Урок самопознания 3 класс на тему Начало начал
Утверждаю
Директор КГУСШ № 4
___________Зюзь О.П.
«__» _________2015г.
План урока самопознания
Школа КГУ «Средняя школа №4» Дата 20.11.2015 № 10 Педагог Дурницина Елена Сергеевна
Класс 3 «Б» Кол-во уч-ся 15 Тема Культура общения
Ценность Внутренний покой Качества вежливость, дисциплина
Цель: содействовать раскрытию содержания общечеловеческой ценности – внутренний покой через постижение культуры общения.
Задачи:
- расширить представление учащихся о вежливости, как качестве характера воспитанного человека;
- способствовать развитию стремления быть дисциплинированным;
- содействовать воспитанию таких качеств, как вежливость и дисциплина.
Ресурсы
1. Калачева И.В., Кудышева Б.К. «Самопознание»: учеб. для 3 кл. – Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2014.
2. Калачева И.В., Кудышева Б.К. «Самопознание»: тетр. Уч. 3 кл.– Алматы: ННПООЦ «Бөбек», 2014.
3. Песня «Песня Алёши про вежливые слова» К. Ермаков из мюзикла «Волшебное слово». - http://muzoferma.com/mp34. Рассказ «Вежливые слова» Л. Кобзева - http://cogmtl.net/Members/t005.htm
Ход урока:
Орг.момент.
Приветствие. Объявление темы урока.
Позитивный настрой.
Позитивный настрой на свет.
Пожалуйста, сядьте удобно, спину держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь. Пожалуйста, закройте глаза. Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и опускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый, омывая каждую мысль, каждое чувство, эмоцию и желание.
Представьте, что свет начинает все более и более распространяться по вашему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви. Далее свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова.
Направьте свет к ушам, уши будут слушать хорошие слова, прекрасные звуки.
Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и в вашей голове только добрые, светлые мысли. Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения, на все живое, повсюду…
Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете … Свет внутри меня … Я есть Свет» Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви и Покоя...
Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце.
Сохраните ее такой прекрасной...... Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо!
- Кто хочет поделиться своим ощущением?
Проверка домашнего задания:
Рассказ «Что значит быть культурным человеком»
Д. Лихачёв.
- Чем запомнилась крестьянская семья автору?
- Что такое культура?
- Почему культура передается из поколения в поколение?
- Кого Д.С. Лихачёв считает культурным человеком?
- Как культурный человек относится к окружающим? Примечания
Позитивное высказывание (цитата).
Доброе слово железные ворота отопрет.
Народная мудрость
Как вы понимаете смысл пословицы?
Чем являются железные ворота в данной пословице? (преграда)
Как в жизни помогают людям добрые слова?
Можно ли добрые слова назвать вежливыми?
Когда вы вежливы со своими друзьями и близкими, как они к вам относятся?
Записывание цитаты в тетрадь, проговаривание с учащимися. Рассказывание истории (беседа) Л. Кобзева
«Вежливые слова»
Маленький Дима никогда не говорил «спасибо» и «пожалуйста». Каждый день, с утра и до вечера, раздавались его требования:
- Поиграй со мной! Порисуй со мной! Дай мне карандаши! - кричал мальчик старшему брату Вите.
- Мама, купи мне заводную машину!
- Бабушка, дай мне попить! Принеси еду в мою комнату!
- Дедушка, почитай мне сказки! Такое поведение Димы очень огорчало его родных, однако они никогда ни в чём не отказывали ему и исполняли все его требования. Мама, постоянно напоминала мальчику о том, что надо быть вежливым и говорить, «пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и - «спасибо», когда благодаришь. «Зачем я буду говорить эти слова?» - думал Дима. - «Я и без них получаю то, что хочу». Какое-то время, мальчик продолжал расстраивать близких неуважительным обращением... Но однажды, произошло следующее... Как-то, Дима вернулся домой из школы. Мальчик скинул свой рюкзак и как всегда по возвращении домой, пошёл на кухню, где бабушка готовила обед.
- Бабушка, я голоден, дай мне что-нибудь поесть, - потребовал он.
- Витя, пойдём играть в морской бой, - крикнул Дима, проходя мимо комнаты брата.
- Дедушка, я оставил свой рюкзак в коридоре, принеси его сюда!
Дима был уверен, что бабушка, дедушка и брат сделают всё, что он им сказал, потому что так было всегда. Он сидел в своей комнате и ждал. Время шло, но ничего не происходило. Не выдержав, Дима выбежал из комнаты, посмотреть, что происходит. Каждый находился на своём прежнем месте и не спешил выполнять его приказания. «Витя, ты, почему не идёшь играть со мной!? Бабушка, я хочу есть! Дедушка, где мой рюкзак!?» - возмущался мальчик. Однако никто не обращал внимания на его просьбы. Все продолжали заниматься своими делами. Родные вели себя так, как будто не видели и не слышали мальчика. «Почему никто не отвечает на мои просьбы? Что-то здесь не так», - рассуждал он. Когда мама вернулась с работы, Дима выбежал ей навстречу:
- Мама, мама
- Что случилось, сынок? Почему ты так взволнован? - спросила мама.
