Открытый урок по математике на тему: Действия с обыкновенными дробями (5 класс)
«Математический ринг»
Открытый урок на тему: «Действия с обыкновенными дробями»
Цель урока: закрепить и проверить знания и умение детей решать примеры по теме действия с обыкновенными дробями; отработать навыки выделять целую часть из неправильной дроби и наоборот.
Задачи урока
развивать быструю работу мысли, внимательность и смекалку;
развивать умение высказываться; развивать интерес к математике.
воспитывать дружеские отношения в классе и чувство сопереживания друг другу, а также умение работать в команде.
Тип урока: урок закрепления полученных знаний
Ход урока
Орг.момент.
- Учитель поясняет учащимся, чем они будут заниматься на данном уроке.
Формулировка целей урока:
- На доске вывешен рисунок с изображением дерева. У учащихся на столах имеются стикеры в форме листочков. Учитель предлагает всем сформулировать свои ожидания от урока и приклеить на рисунок, тем самым украсив «дерево желаний»
III. Проверка домашнего задания:
- Все ли справились с домашним заданием? Ученики, сидя парами за партами обмениваются тетрадями. (Осуществляется взаимопроверка)
Учитель: Мы с вами заканчиваем изучать темы на действия обыкновенные дроби и на этом уроке мы должны вспомнить и закрепить всё, что знаем про обыкновенные дроби. И сейчас мы повторим правила сложения обыкновенных дробей с разными знаменателями, закрепим навыки решения примеров и задач по данному правилу.
Учитель делит класс на две команды (класс необходимо поделить таким образом, чтобы команды имели одинаковые силы и возможность победить). За каждый правильный ответ командам даются карточки разных цветов (5 – красный; 4 – желтый; 3 – зеленый;)Если в классе есть одаренный в математике ученик либо просто преуспевший в данной теме больше остальных учеников класса то можно предложить выполнять ему роль помощника учителя на уроке, давая возможность оценить правильность ответа команд, тем самым привлечь к активной работе на уроке.
IV.Игра «Математический ринг»
Задание 1:
- на ватмане отобразить алгоритм вычисления
1 команда - Сложение и вычитание смешанных чисел с разными знаменателями
2 команда - деление смешанных чисел
Задание 2:
- обоим командам задаются вопросы, отвечает команда первая поднявшая руку.
Как называется элемент дроби, стоящий над чертой, под чертой.
Каким действием можно заменить дробную черту.
Какая дробь называется правильной.
Какая дробь называется неправильной.
Что значит сократить дробь.
Как сравнить две дроби с одинаковым числителем, с одинаковым знаменателем.
Задание 3:
- по рисункам определить какой дроби соответствует закрашенная часть фигуры.
(Приложение № 1)
Физминутка - «Мы ладонь к глазам приставим»
(для соблюдения концепции здоровье сберегающих технологий на уроках).
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Задание 4:
- в двух рядах обыкновенных дробей найти лишнюю дробь:
(Приложение № 2)
Задание 5:
- выполнить сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями:
(Приложение № 3)
Задание 6:
- командам необходимо решить примеы и сопоставить ответы с данными в таблице, чтобы составить слово (название птицы – журавль).
(Приложение № 4)
Задание 7:
- на листах с раздаточным материалом имеются пары дробей: с одинаковым знаменателем, одинаковым числителем, с разными числителями и знаменателями, командам нужно сравнить эти дроби поставив знак больше, меньше или равно.
(Приложение № 5)
Задание 8:
- командам необходимо решить примеры и сопоставить ответы с данными в таблице, чтобы составить слова, обозначающие математические действия, а также слова – дробь и процент. Каждой команде дается по три карточки с заданиями.
(Приложение №6)
Дополнительное задание представлено не доске (на случай быстрого выполнения классом предыдущих заданий).
Решите задачи:
На базаре продавали яблоки. Утром продали 21 кг, что составляет 13EMBED Equation.31415 всех привезённых яблок. Сколько кг яблок привезли на базар?
