Конспект урока по познанию мира на тему Организм человека

«По мере того, как мы строим общество
необходимо применять нарастающие усилия в
том, чтобы наши граждане были здоровыми
на протяжении всей своей жизни и их окружала
здоровая среда.»

«Послание Президента народу Казахстана Казахстан 2030»

Тема: Организм человека. Урок закрепления.
Программные задачи:
1. Формировать у детей понятие – что такое здоровье, от чего оно зависит?
2. Дать элементарные сведения об устройстве и работе организма, обращая внимание на его хрупкость, сложность и необходимость бережного отношения.
3. Развивать представления о гигиенических привычках, открывая детям грани этнического богатства.
4. Воспитывать у детей интерес к здоровому образу жизни с детских лет.

Материал и оборудование:
Плакат, рисованные модели внутренних органов человека, иллюстрации и картинки к играм, игровые шапочки, кроссворды, медицинский халат, игрушечный телефон, магнитофон.

Ход мероприятия:
Стук в дверь. Входит почтальон Печкин и приносит посылку от доктора Пилюлькина. В посылке звуковое письмо (кассета)
Звучит письмо: «Здравствуйте, ребята! Я, доктор Пилюлькин, и Незнайка собирались к вам в гости. Но случилась беда! Незнайка попал в больницу, у него упадок сил, дышит он с трудом, совсем ничего не ест, плохо спит. Все лекарства перепробовал, чего только не давал. Ничего не помогает.
Что же мне делать с ним? Не слушался Незнайка, не выполнял моих предписаний! Заболел Незнайка, как ему помочь? Кто ему поможет? Пропадает ведь он! Есть один способ, чтобы помочь Незнайке, но для этого нужно знать причину его болезни, которая скрывается в его организме.
Необходимо отправиться в путешествие по организму. И я бы тоже отправился с вами в путешествие, но я должен находиться рядом с больным Незнайкой.
Вам придётся идти без меня, но будьте осторожны, вас может подстерегать опасность. Высылаю вам свой стерильный белый халат, потому что без него вы можете занести в организм инфекцию.
Желаю вам доброго пути!

Ну, что ж, ребята придётся нам собираться в путь.
Собрались мы в путь-дорожку,
Пусть нелёгок будет путь.
Пусть устанем мы немножко,
Мы не сядем отдохнуть.
По сосудам протекая, ничего не позабыв,
До заветной цели нашей
Мы дойдём, поможем в миг.

Учитель: посмотрите, куда это мы с вами попали? Мы очутились внутри организма, слышите, что это за шум? Кто это там спорит?

-Разразился как-то спор:
Организму, что нужней.
И не ясно до сих пор.
Какой орган всех важней?
Первым сердце заявило

(Ученик выходит с моделью сердца и говорит)
Я совсем не отдыхаю
И, что б тело ваше жило.
День и ночь я кровь качаю
(Прикрепляет модель сердца на модель человеческого тела-туда, где оно находится в организме человека.)

Учитель: Сердце – это мышца, которая перекачивает кровь. Оно то бьётся сильно, то медленно. А как мы это можем определить?
Дети: По пульсу на руке.
Учитель: А какого размера наше сердце?
Дети: С кулачок.. Сердцу нужен свежий воздух, занятия физической гимнастикой, прогулки
Учитель: Слышите? Лёгкие тут завздыхали.
(Ученик берёт в руки нарисованную модель лёгких):
- Каждый может вам сказать,
Если б лёгкие пропали.
Не сумели б вы дышать.
Учитель: Верно. А как нужно дышать правильно, особенно в зимнее время?
Дети: Носом.
Учитель: Какой воздух полезен лёгким?
Дети: Чистый, свежий.
Учитель: А сколько воздуха помещается в наших лёгких вы знаете? Сейчас мы это узнаем.

Дидактическая игра: «Надуй шарик». Дети делают глубокий вдох носом и делают один продолжительный выдох в шарик. Затем определяют, у кого шарик получился больше.
Учитель: столько воздуха и набрали наши лёгкие. Пока мы с вами надували шарики, мы совсем забыли про опасность о которой нас предупреждал доктор. Хорошо, что наши шарики были помытые. Мы ведь брали их в рот.

Выходит ребёнок с изображением микроба:
- Если руки вы не мыли,
Обо мне вы позабыли,
Никого не пощажу,
Всех я разом заражу!

