Разработка по познанию мира по теме: Организм человека. Кожа — орган защиты организма (3 класс)
Тема. Организм человека. Кожа - орган защиты организма
Цели: повторить условия, необходимые для жизни на Земле; подвести учащихся к пониманию важности здоровья для человека; сформировать начальные представления о том, как следует заботиться о своем здоровье; воспитывать ответственное отношение к своему здоровью.
Задачи:
1. Определят и перечислят признаки здорового человека. Выделят правила нормальной работы организма. В группах установят последовательность чередования различных видов деятельности в течение дня.
3. Перечислят органы человеческого организма и объяснят их функцию.
4. Назовут и объяснят защитную функцию кожи.
Оборудование: настольная лампа, листы бумаги, карандаши.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Какие основные условия необходимы человеку для того, чтобы быть здоровым? Умеет ли человек создавать эти условия?
– Тема нашего урока – «Организм человека. Кожа - орган защиты организма».
II. Работа по учебнику.
– Ваш организм способен дышать, питаться, расти, развиваться. У вас есть пять органов чувств, которыми вы воспринимаете окружающий мир. Они помогают различать форму и цвет предметов, тёплое и холодное, гладкое и колючее, запах и вкус пищи. Вам приходится приспосабливаться к окружающей среде: к жаре и холоду, к ветру и дождю. Иногда приходится бороться с болезнями. Чем же вы можете помочь своему организму? Как беречь свое здоровье?
– Рассмотрите схему 1. «Что человеку нужно чтобы быть здоровым?» в дневнике наблюдений стр. 3. От чего зависит здоровье человека? (От здоровой пищи, света, тепла, свежего воздуха, чистой воды, занятий спортом.)
– Человек создал очень много полезных изделий для своей жизни. Но каждое изделие может нанести непоправимый вред здоровью человека, если им неправильно пользоваться.
– Почему взрослые не советуют детям долго смотреть телевизор? Почему рекомендуют сидеть от телевизора подальше?
– Почему предлагают включать настольную лампу, когда вы выполняете домашнее задание? (Это необходимо для того, чтобы сохранить зрение.)
– Почему настольная лампа должна стоять слева, если пишешь правой рукой, и справа, если – левой?
Учитель д е м о н с т р и р у е т о п ы т.
Один из учеников подходит к столу учителя, на котором включена настольная лампа. Он садится за стол и пишет что-нибудь на листе бумаги правой рукой. Учитель ставит лампу сначала справа, а затем слева от ученика. В каждом случае обращается внимание на то, как падает тень от предметов на лист бумаги.
Если в классе есть ребенок-левша, ему также предлагают сесть за стол, освещая его руку с карандашом то с левой, то с правой стороны.
Д е л а е т с я в ы в о д: если пишешь левой рукой, то лампа должна стоять справа, чтобы тень не заслоняла страницу.
– На каком расстоянии нужно находиться от телевизора при его просмотре, чтобы сохранить зрение?
– Как нужно носить сумку с учебниками, чтобы она не оттягивала плечо?
Учащиеся ч и т а ю т т е к с т учебника и г о т о в я т р а с с к а з на тему «Простые правила, которые помогают сохранить здоровье!».
– Полистайте учебник и найдите рисунки людей, профессия и работа которых связана с заботой о здоровье детей. (Врач, повар, мама, учитель.)
– Рассмотрите рисунки в учебнике. Кто и как заботится о здоровье детей? (О здоровье детей заботятся взрослые: родители, учителя, работники школьной столовой.)
– Кто самый главный в охране своего здоровья? (Очень важно, чтобы и сами дети заботились о своем здоровье каждый день.) Для этого нужно не только знать, но и ежедневно выполнять правила здорового образа жизни.
– Почему в холодную погоду вас просят одеться теплее? А в ветреную – не снимать шапки? (Теплая одежда защищает тело от холода, а переохлаждение ведет к болезням.)
– Любое простудное заболевание снижает аппетит, вызывает слабость, насморк, кашель, боль. Это замедляет рост и развитие детей.