- Дедушка, бабушка и Витя не слышат и не видят меня, - сказал мальчик.
- Да, что ты говоришь, - удивилась мама. Почему ты так решил?
- Потому что, сегодня весь день они меня не замечают и когда я их, о чём-то прошу, они не отвечают, и не делают того, о чём я их попросил.
Мать с улыбкой посмотрела на сына:
- Скажи, сынок, ты помнишь «вежливые» слова, которым я тебя учила?
- Конечно, помню: «спасибо» и «пожалуйста». А при чём здесь это? - недоумевал Дима.
- Говорил ли ты дедушке, бабушке и брату вежливое слово «пожалуйста», когда о чём-то их просил? - поинтересовалась мама.
- Не-е-е-ет, - смущённо ответил сын.
- Вот видишь, - сказала мама с укором. - Поэтому твои родные не видели тебя и не слышали твоих просьб, и не отвечали на них. Пойди и попроси у них, всё, о чём ты просил раньше, только теперь не забывай говорить вежливые слова «пожалуйста» и «спасибо».
Дима подбежал к брату, вежливо произнёс: «Витя, поиграй со мной, пожалуйста» и замер в ожидании. «Конечно, поиграю», - с готовностью отозвался брат. Вежливое слово «пожалуйста» подействовало на Витю. Дима радостно побежал к бабушке: «Бабушка, покорми меня, пожалуйста». «Конечно, внучик, сейчас я тебя накормлю». «Опять помогло вежливое слово!» - радовался мальчик, - «теперь осталось проверить дедушку». «Дедушка, принеси, пожалуйста, мой рюкзак, а то он такой тяжёлый». «Сейчас, мой дорогой, принесу», - отозвался дедушка. «Спасибо, дедуля!» - поблагодарил Дима в ответ. Дима не мог поверить в чудо, которое свершилось на его глазах. Всё так просто! Нужно всего лишь произнести вежливое слово « пожалуйста», когда, о чём-то просишь, и ты получишь, то о чём просил. А когда получаешь, нужно не забыть сказать «спасибо». Дима хорошо запомнил этот урок.
Кто главный герой рассказа?
Что помогло Диме наладить отношения с родными?
Как должен поступать Дима в будущем?
Почему важно в жизни следовать совету, который дала мама Диме?
Что почувствовал Дима, когда последовал совету мамы?
Как вы понимаете, что такое вежливость?
Почему важно всегда говорить вежливые слова?
Расскажите примеры из вашей жизни, когда вы встречались с вежливостью? Творческая деятельность, групповая работа.
Класс делится на 4 группы (по 3-4 человека)
- Сейчас вам надо будет разыграть сценки, представив, как происходит общение вежливых людей в следующих ситуациях. Откройте учебник на с.33, рубрика «Инсценирование».
1) Вы звоните домой другу. Телефонную трубку поднимает кто-то из членов семьи…
(Разговор по телефону должен быть вежливым, ясным, чётким).
2) Вы перешли в другую школу. Вам предстоит встреча с новыми одноклассниками…
(Поздороваться, представиться, познакомиться с новыми одноклассниками, попросить показать школу)
3) Вы едете в библиотеку в общественном транспорте и не знаете, на какой остановке нужно выйти…
(Вежливо обратиться к кондуктору и спросить о нужной остановке)
4) Вы пришли в магазин за покупками, как вы обратитесь к продавцу, как поступите, если вам дадут не то, что вы просили.
(Поздороваться; подайте, пожалуйста; извините, я просил не это; замените, пожалуйста)
Представление результатов работы:
- время выполнения 5 минут
- время представления работ - 2 минуты Групповое пение.
«Песня Алёши про вежливые слова» К. Ермаков из мюзикла «Волшебное слово»
1. Прошу у всех прощения за то, что был таким
Какое заблуждение быть мальчиком плохим
Как важно в жизни доверять подругам и друзьям
Учителям, родителям и вежливым словам.
Припев:
Если друг тебе помог не молчи, как рыба.
Улыбнись ему скорей и скажи спасибо.
если провинился сам, знает каждый зритель
важно вовремя сказать слово извините.
2. Я был не прав, но знаю я теперь как дважды два.
Волшебными становятся обычные слова.
И если эти все слова почаще повторять.
Любое зло на этом свете можно побеждать.
Припев:
Если друг тебе помог не молчи, как рыба.
Улыбнись ему скорей и скажи спасибо.
если провинился сам, знает каждый зритель
важно вовремя сказать слово извините. Домашнее задание.
С. 33-34 прочитать рассказ В. Сухомлинского «Доброго вам здоровья, дедушка», подготовить пересказ,
рабочая тетрадь с. 27 задание №5: запишите на «лучиках» солнца слова на тему: «Как ведет себя на улице или на детской площадке, в магазине, транспорте, поликлиник, театре, музее, кино культурный человек».
Заключительная минута тишины.
Учитель: Вот и подошел к концу наш с вами разговор. Давайте сядем поудобней, на минутку закроем глаза и вспомним все хорошее, что было на этом уроке.
А теперь откройте глаза, спасибо вам за работу!
Педагог _____________
Директор ____________