Урок русского языка в 7 классе «Производные предлоги»

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Предлог»
 
Образовательный аспект: обобщить и систематизировать ранее изученный материал по теме «Предлоги»; провести контроль за усвоением знаний и формированием умений и навыков по данной теме;
 
Развивающий аспект: развивать коммуникативные навыки учащихся (умения высказываться на грамматическую тему, умение слушать, сопоставлять, анализировать и делать выводы); развивать орфографическую зоркость;
 
Воспитательный аспект: продолжить воспитание в учащихся доброжелательности друг к другу, уважения к мнению других.
 
Ход урока:
1. Организационный этап.
2. Сообщение темы, постановка целей урока, мотивация  учебной деятельности учащихся.
3. Проверка домашнего задания. Ребята читают сказки по теме «Предлог». Учитель прослушивает 2-3 сказки.
4.  Беседа.
 Вопросы:
Какие части речи относят к служебным частям речи?
Назовите общие признаки служебных частей речи?
 Служебные части речи немногочисленны. По подсчётам учёных, предлоги, союзы и частицы составляют всего 0,33% от общего количества слов в русском языке. Однако они большие труженики: каждое четвёртое слово, употреблённое нами в речи, - служебное. Не случайно термин, которым названа эта группа частей речи, образован именно от глагола «служить». Служебные части речи служат самостоятельным частям речи.
 
Что называется предлогом?
Какими бывают предлоги по своему происхождению? По строению?
Расскажите о правописании производных предлогов. Как отличить производные предлоги от наречий, существительных с простым предлогом, деепричастий.
 
Предлог
Сочетание

1. Нельзя поставить вопрос.
2. Нет самостоятельной роли.
3. Синоним – предлог.
4. На конце е.
1. Можно поставить вопрос.
2. синтаксическая роль в предложении.

 
Какую роль предлоги играют в речи?
Слово учителя. Предлогов в русском языке немного: всего около двухсот. Но количественный состав не всегда определяет значение части речи в языке. Каждая часть речи по-своему важна и необходима. Изучение предлогов направлено прежде всего на устранение ошибок в их употреблении; это повысит культуру речи, сделает её более грамотной, точной.
Великий писатель, лингвист К. Аксаков писал: «Предлог обнаруживая в себе силу глагола и управляя именами, стоит на рубеже двух миров слова».
 
 
 
5. Работа с текстом.
Задание: Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.
Ещё один полезный совет
(При) каких условиях луч..ше запоминае(т,ть)ся содержание трудного учебного материала?
Провер..те сами. Предл..жите одному из одноклас..ников прочитать п..рагр..ф учебника три раза. Другому разрешите разобраться в нём (с) помощью готового плана. Третий, в отличи.. от второго, пусть составит план самостоятельно. Споров (на) счёт э(ф,фф)ективности последнего приёма (не) будет: (в) течен.. (полу) часа вы убедитесь в том, что, (не) смотря на сложность материала п..рагр..фа, благодаря активной мыслительной работе при самостоятельном планирован.., третий ученик доб..ё(т,ть)ся луч..ших результатов.
 Сформулируйте основную мысль высказывания, запишите её:
 
 
Дайте толкование слов Э(Ф, ФФ)ЕКТИВНЫЙ и Э(Ф, ФФ)ЕКТНЫЙ.
Составьте с этими словами предложения.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выпишите по два предлога:
Простых:_____________________________________________________________________
Составных:___________________________________________________________________
 
Вывод:
 
6. Тренировочные упражнения
Работа по учебно-методическому пособию
 
Задание:
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Объясните (устно) написание предлогов.
1. 1. Мы (не) поехали в город из (за) начавшегося дождя. 2. В течен.. лета я упорно готовился к экзаменам. 3. В течен.. реки с годами произошли изм..нения. 4. Пл..вец попал в течен.., и его сильно ударило о камни. 5. В продолжен.. всего фильма я очень волновался за главного героя. 6. В продолжен.. книги эти герои уже(не) по..влялись. 7. В продолжен.. фильма введены новые герои. 8. (В) следств.. сильных дождей река вышла из берегов. 9. В (следств..) по делу о поджоге включены новые документы. 10. В (следств..) по этому делу прошли многие свидетели. 11. В( виду) болезни я не мог участвовать в соревнованиях. 12. При обсуждении проекта имей в( виду) моё мнение. 13. Корабль остановился в (виду) берега. 14. Он в (роде) бы правильно понял своё поведение. 15. Согласуй прил..гательное с существительным в (роде), числе, падеже.
 
