Нормативная и учебно-методическая документация в системе учебно-методического обеспечения образовательного процесса


Нормативная и учебно-методическая документация в системе учебно-методического обеспечения образовательного процесса
А. А. Дубовцов, преподаватель
кафедры математики и информатики
ГОУ СПО «Кемеровский педагогический колледж»
Современное образование стоит перед необходимостью создать подрастающему поколению возможности и условия для усвоения огромного и непрерывно возрастающего объема информации и знаний. Этим определяется настойчивое стремление научных работников, методистов, преподавателей найти новые, максимально эффективные технологии обучения. В связи с этим интенсификация учебного процесса стала сейчас одним из насущных дел педагогических коллективов. Интенсификация – это установление оптимального срока, отведенного в целях обучения студента в стенах учебного заведения для наиболее полного усвоения им того круга знаний, которые понадобятся специалисту в условиях его будущей работы. Отсюда вытекает задача повысить интенсивность всех форм занятий, в том числе и лекций, занимающих значительное место в учебном процессе. Высокие требования, предъявляемые к подготовке квалифицированных специалистов для системы профессионального образования, определяют и новое содержание, которое может быть реализовано благодаря использованию соответствующих методов, средств и организационных форм обучения.
Следует отметить, что специальные дисциплины в общей структуре содержания среднего профессионального образования занимают центральное место. Призванные вооружить студентов техническими, экономическими и педагогическими знаниями, они включают материал, раскрывающий вопросы техники, технологии, дают сведения о сырье и материалах, об организации и экономике производства. Специфика их в том, что, базируясь на общеобразовательных и общетехнических дисциплинах и расширяя их содержание, они являются основой профессионального обучения.
Как подчеркивает В. А. Скакун [1], преподаватели специальных дисциплин должны уделять особое внимание вопросам повышения познавательной активности студентов, которые органически связаны с совершенствованием методики изложения учебного материала. Реализация задач обучения, восприятия и развития требует использования на занятиях такой активной информации, которая обеспечит интеллектуальное напряжение, личное отношение к изучаемому материалу, вызовет внутренние переживания, определенные эмоции. Для этого преподаватели используют различные дидактические материалы, считая их необходимым элементом познания. Активная работа воображения создает оптимистический настрой, эмоциональную приподнятость, на основе которых поддерживаются внимание и интерес студентов, следовательно, и прочный контакт с преподавателем.
Совершенствование процесса обучения и воспитания студентов в значительной степени зависит от обеспечения их учебной документацией, учебниками, методической литературой, наглядными пособиями и техническими средствами обучения. Достичь этого возможно при плановом подходе к решению этой проблемы, который должен носить комплексный характер.
Для создания современного учебно-методического обеспечения важное значение имеет сформированное представление о его компонентном составе. Объективно установленный состав комплексного учебно-методического обеспечения позволяет понять структурное строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию. К сожалению, состояние разработки вопроса о составе комплексного учебно-методического обеспечения еще не соответствует его значению [2].
Об этом свидетельствует уже то обстоятельство, что в теории и в педагогической практике до настоящего времени пока еще нет единого мнения о том, из скольких и каких конкретно компонентов состоит комплексное учебно-методическое обеспечение как целое. Не сложилось пока еще и желаемой определенности в том, что следует понимать под составом комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса [3]. Все это вызывает необходимость более всестороннего рассмотрения и объективного установления всех компонентов комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Под составом комплексного учебно-методического обеспечения понимаются все те структурные компоненты, из которых оно слагается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям [4]. Для установления его состава необходимо рассматривать образовательный процесс как объект. Деятельность педагога и деятельность обучаемых являются главными составляющими реального образовательного процесса, они и выступают в нем в качестве объектов комплексного учебно-методического обеспечения. Как подчеркивает Н. Е. Эрганова [5], комплексное учебно-методическое обеспечение востребуется деятельностью педагога и используется им для решения профессиональных задач при проектировании образовательного процесса и его реализации.
Такой подход предполагает проведение структурно-функционального анализа деятельности педагога с тем, чтобы выявить всю совокупность решаемых им профессионально-типовых задач при проектировании и реализации образовательного процесса и, исходя из них, установить весь компонентный состав комплексного учебно-методического обеспечения, предназначенного для решения таких задач.
Анализируя структуру трудовой деятельности, ученые-психологи выделяют в ней ряд общих для любой профессиональной деятельности элементов. К таким элементам деятельности доктор психологических наук
В. В. Чебышева относит: «планирование; подготовительные работы, необходимые для осуществления плана; процесс исполнения намеченного плана, включая контроль и регулирование исполнения; заключительный этап, содержащий оценку результатов труда» [6].
Функциональное назначение подготовительного этапа деятельности педагога состоит в проектировании им содержания и целей образовательного процесса, его результатов и технологии их достижения на предстоящем учебном занятии. На подготовительном этапе деятельности педагог последовательно решает следующие профессионально-типовые задачи: определяет содержание образования для данного учебного занятия; осмысливает и конкретизирует цели обучения, воспитания и развития, которые необходимо достичь на этом учебном занятии; структурирует содержание образования, выделяет в нем основные дидактические единицы учебной информации, подлежащие усвоению; устанавливает уровни усвоения каждой дидактической единицы; составляет план проведения учебного занятия; подготавливает необходимое материально-техническое оснащение образовательного процесса.
