Урок по русскому языку в 7 классе Непроизводные и производные предлоги. Урок решения грамматических задач.
7 класс Урок 103Тема урока: «Непроизводные и производные предлоги. Урок решения грамматических задач».Цели урока: 1) Образовательные: а) закрепить умение отличать производные предлоги от непроизводных; б) отличать производные предлоги от омонимичных частей речи; в) проверить знания прошлых уроков. 2) Развивающие:
а) формировать умение уместно употреблять предлоги в речи;
б) развивать аналитическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания с помощью языковых средств.
3) Воспитательные: а) через правильное употребление предлогов воспитывать культуру речи. Содержание урока I. Организационный момент. II. Вступительное слово учителя. Запишите тему и подумайте, какую работу предполагает заявленная тема? Сегодня мы продолжим знакомство с секретами предлогов и порешаем грамматические задачи на правописание и употребление в речи производных и непроизводных предлогов. Данная тема очень важна, т. к. ни один текст не обходится без предлогов. Но прежде чем приступить к решению задач, вспомним изученное о предлоге и проведём лингвистическую разминку. III. Фронтальный опрос. 1. Вопросы к классу — Что называется предлогом? — Для чего служит предлог? (Предлог служит для связи слов в словосочетании и в предложении.) — Какие бывают предлоги? (Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные.) — Какие вы знаете непроизводные предлоги? (В, на, за, про, у, к, из-за, через и др.) — Назовите производные предлоги (В течение, благодаря, вопреки, около, мимо, согласно, в продолжение и др.) — От каких частей речи образуются производные предлоги? (От существительных с предлогами, наречий, деепричастий.) — С каким падежом существительных употребляют производные предлоги согласно, вопреки, благодаря, навстречу, наперекор? (Только с дательным, например, вопреки приказу командира.) — Какие отношения выражают предлоги? (Предлоги выражают временные значения (прийти после уроков), целевые (трудились на благо Родины, остановились для ночлега), причинные (задержаться вследствие непогоды), пространственные (пойти в лес) и другие отношения, образа действия (писать без ошибок, говорить по душам.) — Какой падеж никогда не употребляется с предлогами? (Именит.) — А какой падеж употребляется только с предлогами? (Предложный.) — Как отличить предлог от приставки? Приведите примеры. (Входить – в лесу.) Игра «Вы волшебники». — А теперь представьте, что вы волшебники и превратите слова с приставкой в слова с предлогами: подземный переход, предрассветный час, беззвёздное небо. IV. Лингвистическая разминка. — А теперь лингвистическая разминка. 1. Можно ли прийти домой со школы? 2. Можно ли купить таблетки для головной боли? 3. Можно ли оплатить за билет? 4. Можно ли благодаря болезни не выучить уроки? 5. Можно ли разъяснять о правилах поведения? 6. Можно ли жить на Кавказе? А на Сибири? 7. Может ли быть средство для бессонницы? V. Синтаксический разбор предложения. Над3 озером блеснула яркая зарница. VI. Актуализация знаний. Решение задач. — А теперь приступим к решению задач. Задача 1 Запишите словосочетания, раскрывая скобки. Выделите приставки, обозначьте предлоги. (на)яхте, (на)право, (по)осеннему лесу, (по)осеннему хмурые дни, обратиться (по)своему делу, сделать (по)своему, висел (надо)мной, (надо)рвать лист бумаги. Задача 2 Составьте и запишите словосочетания по данным схемам. 1 вариант 2 вариант благодаря … ям … и … ут на встречу с… ом … и в … у … ят перед … ой … и из-за … ы согласно … у … а Ответы. 1 вариант: благодаря дождям зазеленели; пришли в школу; опоздали из-за непогоды. 2 вариант: идут на встречу с ветераном; стоят перед школой; согласно приказу директора. — Вы уже знаете, что предлоги требуют к себе очень внимательного отношения, например, предлог «ПО». Задача 3 Перепишите, исправляя ошибки в употреблении словосочетаний с предлогом ПО. 1. Мы встретимся по окончанию фильма. 2. Купить билеты на обратный путь нужно сразу по прибытию в город. — В чем состоит особенность этого предлога в данных предложениях? (Если предлог имеет ПО временное значение, то сочетается с существительными в Пр.