2. 1. Далеко (из) за деревьев (из) за ветвей (из) за листвы долетела песня. 2. (Из) за мыса рассекая волны выплыл пароход. 3. Ж..лтые шустрые огоньки вырвались (из) под сизого дыма. 5. (Из) под воротника пальто белели стоячие воротнички рубашки. 6. Кого же он имел (в) виду. Я имею (в) виду вчерашний случай. 7. (В) место девяти часов утра мы выехали в два. 8. Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской, (в) роде серенькой. 9. (В) течение мая чаще дули (северо) восточные ветры. 10. Гроз (в) течени.. августа не было ни одной.
 
3. 1. Говорил с отцом, не (смотря) на него. 2. Судно вышло в море, (не) смотря на (не)погоду. 3. Отвечал, не (смотря) в свои записи. 4. Собрали хороший урожай, (не) смотря на засуху.
Вывод: Как пишутся производные предлоги?
 
7. Упражнения для снятия утомления
 
8.Задание: Выписать производные предлоги вместе с существительными, озаглавив каждую группу:
 
1.Наречные предлоги (образованные от наречий)
2. Отымённые предлоги (образованные от существительных с предлогом)
3. Отглагольные предлоги (образованы то глагольной формы – деепричастий)
 
1)Вокруг клумбы посадили кусты.
2)Благодаря хорошей погоде мы отлично отдохнули.
3)Внутри дома было темно.
4)Вдоль дороги белели берёзки.
5)Туристы разбили лагерь на небольшом островке посреди озера.
6)В течение часа я решил три задачи.
7) Судно вышло в море, несмотря на непогоду.
8)Сестра принялась за работу, несмотря на усталость.            
 
 
9.Тест по теме «Предлог»
1. Найдите неверное утверждение:
1) Причастия имеют такие же времена, как и глаголы.
2) Предлоги выражают временные, причинные, пространственные, целевые и другие отношения.
3)Деепричастия имеют признаки глагола и наречия.
 
2.Укажите верный ответ в определении грамматических признаков выделенных слов:
1)идти впереди колонны - предлог
2) летучий газ – причастие
3) в течение года – существительное
 
3. Укажите строчку с раздельным написанием слов:
1)(в)следствие сильных дождей, подняться (в)верх
2) повесил (на) конец мачты, продолжается (в)течение недели
3)задержаться (в)виду дождей, выйти (на)встречу гостям
 
4.Укажите строчку с буквой И в конце слова:
1) увидеть в продолжен.. книги, убедиться впоследств
2)отдохнуть в продолжен.. недели, в течен.. бурной реки
3)в продолжен.. фильма введены новые герои, новые герои действуют в прдолжен.. фильма
 
5. Укажите строчку с раздельным написанием НЕ:
1)ещё (не)убранные поля; шёл, (не)смотря по сторонам
2) (не)исправленная ошибка; вовсе (не)интересно рассказывал
3)шёл, (не)смотря на непогоду; (не)решённая задача
 
6.В каком случае нет ошибки в образовании и употреблении слов?
1)написал красивше, согласно договора
2) пришёл с магазина, это свидетельствует за то
3)благодаря хорошему уходу, ребёнок скоро выздоровел;
 
7.Укажите строчку с дефисным написанием:
1) (по) другому пути, бывал (кое)где
2) (по)осеннему хмурое небо, относиться (по)внимательнее
3) (нежданно) негаданно, точь(в)точь
 
8. Укажите словосочетание с производными предлогами:
1) приехал из Москвы; всё притихло вокруг
2)тянулись вдоль дороги, шёл навстречу мне
3)шёл навстречу, шёл на встречу с другом
 
9.Укажите предложение, в котором допущена ошибка в постановке знаков препинания:
1)Ветер срывал листья с деревьев, и дорожки сада усыпал разноцветным ковром.
2)Подул сильный ветер, поднимая пыль по дороге.
3)Собрали хороший урожай, несмотря на засуху.
 
10. Укажите предложение с грамматической ошибкой:
1)Те, кто думает, что хорошие манеры существуют в отрыве от реальной жизни, ошибаются.
2)Существуют три основные группы качеств человека, благодаря которых можно повысить уровень личного обаяния: коммуникабельность, рефлексия, красноречие.
3)Ф.М.Достоевский писал, что отличительная черта русского национального характера – это чувство справедливости.
10. Анализ ошибок, допущенных в тесте.
11. Подведение итогов урока.
 
12. Домашнее задание: упражнение 72 (рабочая тетрадь на печатной основе)