Для решения этих задач педагогу необходима нормативная и учебно-методическая документация (государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, учебная программа, календарно-тематический план и др.) – один из компонентов комплексного учебно-методического обеспечения.
Второй этап деятельности следует рассматривать как основной. Его функциональное назначение состоит в реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития студентов, формирования у них знаний, умений, навыков.
Для решения этих задач необходимы средства обучения, представляющие, по определению доктора педагогических наук, профессора Л. Г. Семушиной, совокупность учебных, дидактических, методических и контролирующих материалов, которые заключают в себе учебную информацию или выполняют тренирующие функции и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, управления их познавательной и практической деятельностью, всестороннего развития и воспитания.Средства обучения, так же как и нормативная и учебно-методическая документация, являются составным компонентом комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Одним из основополагающих условий эффективности любой трудовой деятельности, в том числе и педагогической, является контроль ее реализации с целью установления соответствия достигнутых результатов заданным критериям и принятия необходимых решений. На первом этапе деятельности при проектировании образовательного процесса педагог, устанавливая уровни усвоения основных дидактических единиц учебной информации, тем самым устанавливает требования к результатам обучения, которые одновременно выступают и в качестве критериев контроля этих результатов. На втором этапе деятельности в ходе реализации образовательного процесса педагог, руководствуясь этими критериями, контролирует и оценивает результаты текущего усвоения студентами содержания образования и на основе конкретной информации об этом вносит (при необходимости) коррективы в свою деятельность и в деятельность студентов.
Средства контроля так же являются составным компонентом комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Третий этап дидактической деятельности педагога завершает ее цикл в пределах учебного занятия. Функциональное назначение этого этапа состоит в получении педагогом совокупной итоговой информации о результатах обучения, сравнении полученных результатов с намечавшимися и выводов из этого сравнения на дальнейший период. На этом этапе педагог выявляет и сопоставляет фактические уровни усвоения студентами каждой основной дидактической единицы учебной информации с запланированными при проектировании результатами образовательного процесса; оценивает качество сформированных знаний, умений и навыков; анализирует свою деятельность и деятельность студентов.
На основе такого системного анализа результатов обучения и учения, самоанализа своей деятельности и анализа деятельности студентов педагог получает необходимую информацию для проектирования более совершенного очередного «дидактического цикла» образовательного процесса и создания для него более совершенного комплексного учебно-методического обеспечения.
Таким образом, на основе приведенного выше структурно-функционального анализа деятельности педагога можно следующим образом охарактеризовать состав комплексного учебно-методического обеспечения образовательного процесса [7]. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса как целое состоит из трех компонентов, т. е. в полном его составе оно трех-компонентно. В состав комплексного учебно-методического обеспечения в качестве его структурных компонентов входят: нормативная и учебно-методическая документация, средства обучения, средства контроля.
Студентам необходимо знать содержание учебно-методического комплекса по их специальности, студенты педагогических специальностей должны уметь разрабатывать учебные программы, составлять календарно тематический план.
Охарактеризуем кратко те нормативные и учебно-методические документы, которыми должен владеть студент.
Знания этого документа необходимо студентом для мотивации их к овладению минимальным содержанием и уровнем подготовки по соответствующим дисциплинам, входящим в учебный план данной конкретной специальности. Минимальное содержание определяется минимальным, обязательным набором дидактических единиц, представляющих собой части учебной информации, подлежащей усвоению обучаемыми. Требования к уровню подготовки задаются требованиями к знаниям и умениям и вводятся такими понятиями, как иметь представление, «знать», «уметь», «иметь навыки». Эти требования фактически задают качественный уровень усвоения дидактических единиц учебной информации и, в конечном счете, качество подготовки выпускников.
Примерный учебный план по специальности – рекомендательный документ, предназначенный, для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовлен выпускников по конкретной специальности. Этот документ определяет:
– наименование учебных дисциплин, обязательные минимальные объемы времени, отводимые для изучения профессиональной образовательной программы, и рекомендуемую последовательность их изучения;
– виды и минимальную продолжительность производственной (профессиональной) практики, основные виды учебной работы и объемы времени для их реализации;
– максимальный объем времени для реализации регионального компонента;
– примерный перечень учебных лабораторий, кабинетов и мастерских.
Базисный учебный план определяет перечень, объемы, последовательность изучения (по курсам) дисциплин, профессиональных модулей и входящих в них междисциплинарных курсов, виды учебных занятий, этапы учебной и производственной практик, виды государственной (итоговой) аттестации [8].
Примерная учебная программа учебной дисциплины или производственной (профессиональной) практики – рекомендательный документ, используемый при подготовке рабочей учебной программы учитывающий требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретной учебной дисциплине или производственной (профессиональной) практике.
