Конспект урока по русскому языку Производные предлоги (7 класс)


"Правописание производных предлогов"
Цели урока:
познакомить учащихся с условиями слитного и раздельного написания производных предлогов;
формирование умения отличать производные предлоги от омонимичных сочетаний существительных с предлогом;
работа по формированию речевой компетенции в употреблении произодных предлогов.
Оборудование: доска, учебник, рабочая тетрадь.
Ход урока
1. Организационный момент.
– Сегодняшний урок мне бы хотелось начать со слов известного английского писателя Бернарда Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то и у меня и у вас останется по одному яблоку. А если у вас есть идея, и у меня есть идея и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи».
Ваши идеи сегодня будут очень даже кстати.
Итак, мы начинаем…
2. Сообщение темы, постановка целей урока.
– Как звучит тема нашего урока? (Правописание производных предлогов в течение, в продолжение, в заключение, вследствие).
– А какие предлоги называются производными?
(Производными называются предлоги, от самостоятельных частей речи: наречий, существительных, деепричастий)
– Обратимся к таблице (рисунок 1). В чем, по-вашему мнению, заключается сложность в правописании данных производных предлогов?
(Нужно отличать производные предлоги от созвучных сочетаний существительных с предлогом)
– Это и есть основная цель сегодняшнего урока.
3. Объяснение нового материала.
Работа с таблицей.
– В чем отличие в написании предлогов и существительных?
(Производные предлоги в течение, в продолжение, в заключение отличаются от созвучных сочетаний существительных с предлогом только конечной –е).
– Как же нам научиться различать эти омонимичные формы? Обратимся к сочетаниям существительных с предлогами. Какова начальная форма этого сочетания? Докажите, что перед нами именно существительные с предлогом.
(Течение реки. Можно задать смысловой вопрос и можно вставить между предлогом и существительным прилагательное. Например: в (быстром) течении (чего?) реки;
в (скором) продолжении (чего?) книги; в (квалифицированном) заключении (кого?) специалиста).
– Теперь обратимся к производным предлогам. Предлоги в течение, в продолжение, в заключение имеют временное значение и отвечают на вопросы как долго? когда?
В течении… дня шел дождь.Образец рассуждения: можно задать вопрос как долго? Значит, в течение – производный предлог и на конце – Е Быстрая в течении… река.Образец рассуждения: быстрая (в чем?) в течении – это существительное и, значит, на конце – И.
В заключени… выступления он привел важные факты.Образец рассуждения: он привел важные факты (когда?) в заключение выступления. Значит, в заключение – производный предлог и на конце пишем – ЕВ заключени… медицинской комиссии рекомендации по проведению лечения.Обр. рассуждения: (В чем?) в заключении (чего?) комиссии; В (окончательном) заключении комиссии. Следовательно, в данном предложении в заключении – существительное и конечное – И.
– Ребята, хорошим подспорьем вам послужит рифмованный алгоритм, применяя который вам удастся избежать смешивания столь похожих словоформ:
Предлоги в течение и в продолжение Нам говорят о движении времени.Спроси: как долго? или когда? В конце пишем е и раздельно всегда.
– Ребята, обратимся снова к таблице. Какой производный предлог, заявленный в теме, мы обошли вниманием?
(предлог вследствие)
– Верно. Что вы можете сказать о значении этого предлога и его написании?
(Производный предлог вследствие = из-за и отличается от существительного слитным написанием и конечной –е).
Вследствие непогоды (из-за непогоды)
– Вы заметили, что предлог вследствие отличается по написанию от созвучного сочетания существительного с предлогом уже в двух позициях – слитное написание и конечное –е.
Вам следует знать, что существительное в сочетании в следствии выступает только в значении «судебное следствие»: в следствии по делу, в остальных случаях вследствие – производный предлог, его можно заменить предлогом из-за:
(В)следствии… снегопада машины не пошли в город. (Из-за снегопада машины не пошли в город)- вследствие- предлог, пишется слитно с -е на конце слова.
Но: (В)следствии… по делу допущено ряд ошибок.
(В чем? в (судебном) следствии по делу... В этом предложении в следствии – существительное, а потому пишется раздельно и с -и на конце.