Расстояние от города до деревни 15 км. Путник прошел 13 QUOTE 1415 этого расстояния. Сколько километров осталось ему пройти?
Расстояние от города А до города В 360 км. Первую остановку поезд сделал через 13 QUOTE 1415 своего пути. Сколько километров прошел поезд до остановки?
V. Рефлексия.
Учащиеся на стикерах в виде яблок (либо иных фруктов) записывают кратко свои впечатления от урока. Затем стикеры наклеить на наше дерево тем самым обозначив, что сегодняшний урок принес плоды как это дерево.
Можно предложить им ответить на один или несколько вопросов:
Чему я научился на этом уроке.
Что я узнал нового.
Понравился мне урок или нет. Почему?
VI. Подвидение итогов урока и самооценивание учащихся.
Для этого необходимо для каждого ученика приготовить бланк самооценки с заранее обговоренными критериями оценивания.
VII. Домашнее задание: Сочинить басню об обыкновенных дробях
Приложение № 1
Записать закрашенную часть дробью
1) 2) 3)
4) 5)
6)
Приложение № 2
А) 13 EMBED Equation.3 1415 Б) 13 EMBED Equation.3 1415
Приложение № 3
А) 13 EMBED Equation.3 1415 Б) 13 EMBED Equation.3 1415 В) 13 EMBED Equation.3 1415 Г) 13 EMBED Equation.3 1415
Приложение № 4
1) 13 EMBED Equation.3 1415; 2) 13 EMBED Equation.3 1415; 3) 13 EMBED Equation.3 1415; 4) 13 EMBED Equation.3 1415; 5) 13 EMBED Equation.3 1415; 6) 13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
О
Ж
Е
У
Р
А
8
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
К
С
В
Х
Л
М
Ь
Приложение № 5
1) 3 5 ; 2) 7 7 ; 3) 7 4 ; 4) 8 8 ; 5) 2 3 .
14 14 3 4 9 9 10 7 5 10
Приложение №6
Карточка №1.
Вычислить.
1. 13 EMBED Equation.3 1415·113 EMBED Equation.3 1415
2. 4·(5 - 13 EMBED Equation.3 1415)
3. Скорость машины 13 EMBED Equation.3 1415км в мин. Какой путь пройдёт машина за 13 EMBED Equation.3 1415 минуты?
4. 313 EMBED Equation.3 1415: 113 EMBED Equation.3 1415
5. В книге 120 страниц. Саша прочитал 13 EMBED Equation.3 1415 этой книги. Сколько страниц ему осталось прочитать?
Карточка №2.
Вычислить.
1. 213 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
2. 2013 EMBED Equation.3 1415
3. 213 EMBED Equation.3 1415: 113 EMBED Equation.3 1415 + 13 EMBED Equation.3 1415
4. Какое расстояние пройдёт автомобиль за 5/12 часа, если его скорость равна 48 км в час.
5. Реши уравнение: 13 EMBED Equation.3 1415·Х = 8
6. 313 EMBED Equation.3 1415:2
7. Купили 20 кг картошки. Поджарили 3/10 всей картошки. Сколько килограмм не поджарили?
Карточка №3.
Вычислить.
1. 713 EMBED Equation.3 1415·113 EMBED Equation.3 1415 2. 13 EMBED Equation.3 1415·42·13 EMBED Equation.3 1415 3. 7·(13 EMBED Equation.3 1415 + 2)
4. Найти площадь прямоугольника. Если его стороны 2 м и 313 EMBED Equation.3 1415м.
5. Реши уравнение: 13 EMBED Equation.3 1415·Х = 13 EMBED Equation.3 1415
6. 13 EMBED Equation.3 1415·13 EMBED Equation.3 1415 + 1
7. Купили 168 мячей, 13 EMBED Equation.3 1415 этих мячей раздали детям. Сколько мячей осталось?
Карточка №4
Вычислить.