– Почему очень важно не болеть простудными заболеваниями? (Когда дети здоровы, они не устают во время уроков, бодры и веселы во время перемен, быстро выполняют домашнее задания. Они крепко спят ночью и легко встают утром. Их организм хорошо работает и развивается.)– Почему важно заботиться о своем здоровье?
– Во-первых, если не заботишься о своем здоровье, то будешь постоянно болеть и плохо себя чувствовать.
Во-вторых, если не заботиться о своем здоровье, это помешает вырасти здоровым человеком. Некоторые дети мечтают стать моряками, военными, спортсменами, милиционерами. А все эти профессии требуют крепкого здоровья, силы, выносливости. Хорошее здоровье нужно и людям других профессий: врачу и учителю, агроному и шоферу, артисту и продавцу.
Заботиться о том, чтобы сбылась мечта, и вы в будущем занимались любимым делом, нужно с детства.
– Знаете ли вы, что некоторые болезни передаются от одного человека к другому через кашель, чихание, рукопожатие, общую посуду и полотенце?
– Рассмотрите рисунки в учебнике и расскажите, кто из детей не заботится о своем здоровье (стр. 12).
– Многие болезни вызывают крошечные живые существа – микробы. При кашле и чихании они попадают из организма больного в воздух. Люди, которые находятся рядом с таким человеком, вдыхают зараженный воздух. Опасные для здоровья микробы попадают в их тело. Если больной человек кашляет в классе, магазине, автобусе, то он может заразить много людей. Поэтому больным рекомендуется находиться дома, а при кашле или чихании прикрывать нос и рот носовым платком, сложенным в четыре раза.
– Какие еще правила помогут сохранить и укрепить здоровье? (Ешь больше свежих фруктов и овощей. Пей только чистую воду. Не стой рядом с курящим человеком.)– Вставьте слова «можно» или «нельзя».
а) _________ употреблять очень горячую пищу.
б) Нюхать и пробовать незнакомые вещества _________.
в) Читать в транспорте ___________.
г) На солнце смотреть ___________ в тёмных очках.
д) ___________ слушать очень громкую музыку.
е) На морозе трогать влажными руками металлические предметы ___________.
Учитель п р о в о д и т и г р у «Чтобы быть здоровым, я буду…». Учащиеся слушают, что говорит учитель. При верном ответе дети поднимают руки вверх и делают хлопок над головой. При ответе «нет» дети качают головой.
Учитель произносит фразы:
1) «Делать зарядку по утрам»;
2) «Каждое утро и каждый вечер чистить зубы»;
3) «Ходить в грязной одежде»;
4) «Мыть руки перед едой»;
5) «Есть немытые овощи и фрукты»;
6) «Больше играть на свежем воздухе»;
7) «Стараться стать поближе к курящему человеку»;
8) «Одеваться по погоде, чтобы не перегреться и не переохладиться»;
9) «Пить чистую воду»;
10) «Трудиться вместе с родителями дома и на свежем воздухе».
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
Я возьму мяч большой.
Подниму над головой,
Прогну спину,
А мяч назад кину.
Чтоб ногам работу дать,
Будем дружно приседать.
Взял Сережа обруч свой,
Держит обруч за спиной.
Все, что делает Сережа,
Повторить попробуй тоже.
А теперь, детвора,
Умываться пора.
Вопросы:
Как вы думаете, почему без свежего воздуха организм человека быстро устает?
Напомните, какие меры надо предпринимать, чтобы оставаться здоровым?
3. Как называют сильного, здорового человека?
4. Кто из вас считает себя здоровяком и почему?
5. Какие бы советы вы могли дать своим друзьям, знакомым для поддержания крепкого здоровья?Задание. Чтение пословиц, поговорок и объяснение их смысла. Время на обдумывание 1 мин.
III. Работа по ДН.
Учащиеся выполняют задание №2, №3 стр. 3
Рассматривание иллюстрации внутренних органов человека. Обсуждение. Чтение текста. По ходу чтения учитель на доске делает запись: органы, головной мозг, спинной мозг. Беседа о прочитанном. Предложить детям объяснить своими словами, как они понимают слова, записанные на доске.