Учитель: Ребята, вам не стало страшно? Ведь это очень опасный микроб. Вы его узнали? Он называет опасную болезнь – туберкулёз. Заберётся он в наши лёгкие, и мы будем болеть. А как нам можно уберечься от микробов?
Дети: Соблюдать правила личной гигиены, чистоту помещения, уборка, проветривание.
Учитель: Прислушайтесь! Кто это там?

-А тут желудок заворчал.
(выходит ребёнок с изображением модели желудка и говорит:
-А кто кормит вас7
Как бы каждый получал витамин сейчас? (и модель желудка прикрепляет к модели человека)
Учитель: Желудок кормит весь организм. Пища – это топливо для организма. Мы смогли бы прожить без пищи?
Дети: Нет!
Учитель: в желудке пища переваривается, измельчается. Где находится первая стадия переваривания?
Дети: Во рту.
Учитель: Во рту она пережевывается, смачивается слюной. Пищу нужно хорошо пережёвывать. А если зубы будут больные, они смогут хорошо разжёвывать пищу?
Дети: Нет!
Учитель: Поэтому нужно ухаживать за своими зубами. А как это нужно это делать? Дети перечисляют меры профилактики и ухода за зубами. А какую пищу нужно употреблять, чтобы она чтобы она приносила пользу организму, вы знаете?
Дети: Да.

Игра «Сила, энергия, витамины, углеводы». Дети раскладывают определённые конверты картинки с изображениями на них продуктами питания, которые различаются по своим качествам и содержанию. Например, силу организму дают: молоко, мясо, сыр, творог; энергию: картошка, кукуруза, хлеб, рис; углеводы: мёд, конфеты, пирожное.

Учитель: Послушайте, кто это там опять ворчит?
Ребёнок выходит с моделью печени и говорит:
-Печень тоже возмутилась
Вижу, обо мне забыли.
Я ведь тоже потрудилась.
Что б вы пищу получили!

Учитель: Верно, печень тоже участвует в переваривании пиши. Она также выводит из организма вредные вещества, и накапливают витамины. Ведь пища должна быть не только вкусной, но и полезной. А какие витамины вы знаете?

Ученик:
-витамины эти знаю.
И всегда их принимаю.
Сладкую морковку, редьку и чеснок.
Никогда не унываю,
И улыбка на лице.
Потому, что принимаю витамины-
А, В, Д, С,

«А»- Помню истину простую,
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или пьёт морковный сок.

«В»-Очень важно спозаранку
Есть за завтраком овсянку,
Чёрный хлеб полезен нам
И не только по утрам!

«Д» Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный, надо пить!
Он спасает от болезней,
Без болезней лучше жить.

«С» От простуды и ангины
Помогают апельсины.
Ну, а лучше съесть лимон.
Хоть и очень кислый он.

Учитель: Почки важно всем сказали
Дети: Чтоб вы делали без нас?
Как бы жидкость удаляли,
И что лишнее для вас? ( и помещает почки на макет)

Учитель: Конечно, как бы мы жили, если бы жидкость из организма не уходила?

Игра «Сколько необходимо выпивать жидкости в день».
Детям предлагаются одноразовые стаканчики. Нужно взять их столько, сколько рекомендуется выпивать в день жидкости.
Для организма полезно выпивать в день 7 стаканов воды. Значит ли это, что мы должны пить одну только воду?

Ученик:
-Скажем вам без лишних слов,
Кажется, что вы забыли,
Жить нельзя ведь без мозгов!

Учитель: Без мозгов мы жить, конечно, не смогли бы, ведь всеми нашими действиями управляет мозг. Он работает даже во время сна.
Вдруг в организме стало тихо. Только слышно, как спокойно бьётся сердце.

Долго ссора эта длилась,
Каждый сам себя хвалил.
Только я не убедилась,
Кто из них главнее был?
- А вы, ребята, как считаете?

Все нам органы нужны.
Все они для нас важны.
Надо очень постараться,
Чтоб здоровыми остаться.

Надо правильно питаться,
Надо спортом заниматься.
Надо так на свете жить.
Чтоб здоровье не губить.

Значит, все они важны.
Друг без друга эти друзья
Жить бы не смогли никак.
Так давайте же и мы-
Жить в мире и согласии.
И друг другу лишь дарить
Своё сердце и внимание.

Итог: Что нового вы узнали о своём организме?
15