1. 13 EMBED Equation.3 1415·13 EMBED Equation.3 1415 2. 13 EMBED Equation.3 1415·42 3. 1813 EMBED Equation.3 1415·113 EMBED Equat
·ion.3 1415:10
4. Ширина прямоугольника 113 EMBED Equation.3 1415 см, что в 2 раза меньше длины. Найти площадь прямоугольника.
5.113 EMBED Equation.3 1415: 513 EMBED Equation.3 1415 6. 30 - 1:13 EMBED Equation.3 1415 7. 213 EMBED Equation.3 1415:11
8. Реши уравнение: 13 EMBED Equation.3 1415·Х + 13 EMBED Equation.3 1415= 13 EMBED Equation.3 1415
9. Объём одной комнаты 60 куб.м, а другой в 113 EMBED Equation.3 1415 меньше. Найти объём другой комнаты.
Карточка №5.
Вычислить.
1. 313 EMBED Equation.3 1415·13 EMBED Equation.3 1415 2. 2·13 EMBED Equation.3 1415 3. 313 EMBED Equation.3 1415·0·13 EMBED Equation.3 1415
4. Скорость пешехода 313 EMBED Equation.3 1415 км в час. Какое расстояние пройдёт пешеход за 13 EMBED Equation.3 1415 часа?
5. Решить уравнение: 13 EMBED Equation.3 1415·Х = 13 EMBED Equation.3 1415
6. 213 EMBED Equation.3 1415:13 EMBED Equation.3 1415 + 13 EMBED Equation.3 1415 7. 13 EMBED Equation.3 1415:113 EMBED Equation.3 1415·25
8. В классе 20 человек. 0,4 всех учеников составляют девочки. Сколько мальчиков
в классе?
Карточки №6
Вычислить.
1. 45 - 4413 EMBED Equation.3 1415 2. 13 EMBED Equation.3 1415·13 EMBED Equation.3 1415 3. 113 EMBED Equation.3 1415·213 EMBED Equation.3 1415:113 EMBED Equation.3 1415
4. Шаг дяди Стёпы 113 EMBED Equation.3 1415м. Какое расстояние он пройдёт, если сделает 20 шагов?
5. 13 EMBED Equation.3 1415·13 EMBED Equation.3 1415 6. 20 - 1:13 EMBED Equation.3 1415 7. 8: 13 EMBED Equation.3 1415
8. Реши уравнение: 13 EMBED Equation.3 1415·а + 13 EMBED Equation.3 1415 = 1
9. Площадь поля 75 га. В первый день засеяли 24% всего поля. Сколько гектар осталось засеять?
Карточка №1.
№
б
о
д
ь
р
1
113 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
1
2
413 EMBED Equation.3 1415
2013 EMBED Equation.3 1415
1613 EMBED Equation.3 1415
1
19
3
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
2
4
213 EMBED Equation.3 1415
5
213 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
18
5
96
115
150
24
56
Карточка №2.
№
н
л
д
е
е
е
и13 EMBED Equation.3 1415
1
13 EMBED Equation.3 1415
413 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
5
1813 EMBED Equation.3 1415
2
1613 EMBED Equation.3 1415
513 EMBED Equation.3 1415
413 EMBED Equation.3 1415
0
213 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
1613 EMBED Equation.3 1415
3
313 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
413 EMBED Equation.3 1415
1213 EMBED Equation.3 1415
313 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
0
4
30
15
6
20
1513 EMBED Equation.3 1415
4
18
5
10
1013 EMBED Equation.3 1415
813 EMBED Equation.3 1415
16
20
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
6
113 EMBED Equation.3 1415
613 EMBED Equation.3 1415
5
13 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
7
18
6
9
1113 EMBED Equation.3 1415
10
14
5
Карточка № 3.
