Формирование личностной культуры у обучающихся специальной (коррекционной) группыVIII вида по профессии «Слесарь механосборочнных работ». Из опыта работы.
Формирование личностной культуры у обучающихся специальной (коррекционной) группыVIII вида по профессии «Слесарь механосборочнных работ».Из опыта работы.
Николаева Екатерина Викторовна, мастер производственного обучения
ГАПОУ ИО «ЗАПТ», п.Залари, Иркутская область
Решение проблем жизненной адаптации обучающихся предполагает не только успешность их социальной деятельности, но и определенный уровень их личностной культуры . Рассматривала социальность как врожденное свойство индивида, то и процесс социальной адаптации следует определять как активно-развивающийся, а не только активно-приспособительный. Фундамент, их измерениями адаптации остаются у них процессуальными и результативными их жизненой деятельности в учебном заведении. Полноценная адаптация всегда включает в себя целый спектр самоизменений и выработку новых личностных качеств, поскольку речь идет об активном самоизменении, самокоррекции, в коллективе группы. Построение эффективных коррекционных программ сопровождения не ограничивается обучением в его традиционных формах. В соответствии с предложенной общей концепцией нового федерального стандарта образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ВОЗ) оно предполагает формирование жизненных компетенций, объем и содержание которых определяется дифференцированно, в зависимости от реальных и потенциальных возможностей обучаещих в учебном заведения.
Базовая личностная культура и социальная адаптация являются взаимозависимыми категориями. Базовая культура обеспечивает социальную компетентность, делает ее возможной. В то же время, сформированность социальной компетентности свидетельствует о высоком уровне личностной культуры, поскольку предполагает гибкость в социальном взаимодействии, принятия других людей и способность в зависимости от ситуации выбирать адекватные конструктивные решения. Социальная компетентность, способность к социальной адаптации является признаком личностной культуры.
Мои наблюдения за два года в группе коррекции по профессии «Швея» выпуск 2014г., дает мне право проанализировать, после окончания обучения не только как овладели навыками и умениями определенной профессии, но и иметь хороший уровень личностной культуры, что поможет им наладить взаимоотношения в обществе с другими людьми.Сегодня объектом адаптации обучающихся новая группа (коррекция)(юноши). Успешно формируется их поведения, за два года - эта длительность во многом зависит от того, насколько сам обучающий уверен в своих способностях будет уверин в успешности свох действиях. Я, как мастер п\о должна создать условия для развития адаптивных возможностей каждого воспитанника через включение в различные виды деятельности. Использование культурологического подхода в определении компонентов социальной компетентности обусловлено осмыслением культурных мероприятия характеристик как базисных ценностей личности. Изучать проблемы формирования социальной компетентности подростков и молодежи в учебном заведении Ценностями определяется выбор социальной позиции, поведения во взаимодействии с другими людьми, регуляция принятия решений, их выбор. Я провела анкетирование в группе, в основе предлагаемой методики – модель личностной культуры, главными компонентами которой являются базовые (фундаментальные) ценности – призвание и любовь, личностные отношения, личностное пространство к профессии «Слесарь механосборочных работ» Эта задача содержит в свернутом виде целую жизненную программу и связывает человека с ценностями добра, истины, красоты. Проявляется в активности человека, в особом отношении человека к тому виду деятельности, в которой он обнаруживает свою смысложизненную задачу. У большего количества обучаемых низкий уровень сформированности, который говорит о том, что они не стремятся к освоению новых видов деятельности, избегают трудностей, не проявляют интереса к осознанию, обнаружению своего предназначения в жизни. Они ориентируются только на то, что при избранной профессии окажутся материально обеспеченными. Создавать в группе доброжелательные дружеские отношения, формировать позитивные установки по отношению друг к другу и к другим людям. Важно формировать эмоционально-значимое отношение, процессу общения как к уникальной возможности личностного роста, как к источнику взаимного культурного общения. Учить учащихся беречь время, относиться к нему как к ценности, воспринимать время как важную смысловую структуру. Учить учащихся доводить начатое дело до конца. Вызывать у учащихся положительное отношение к каким-либо конкретным пространственным объектам, которые личностно связаны с ним. Развивать чувство уюта и комфорта в техникуме и семье. Способствовать развитию желания найти свою смысложизненную задачу и развивать волю к призванию.
Литература
1. Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог. Практическое пособие для специалистов общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2007, с.86 – 106. 2. Малофеев Н.Н., Гончарова Е.Л., Никольская О.С., Кукушкина О.И. Специальный федеральный государственный стандарт общего образования детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения концепции// Дефектология – 2009, №1, с. 5 – 19. 3. Реан А.А. Психология адаптации личности/А.А.Реан, А.Р.Кудашев, А.А. Баранов. – СПб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008, с. 23- 55.