п.) VII. Поэтическая минутка. Чудесный выдался денёк, А я учу предлоги… Я должен твёрдо знать урок – У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: «Что значит ПО? Что значит ЗА? И ЗА и ПО – предлоги». А хорошо бы за порог И мчаться по дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? VIII. Физкультминутка. Задача 4 (Устно) В каком ряду даны только непроизводные предлоги? 1. По, на, из-под, для, согласно. 2. К, по, перед, над, в. 3. Насчёт, вокруг, из-за, до, под. В каком ряду даны только производные предлоги? 1. Для, под, надо, за, мимо. 2. Навстречу, об, через, с, из-за. 3. Благодаря, вокруг, согласно, поперёк, ввиду. IX. Запись предложения на доске и в тетрадях. Запишите предложения. Определите часть речи выделенных одинаково звучащих слов. 1. Тропинка шла вдоль озера. Мы исходили лес вдоль и поперёк. 2. Вблизи виднелся лес. Вблизи села протекала речка. Задача 5 Составьте словосочетания с предлогами благодаря, согласно, вопреки. — Мы с вами знаем, что неправильное употребление предлогов приводит к речевым ошибкам в предложениях. Решим ещё одну задачу, прочитаем её условие. Задача 6. Исправьте ошибки в употреблении предлогов. Запишите предложения в исправленном виде. 1. Благодаря плохой погоде я никак не мог добраться до города вовремя. 2. Родители вернулись с кино..Поезда идут согласно расписания. 3. Он сидел на первом ряду. 4. Поезда идут согласно расписания. Ответы. 1. Вследствие (из-за) плохой погоды я никак не мог добраться до города вовремя. 2. Поезда идут согласно расписанию. 3. Благодаря моему другу я отлично справился с поручением. 4. Родители вернулись из кино. 5. Он сидел в первом ряду.
Х. Проверка усвоенности темы. Работа с карточками. Тест (по вариантам). Вариант 11. Для чего служит предлог?
а) выражает оттенки значения; б) служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях; в) выражает чувства; г) связывает части сложного предложения.
2. Укажите словосочетание с производным предлогом.
а) ввиду недостатка времени; б) пришёл из школы; в) доехал до станции; г) цветёт перед окном.
3. Укажите словосочетание с непроизводным предлогом. а) прошёл мимо; б) благодаря мужеству солдат; в) верить в дружбу; г) ходит вокруг дома.4. Укажите предлог, образованный от деепричастия. а) в течение; б) наподобие; в) мимо; г) благодаря.5. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлог. а) Стадо потянулось мимо дома. б) Не проходите мимо. в) Поперек дороги уложили бревна. г) Впереди шли самые стойкие.
Вариант 21. Для чего служит предлог? а) выражает оттенки значения; б) выражает чувства; в) служит для связи слов в словосочетаниях и предложениях; г) связывает части сложного предложения.
2. Укажите словосочетание с производным предлогом.
а) положить на шкаф; б) засидеться до вечера в) выпорхнуть из-под ног; г) задержаться ввиду непогоды.3. Укажите словосочетание с непроизводным предлогом. а) согласно распоряжению начальника; б) не спать из-за ветра; в) поступить наперекор смыслу; г) пробежал мимо него.4. Укажите предлог, образованный от наречия.
а) в течение года; б) убедить путём веских доказательств; в) ходит вокруг дома; г) в продолжение часа. 5. Укажите предложения, в которых выделенные слова – предлог. а) Пыльная трава росла вокруг. б) Земля вокруг избушки была вытоптана. в) Вблизи леса построили санаторий. г) Вблизи виднелось озеро. ХI. Шуточные вопросы-загадки. 1. Из каких трёх предлогов можно составить название домашнего животного? (К-от.) А из трёх? (К-о-за.) 2. Какой предлог можно «сыграть» на музыкальном инструменте или спеть? (До) 3. Какие два предлога помогают определить нужное количество лекарства? (До-за.) 4. В каком падеже личное местоимение МЫ состоит из двух предлогов? (В родительном – на-с.) ХII. Выставление оценок. IX. Итоги урока. — Но вот и подошёл к концу наш урок. Мы приоткрыли завесу одной из тайн предлога – маленькой, но такой важной части речи. На следующем уроке мы продолжим изучение предлога и поговорим о его других секретах и тайнах. X. Домашнее задание (на выбор). Сочинение-миниатюра на тему «Каникулы в городе ( в деревне, на море, на даче)». Употребить производные предлоги.