№
е
о
ц
р
н
т
п
1
213 EMBED Equation.3 1415
813 EMBED Equation.3 1415
713 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
7
413 EMBED Equation.3 1415
713 EMBED Equation.3 1415
2
3
13 EMBED Equation.3 1415
42
2
13 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
4
3
5
17
213 EMBED Equation.3 1415
313 EMBED Equation.3 1415
913 EMBED Equation.3 1415
14
9
4
5
513 EMBED Equation.3 1415
7
613 EMBED Equation.3 1415
18
113 EMBED Equation.3 1415
1013 EMBED Equation.3 1415
5
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
2
513 EMBED Equation.3 1415
16
13 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
6
13 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
3
213 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
27
7
156
147
66
77
98
70
58
Карточка №4.
№
т
ы
и
в
а
и
ч
н
е
1
6
13 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
8
13 EMBED Equation.3 1415
413 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
2
13 EMBED Equation.3 1415
10
313 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
413 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
5
813 EMBED Equation.3 1415
9
16
3
1
813 EMBED Equation.3 1415
313 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
1
213 EMBED Equation.3 1415
413 EMBED Equation.3 1415
2013 EMBED Equation.3 1415
4
13 EMBED Equation.3 1415
9
313 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
313 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
513 EMBED Equation.3 1415
2
5
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
5
13 EMBED Equation.3 1415
413 EMBED Equation.3 1415
11
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
6
9
813 EMBED Equation.3 1415
4
13 EMBED Equation.3 1415
5
2913 EMBED Equation.3 1415
30
25
313 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
7
613 EMBED Equation.3 1415
9
13 EMBED Equation.3 1415
2213 EMBED Equation.3 1415
513 EMBED Equation.3 1415
313 EMBED Equation.3 1415
13
13 EMBED Equation.3 1415
8
8
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
9
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
413 EMBED Equation.3 1415
9
80
6113 EMBED Equation.3 1415
16
20
3013 EMBED Equation.3 1415
90
150
30
40
Карточка №5.
№
ж
о
с
н
л
е
е
и
1
13 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
313 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
1
313 EMBED Equation.3 1415
21
413 EMBED Equation.3 1415
2
313 EMBED Equation.3 1415
313 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
5
113 EMBED Equation.3 1415
813 EMBED Equation.3 1415
9
413 EMBED Equation.3 1415
3
1
0
13 EMBED Equation.3 1415
313 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
4
13 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
6
4
213 EMBED Equation.3 1415
3
313 EMBED Equation.3 1415
9
313 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
11
213 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
5
13 EMBED Equation.3 1415
2
13 EMBED Equation.3 1415
413 EMBED Equation.3 1415
313 EMBED Equation.3 141513 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
8
13 EMBED Equation.3 1415
6
913 EMBED Equation.3 1415
2413 EMBED Equation.3 1415
4
2513 EMBED Equation.3 1415
1
413 EMBED Equation.3 1415
2413 EMBED Equation.3 1415
20
7
8
213 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
21
10
13 EMBED Equation.3 1415
9
8
5
32
24
2
16
12
24
8
Карточка №6.
1
40
113 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
613 EMBED Equation.3 1415
41
1
213 EMBED Equation.3 1415
2
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
4
13 EMBED Equation.3 1415
5
3
13 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
1
13 EMBED Equation.3 1415
313 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
8
413 EMBED Equation.3 1415
313 EMBED Equation.3 1415
4
2
25
24
30
100
13 EMBED Equation.3 1415
4
21
11
5
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
4
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
1
6
11
21
13 EMBED Equation.3 1415
1913 EMBED Equation.3 1415
8
113 EMBED Equation.3 1415
2113 EMBED Equation.3 1415
16
19
7
5
13 EMBED Equation.3 1415
24
13 EMBED Equation.3 1415
16
213 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
8
12
8
13 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
213 EMBED Equation.3 1415
113 EMBED Equation.3 1415
1
13 EMBED Equation.3 1415
9
57
18
67
99
51
12
5613 EMBED Equation.3 1415
60
105
№
е
м
о
у
е
н
и
ж
н
Root EntryEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation NativeEquation Native