный аптечный йод. Ведите здоровый образ жизни – рациональное питание, занятия физической культурой и спортом, правильная организация труда и отдыха. Это и есть слагаемые искусства быть здоровым.
IV. Ребята, вот мы и совершили с вами восхождение на вершину горы – вершину знаний. И давайте узнаем, кто достиг вершины. Для этого вы должны подсчитать общее количество баллов и выставить их в карточку-счетчик. А потом, согласно рейтингу, выставить себе оценку.
Дорогой альпинист! Если ты набрал: (слайд 16)
33 - 35 баллов – покоритель горной вершины – оценка «5»
30 – 32 баллов – покоритель второй высоты – оценка «4»
27 – 29 баллов – покоритель первой высоты – оценка «3»
Менее 27 баллов – у подножия вершины – не огорчайся, твоя вершина еще впереди.
А теперь сдайте карточки мне для выставления оценки в журнал.
V. Рефлексия.
– Ребята, что нового узнали? Чего испугались? Чему удивились?
К сожалению, тема нашего урока актуальна не только в школьном курсе анатомии, но и на государственном уровне. Причиной тому служит неуклонное увеличение количества людей с эндокринными заболеваниями. Вы теперь будете знать, что многие из болезней поддаются лечению – главное вовремя распознать болезнь и обратиться к специалисту. Будьте внимательны к своему здоровью, и здоровью своих близких!
А