Конспект урока самопознания на тему Начало начал 3 класс 
Открытый урок по самопознанию    в 3 «А» классе
Тема:  Начало начал
Цель: расширять представление о ценности семьи, о взаимоотношениях между близкими людьми.
Задачи:
раскрывать значение понятий «родной дом», «семья»;
развивать стремление проявлять заботу о родных и близких людях;
воспитывать уважительное отношение к близким людям, друзьям и родному дому.
ПЛАН  УРОКА:
1.Орг. момент
Прозвенел для нас звонок!
Начинается урок.
Радости мы круг создали.
Пожелания свои 
Всем подарим от души!
2.Круг радости Давайте поприветствуем друг друга ладошками, носиками, обнимемся 
II Мотивационный этап
- Внимательно послушайте отрывок песни и скажите, о чём сегодня будем говорить на уроке?
Звучит 1 куплет и припев песни «Родительский дом» (Рябинин М., Шаинский В.) 
Ответы учащихся.
Формулировка темы.
Слайд №2  (тема урока).
- Тема урока звучит так: Начало начал» 
- Как вы понимаете значение этого выражения?
- Что по- вашему, является домом человека? 
(Ответы учащихся: семья, квартира, дом, двор, улица, страна, планета).
- А как еще можно назвать то место, где мы родились и живём?
(Родина, отчизна, отечество).
Семья - это наша малая Родина, планета Земля, на которой мы живём - большая
Родина.
- Для чего человеку семья? (Ответы учащихся).
Учитель: На самом деле с древних времён люди жили родами и племенами, позже большими общинами и городами. И у каждого в этом сообществе были свои права и обязанности. Кто-то охотился, кто-то варил еду и берёг семейный очаг, другие присматривали за малышами, обучали их. Это закон природы, сохранения жизни и продолжения рода.
- Ответьте, только ли люди живут семьями? (Нет, животные, птицы, насекомые, растения тоже живут семьями.)
- Как называются их семейные объединения? (Стая, улей, косяк, прайд, семья, колония и т.д.). 
2. А сейчас мы с вами посмотрим мультфильм, в котором так же говорится о доме. Просмотр мультфильма "Паучок".
- Понравился ли вам мультфильм?
- О чём этот фильм? 
(О доме, о семье, семейном счастье, о трудностях и испытаниях, и об их преодолении).
- Какие строчки из песни вам запомнились?(Повторяются: "Но ни за что не порвёт тонкую нить паучок:") А вы поняли, что это за нити? Какие испытания перенесла семья паучков?  
Учитель: сегодня мы поведём разговор о самых любимых и родных нам людях, без которых трудно жить, о ваших семьях: чтобы научиться лучше понимать друг друга, больше любить, а главное беречь своё семейное счастье. Использовать мы будем ваши знания, чувства, эмоции.  
  - СЕМЬЯ – сколько загадок в этом слове!      Существует несколько версий его происхождения.  : ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЛОВА «СЕМЬЯ»
1.Слово «семья» -  делится на 2 слова «семь»  и «Я», т.е. 7 + я .Это значит  семеро как я. Ведь в семье  все  чем – то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером; могут быть общие интересы, увлечения. 
2.«Семь» - не делится. Оно считается  особенным числом и напоминает о том , что и «семья» - тоже едина и неделима.
3.- А ещё можно сказать, что слово «семья»  происходит от слова «СЕМЯ» .   Маленькое семя , с любовью посаженное  в землю даёт вскоре крепкий росток, на котором со временем появляются сначала нежные цветочки, а затем  добрые плоды.
4. Когда наши родители создали семью, она тоже напоминала маленькое семя  Его нужно было с любовью взращивать: жить в согласии, заботиться друг о друге.        Семья крепнет, а семя превращается в крепкий росток. На нём зацветают и первые цветочки  - сынки и дочки.  
Теперь у родителей главная забота: вырастить детей хорошими людьми. И для этого они не жалеют ни сил , ни времени. 
- Вспомните, в каких сказках говорится о семье? 
Иллюстрации 
("Репка", "Гуси- лебеди", "Морозко", "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка", "Айога",   «Счастье Кадыра» и др.).
- Чему учат эти народные сказки?
(Дружбе, взаимовыручке, любви, уважению к старшим и младшим, трудолюбию, послушанию:).
И в семье мы учимся любви, ответственности, заботе и уважению, памяти о своих предках. Народ, который не знает своей истории - народ без будущего.
 Страница «Семейный портрет»
У каждого из вас, есть люди, самые близкие и любимые вами. Эти люди полюбили вас, когда вы только родились, и будут любить вас всегда. Кто это? (родители) – Это семья! Рассказ учащихся о своей семье Эвэлина, Дильнас. Вика  
Чтение стихотворения 
Семья – это счастье, любовь и удача, Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья
 Страница  4. Традиции и увлечения ( сбор информации: анкетирование)
Расскажите, где ваша семья любит собираться вместе? 
- Что вы делаете, когда вы вместе? 
- Кто самый старший в вашей семье? 
- Кто самый младший? 
- Для мамы ты кто? 
- А для бабушки? 
- Для брата? Для сестры? 
- Кто чем занимается в семье? 
Игра « Кто кому кто?» 
– Алина, ты кто для мамы? (дочь) 
–Рустам, кто называет тебя сыном? (папа) 
– Денис, ты кто для бабушки? (внук) 
– Настя, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка) 
– Катя, у папы  есть сестра. Кто она тебе? (тетя) 
- Вероника, мамин папа, кто для тебя? ( дедушка)
– Богдан, у маминой сестры есть дети: сын и дочь. Кто они тебе? (двоюродные братья и сестры)   
5 страница.  Наедине с собой. 
1.Работа по учебнику с.37 -38 В.Сухомлинский «Доброго здоровья, дедушка!»
Почему дедушка приходит за водой в школу?
Как мы можем помочь одинокому человеку, у которого нет родных и близких людей?
Воспоминания о доме согревают сердце человека.
Мысли о доме придают силы.
Родной дом – надежная опора человека.   
7 страница «Мир  нашему  дому»
Ребята, с каждым годом вы становитесь взрослее, придет время, когда вы тоже будете создавать семью, свой дом.
- Какую семью вам бы хотелось иметь в будущем?
- Из чего складывается мир в доме, семейное счастье?
(Из чувств: любви, понимания, нежности:) 
На  столах, в коробочках вы видите много разных кирпичиков, давайте мы вместе построим дом для счастливой семьи. (Дети  в группах, выбирают по кирпичику, выстраивают дом). 
- Какие качества мешают, вредят счастью в семье?
(Грубость, жадность, ревность, обида, недоверие, лень).
- Чего не хватает нашему дому? (Крыши).
Семья крепка, когда над ней крыша одна.
Молодцы, мне кажется, у нас получился замечательный дом для счастливой семьи.
 Работа в тетрадях стр 29  Напишите письмо близкому человеку
Круг «От сердца к сердцу». 
Что бы вы хотели пожелать своей семье? (Дети по очереди высказывают пожелания своим родным). 
- Я хочу пожелать всем присутствующим: 
Здоровы будьте и удачливы без меры! 
Желаю вам Любви, Удачи, Веры! 
И пусть счастливая звезда 
Сопровождает вас всегда! 
13 PAGE   \* MERGEFORMAT 14315