Вопросы:
Из чего состоит организм человека?
Что случится, если хоть один орган собьется с ритма?
3. Назовите главный орган, который отвечает за слаженную работу всего организма? Можно ли назвать человека здоровым, если хоть один его орган не здоров? Почему?
Ответы на вопросы учебника.
Определение на теле местонахождения различных органов.
IV. П р а к т и к а п о д р у к о в о д с т в о м у ч и т е л я.
1) Знакомство с легендой. Начнём изучение этого органа с легенды.
В Италии в 1646 году произошёл такой случай.
В роскошном замке одного герцога был устроен праздник. Во главе праздничного шествия шёл «золотой мальчик». Тело его было сплошь покрыто золотой краской. Вскоре про мальчика забыли, и он провёл всю ночь на каменном полу зала. Через некоторое время мальчик заболел и умер.
– Что же произошло с мальчиком? Чтобы ответить на этот вопрос, надо знать строение кожи и её функции.
2) Наблюдения и исследования.
а) Кожу называют одеждой тела. Древние люди пользовались только этой «одеждой». От чего она защищала человека? (Выслушиваются рассуждения.)
б) Поиграем в игру.
Вызывается ученик, поворачивается спиной к учителю, учитель даёт ему различные предметы на ощупь, ученик их угадывает.
– Какие свойства объекта вы смогли определить? (Размер, форму.)
– Как называется этот орган чувств? (Орган осязания.)
– Исходя из этого, о какой функции мы вспомнили? (Осязательная функция.)
Записывается на доске.
– Во втором классе мы говорили об органе осязания, то есть об органе чувств. А сейчас будем рассматривать кожу как орган человеческого организма.
в) Исследование кожи.
– Посмотрите на кожу на своей руке, потрогайте её. Что можете о ней сказать? Какая она? (Тонкая, упругая, мягкая, прочная.)
– Какого она цвета? (Бледно-розовая.)
– Посмотрите на кожу через лупу. Что вы видите? (Маленькие отверстия – поры.)
– Как вы думаете, для чего они? (Кожа дышит, через них выходят жир и пот.)
– Что ещё видите? (Волоски.)
Вызывается ученик. Он проводит по лбу пальцем, а затем прижимает его к стеклу.
– Что осталось на стекле? (Пятно.)
– Что это? (Пятно жира, которое выделяет кожа.)
– Что ещё мы видим на ладошке, на кончиках пальцев? (Линии, рисунок.)
– Проведём опыт.
Вызываются 3–4 ученика, которые красят акварельной краской палец и отпечатывают на бумаге.
– Какой можно сделать вывод? (Все отпечатки разные.)
– У каждого человека линии, образующие рисунок, индивидуальны и являются своеобразным «паспортом». Вероятность совпадений рисунка на одном и том же пальце 1 к 24 миллионам, то есть практически невозможна. Поэтому в криминалистике давно используются отпечатки пальцев для поимки преступников. Наука, изучающая линии, рисунок пальцев называется дактилоскопией.
– Итак, мы изучили наружный слой кожи. А теперь при помощи таблицы изучим внутреннее строение кожи.
Кожа состоит из двух слоёв: надкожица (наружный слой) – эпидермис; собственно кожа (внутренний слой) – дерма.
Эпидермис – верхний слой кожи, слово взято из греческого языка и означает то же самое, то есть «верхний или поверхностный слой». Он очень тонкий, к тому же от него все время отслаиваются мельчайшие кусочки кожи. Ежедневно с поверхности кожи сшелушиваются тысячи мёртвых клеток. Но не думайте, что кожа от этого становится тоньше, вовсе нет. На ней всё время нарастают новые слои.
Запишите это понятие в «Мой словарь и справочник». (Рабочая тетрадь.)
– Слой, лежащий под эпидермисом, и есть сама кожа.
– Посмотрите на таблицу. Что вы видите? (Выслушиваются высказывания детей.)
