Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги
Урок 40
Предлог как служебная часть речи. Производные и непроизводные предлоги
Цели:
- обобщить сведения о предлоге, показать его отличие от омонимичных приставок, роль предлога в словосочетаниях и предложениях; формировать умение различать предлоги и приставки;
- способствовать развитию монологической речи учащихся и памяти;
- прививать интерес к изучению русского языка.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
Слово учителя
Помощники имён
Конечно, имена существительные, числительные и местоимения - вполне самостоятельные части речи и сами могут вступать в отношения с другими словами (сказать ему, прибавить три, забивать молотком).
Однако без нас не уедешь далеко, - заметили Предлоги, - как вы можете обозначить отношение к месту (уехать в город, идти с моста), совместности (делать с другом), приблизительной меры (пройти с километр), цели (израсходовать на починку), причины (пропустить из-за болезни) и другие сложные отношения? Именам, конечно же, хотелось, чтобы их отношения к другим словам были шире и разнообразнее, и они согласились использовать предлоги в качестве своих помощников.
Предлоги, которые сотрудничают с именами давно, так много приобрели значений, что им уже тяжело с такой ношей. Например, предлогу на приходится нести 33 значения и 33 оттенка значений, предлогу с - 31 значение и 16 оттенков, а молодой производный предлог вдоль имеет всего одно значение. Вот почему предлог с сгибается под тяжестью значений, а предлог вдоль идёт налегке.
Не обременены значениями и такие предлоги, как вследствие, в отношении, в целях, по линии и другие.
Из жизни предлогов
Предлог как название части речи встречался еще в древнерусском языке, где он, как и в современном, выражал зависимость косвенных падежей существительных, числительных и местоимений от других слов в словосочетании.
По происхождению слово предлог - это калька (буквальный перевод) с греческого, которая значит «перед словом».
Предлогов не так много: около 200 слов. Однако свой незначительный состав предлоги восполняют частотой употребления, по которой они занимают 4 .место (после существительного, глагола и местоимения).
36 предлогов входят в общий частотный список, 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о) включаются в 30 самых частотных слов, причём два возглавляют весь частотный список (в - на первом месте, на - на четвёртом).Предлог - это служебная часть речи («частица речи»). В чём же состоит её роль, если учесть её высокую частотность? По меткому определению лингвиста В. Богородицкого, предлоги - это «словечки отношений».
В русском языке, как уже сообщалось, около 200 предлогов, а падежей всего шесть, к тому же именительный падеж всегда употребляется без предлогов. Следовательно, 200 предлогов должны распределиться между пятью падежами. Это распределение, естественно, будет достаточно неравномерным, как неравномерно в целом развивается и сам язык.
III. Формирование новых понятий и способов действия
1. Чтение теоретического материала на стр.156-157
2. Рабочая тетрадь, задание 107.
Вставьте пропущенные буквы, выпишите по 2 существительных или местоимения вместе с предлогами, выражающими отношения:
временные причинные пространственные целевые
Кто не хотел бы научит..ся быстро и точно запоминать тексты и легко воспроизводить их по памяти? Это необходимо и в процессе обучения, и для написания, например, изложения.
Научит..ся этому пом…гает метод использ…вания ключевых слов. Например, для запоминания какой (либо) фразы достаточ…но выд…лить в ней одно-два главных (ключевых) слова и запомнить их.
Слова надо выб…рать с таким расчётом, чтобы они отр…жали смысл всей фразы. (В) последстви… (по) ним вы легко вос…тановите всё предложение. Если (не) обходимо запомнить длин…ый текст, лучше всего разбить его (на) подтемы и в каждой (из) них выделить ключевые слова для передачи основной мысли. Благодаря такой работе у вас образуется цепочка следу…щих друг (за) другом и связ…ных между собой слов, которые помогут вам (в) течени… короткого врем…ни запомнить текст.
(По И. и Н Корсаковым)
IV. Применение. Формирование умений и навыков.
1. Чтение теоретического материала на стр. 160-161
2. Упр. 373 (устно)
3. Рабочая тетрадь, задание 109.
Поставь существительные в нужном падеже, укажи падеж.
Вопреки (моя просьба, желание, приказание)
благодаря (правильный расчет)
наперекор (желание, стихия)
соскучился (отец, мать, сестра, мы, вы)
согласно (инструкция, сообщение, приказ)
4. Рабочая тетрадь, задание 110.
Распредели в две колонки предлоги
после, за, благодаря, несмотря на, от, при, без, до, вследствие, в заключение, в течение, ввиду, кроме, в, для, у, навстречу, вокруг, о, из-за, из-под.производные непроизводные
5. Из истории слов
Предлог ради происходит от древнего глагола радЬти — «заботиться».
В старину существовало общеславянское существительное крома — «граница,край» (ср. современное кромка). От местного падежа этого существительного и произошел предлог кроме с первичным значением «с краю, не входя в общее число».
Слово прькь в старославянском языке обозначало «спор, запрет» (ср. современные слова упрёк, прекословить). От слияния предлога во с этим существительным в винительном падеже и произошел современный предлог вопреки чему-либо.
6. Словарная работа
В течение
В продолжение
Вследствие
Впоследствии
Составить словосочетания или предложения с этими предлогами.
V. Этап информации о домашнем задании
§ 47, упр. 384
VI. Подведение итогов урока
VII. Этап рефлексии