Вследствие – из-за,ясно вполне:слитно напишем,конечная – е.
4. Закрепление.
Орфографическая разминка «Не верь ушам своим»
Задание: списать предложение, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите, какой частью речи являются проверяемые слова. Условия выбора комментируются вслух.
Шли по долине в течени… целого дня.
В течении… реки следует опасаться водоворотов.
Нелегко отыскать ошибки (в)следстви… .
Ошибка допущена (в)следстви… невнимательности.
В течени… дня река неузнаваемо изменилась.
В продолжени… романа появляются новые герои.
В продолжени… часа слышались шорох и шепот.
В быстром течени… реки мелькнула лодка.
(В)следстви… непогоды мы задержались в пути.
Выборочное списывание
Задание:
I вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются существительными.
II вариант выписывает предложения, в которых проверяемые слова являются предлогами.
Графически объясните свой выбор. Расставьте пропущенные знаки препинания.
(Предложения можно спроецировать на доску с помощью графопроектора или учащиеся получают индивидуальную карточку)
В продолжени… двух дней мои дела продвинулись (М. Лермонтов).
(В)следстви… сильного ветра была нарушена телеграфная связь.
Он участвовал (в)следтви… о подж…ге как свидетель.
В продолжени… трех дней мы не могли переправиться через бурную в течени…речку.
В продолжени… романа который готовится к выпуску мы узнаем о судьбе героя.
Яма была довольно узкая и я в течени… получаса пробовал уп..раясь руками в стенки выбраться наверх.
5. Употребление производных предлогов в речи
– Ребята, как вы думаете, где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи?
(В официально-деловом стиле. Производные предлоги часто используются в деловых бумагах, носящих объяснительный характер: заявлениях, объяснительных записках).– Перед вами отрывок из повести Ф. Искандера. Спишите, раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы.
В течени.. всей своей сознательной жизни брат мечтал стать ш…фером. Каждый клоч…к бумаги он заполнял где(то) вычита…ым заявлением:
Директору транспортной конторыПрошу пр..нять меня на работу во вере…ую Вам организацию, так как я являюсь шофером третьего класса.
Корректировка текста.
– Прочитайте заявление, которое написал мальчик. Какие нарушения допущены при оформлении заявления? Напишите заявления в исправленном виде. Для этого придумайте фамилию, имя и отчество директора транспортной конторы, а также фамилию, имя, отчество и адрес мальчика. Необходимо ли в заявлении такого типа указывать причину просьбы?
(Учащимися записывается заявление в исправленном виде с соблюдением определенного стандарта, обязательного в его оформлении).
Создание собственного текста.
(Работа в группах)
– Только ли в официально- деловом стиле могут использоваться производные предлоги?
В карточках, которые вы получили, записаны слова. Ваша задача: используя данные слова, а также предлоги в течение, в продолжение, в заключение и вследствие, придумать небольшой репортаж на тему: «Март в Канске»
Зима, день, ночь, туман, снег, снегопад, видимость на дорогах, заносы, сугробы, расчистка, синоптики, температура, ветер, столбик термометра и т.д.Вариант созданного текста.
Из сводки погоды
В Канске в течение всей прошедшей ночи шел снег. Вследствие этого на дорогах образовались сугробы и заносы. В продолжение сегодняшнего дня техника работает на расчистке дорог.
И в заключение синоптики сообщают: в течение следующих суток столбик термометра не опустится ниже – 7°С, вследствие тумана видимость на дорогах ухудшится, ветер юго-западный, умеренный, возможен снегопад.
6. Итог урока:
– Академик Ландау сказал: «Без повторения нет глубины…». Мне бы очень хотелось, чтобы вы вспомнили все, о чем мы говорили сегодня на уроке и на карточках, которые лежат перед вами, написали примеры словосочетаний, где бы омонимичные словоформы являлись производными предлогами и сочетаниями существительных с предлогом.
Вы обратили внимание на то, что карточки у вас разных цветов (синие, зеленые, розовые), так что свои ответы можете написать на карточке понравившегося вам цвета.
7. Домашнее задание.
Литература:
Фролова Т.Я. Русский язык в рифмованных алгоритмах. Симферополь, 2005.
Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок II часть. Симферополь «Таврида», 2006.