Кожа – сравнительно толстый слой, богат железами, вырабатывающими кожное сало (опыт с зеркалом).
– Как происходит выделение жира? (Через поры.)
– Как из тюбика выдавливается крем, так и через тончайшие отверстия в коже – поры – кожное сало попадает на поверхность. Благодаря этому кожа сама себя смазывает, иначе солнце, вода, ветер и различные химические вещества быстро бы высушили кожу, и она растрескалась бы. Кожное сало похоже на детский крем, но у него есть один недостаток: со временем оно застывает на поверхности кожи и приобретает неприятный запах.
– Что же делать? (Искупаться. Учёные подсчитали, что во время мытья с мылом и мочалкой с кожи удаляется до 1,5 млрд микробов.)
– Сальные железы не единственные железы в коже. Когда нам жарко – мы потеем. А откуда берётся пот? Его вырабатывают миллионы потовых желёз в коже. Вместе с потом из нашего тела выделяются разные вещества, а также много воды и соли, и их потери нужно постоянно восполнять. Интересно, что потовые железы могут выделить от 1 до 12 литров пота в день.
– О какой функции мы узнали? (Выделительная функция.)
Записывается на доске.
3. С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а.
– Мы узнали о двух функциях кожи. А о третьей функции вы узнаете самостоятельно, прочитав текст в учебнике: с. 12 со слов «Тело человека покрыто кожей…» до вопроса Всезнай-ата.
Ученики читают и выясняют, что третья функция – защитная. Записывается на доске.
– От чего же нас защищает кожа? (Рассуждения детей.)
– Какая температура считается нормальной для человека? (36,6 °С.)
– Как организму удаётся поддерживать постоянную температуру? (Ее регулируют кровеносные сосуды: то расширяются, то сужаются.)
В ы в о д.
– Итак, о каких трёх функциях кожи вы узнали? (Защитная, осязательная, выделительная.)
– Теперь вы можете сказать, почему же умер итальянский мальчик? (Поры были закрыты золотой краской, кожа не дышала, не выделяла пот и жир, не выводились вредные вещества. Мальчик провёл много времени в холодном зале и потерял много тепла. Температура его тела понизилась. Он сильно простыл и умер, по-видимому, от воспаления лёгких.)Работа над новым материалом.
Работа по учебнику. Чтение текста с остановками, После остановки задать вопросы на проверку осмысления прочитанного. Просить объяснить своими словами, пояснить, как они это понимают, что это означает. Обсуждение прочитанного.
Вопросы:
Почему необходимо следить за чистотой кожи? Почему микробы с кожи надо обязательно смывать?
Расскажите, как вы следите за своей кожей.
3. Какие повреждения могут быть опасны для внутренних органов и как от них уберечься?
Чтение правил ухода за кожей и обсуждение каждого пункта. Каждый раз спрашивать детей, почему важно соблюдать это правило, соблюдают ли они его. Запись в тетрадь : 103-вызов скорой медицинской помощи.
V. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: с. 8-15, отвечать на вопросы.
Рефлексия. Работа в группах. Задание: прочитайте пословицы, обсудите и объясните их значение (можно класс разделить на группы и каждой группе предложить пословицы из учебника или другие).
Пословицы для каждой группы.
Самая святая пища - хлеб, Самое святое имя — человек.
Труд украшает человека, а человек - свое время.
Человек без мечты, что земля голая без леса.
4.Человек идет по проложенной человеком дороге, чего один не знает, узнает другой.
5.Человеку без человека жизни нет.
6.Собаке хорошо, где сытно, а джигиту — на Родине.Время на работу 4-5 мин.
Презентация пословиц и объяснение их значения. Приглашая выступающих для презентации, необходимо определить количество времени для выступления т.е. определить регламент (обычно это 1-2 минуты на выступление одной группы)
6. Домашнее задание. Прочитать текст. Ответить на вопросы. Нарисовать, в каком мире тебе хотелось бы жить. Прочитать текст. Ответить на вопросы. Придумать рассказ «Как я помог другу» с описанием способа медицинской помощи.