Рабочий учебный план является документом, определяющим график учебного процесса, перечень, объемы, последовательность изучения дисциплин по курсам и семестрам, виды учебных занятий производственной (профессиональной) практики, формы промежуточной и виды итоговой государственной аттестации.
Все эти документы задаются в нормативном наборе, студенты обязаны знать эти документы, чтобы понимать и прогнозировать свои будущие знания и профессию.
Рабочая учебная программа – учебно-методический документ, в котором в соответствии с Государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по конкретно учебной дисциплине определены содержание обучения, последовательность и наиболее целесообразные способы его усвоения студентами.
Перспективно-тематический план изучения дисциплины – учебно-методический документ, составленный на основе рабочей учебной программы дисциплины и графика учебного процесса, в котором зафиксированы: распределение учебного материала по дидактическим единицам и времени, необходимого на их изучение, требуемые наглядные пособия и задания учащимся на самостоятельную внеаудиторную работу.
План учебного занятия (технологическая карта занятия) – учебно-методический документ, разрабатываемый преподавателем на каждое учебное занятие для обеспечения эффективной реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития учащихся, формирования у них прочных знаний, умений и навыков.
В таком составе учебно-методическое обеспечение востребуется дидактической деятельностью педагога и реализуется им при подготовке к учебным занятиям и их проведении. Данный состав комплексного учебно-методического обеспечения инвариантен, поскольку в таком его составе оно необходимо и достаточно для продуктивного решения педагогом всех его профессионально-типовых задач при проектировании и реализации образовательного процесса по любой учебной дисциплине и любой специальности среднего профессионального образования.
Составление этих документов должно входить в программу обучения.
Как подчеркивает Н. Е. Эрганова [9], важно, чтобы вся эта документация была не формальным набором документов, а действенным инструментом совершенствования образовательного процесса, повышения его качества и результативности. При этом особого внимания заслуживает разработка рабочих учебных планов и программ. Эти документы должны соответствовать требованиям Государственного образовательного стандарта Среднего профессионального образования и в полной мере реализовать федеральный и региональный компоненты образовательного стандарта [10].
Итак, опираясь на работы В. А. Скакун [11] и Н. Е. Эргановой [12], подчеркиваем, что работа над учебно-методическим комплексом способствует: усилению интереса преподавателя к системному подходу при подготовке каждого выпускника; повышению уровня преподавания; созданию благоприятных возможностей для обмена педагогическим опытом; повышению творческой активности преподавателя; росту квалификации педагога.
Знакомство студентов с нормативной и учебно-методической документацией, совместное определение целей и задач обучения будет способствовать повышению мотивации студентов и целенаправленному получению профессиональной компетенции.

Список литературы
Блинов, В. И. Компетентностный подход как методологическая основа разработки федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования [Текст] / В. И. Блинов // Образовательная политика.– 2008. – № 9.– С. 21–25.
Блинов, В. И. Стандарт результата (о новых федеральных государственных стандартах профессионального образования) [Текст] /В. И.Блинов // Образование. Карьера. Общество, 2010.– № 2.– С. 18–24.
Болотов, В. А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе / В. А. Болотов, В. В. Сериков [Текст] // Педагогика.– 2003. – № 10.– С. 8–12.
Жуков, Г. Н. Основы педагогических знаний мастера производственного обучения [Текст] : учеб. пособие / Г. Н. Жуков. – Кемерово : Изд-во Кемеровск. гос. проф.-пед. колледжа, 2001. – 236 с.
Жуков, Г. Н. Вестник учебно-методического объединения по профессионально-педагогическому образованию.– Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. – Вып. 2 (31). – С. 135–141.
Жуков, Г. Н. Основы общей и профессиональной педагогики [Текст] : учеб. пособие / Г. Н. Жуков, П. Г. Матросов, С. Л. Каплан ; под общей ред. Г. П. Скамницкой. – М. : Гардарики, 2005. – 382 с.
Зимняя, И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования [Текст] /И. А.Зимняя // Высшее образование сегодня. 2003. – № 5. – С. 23–28.
Никитина, Н. Н. Введение в педагогическую деятельность: теория и практика [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н. Н. Никитина, Н. В. Кислинская. – 2-е изд., испр. – М. : Академия, 2006. – 224 с.
Панина, Т. С. Модернизация деятельности методических служб учреждений профессионального образования [Текст] : методическое пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Кемерово : Изд-во КРИРПО, 2009.– 408 с.
Скакун, В. А. Методическое пособие для преподавателей специальных и общетехнических предметов профессиональных учебных заведений [Текст] / В. А. Скакун. – М., 2003. – 320 с.
Скакун, В. А. Организация и методика профессионального обучения [Текст] : учеб. пособие / В. А. Скакун. –М. : ФОРУМ: ИНФРА, 2007. – 336 с.
Эрганова, Н. Е. Методика профессионального обучения [Текст] : учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений / Н. Е. Эрганова. – М. : Издательский центр «Академия», 2007. – 160 с.