Урок по самопознанию «Начало начал» для 3 класса

Урок по самопознанию «Начало начал» для 3 класса

Предмет: самопознание
Урок: № 11
Тема: Начало начал
Ценность: праведное поведение
Качества: доброта, забота, уважение
Класс: 3

Цель: расширять представления о ценности доброты, о взаимоотношениях между людьми, через практику общечеловеческой ценности праведное поведение.
Задачи: 1.Раскрывать значение понятий «доброта», «забота»;
2. Развивать стремление проявлять заботу о родных, близких и окружающих людях;
3. Воспитывать уважительное отношение к близким и людям, которые нас окружают.

Ход урока:
1. Организационный момент. Позитивный настрой.
«Свет»  - Пожалуйста, сядьте удобно, спинку держите прямо. Руки и ноги не скрещивайте. Руки можно положить на колени или на стол. Расслабьтесь.  Представьте, что солнечный свет проникает в вашу голову и отпускается в середину груди. В середине груди находится бутон цветка. И под лучами света бутон медленно раскрывается, лепесток за лепестком. В вашем сердце расцветает прекрасный цветок, свежий и чистый.  Представьте, что свет начинает распространяться по всему телу. Он становится сильнее и ярче. Мысленно опустите свет вниз по рукам. Ваши руки наполняются светом и освещаются. Руки будут совершать только добрые, хорошие действия и будут помогать всем. Свет опускается вниз по ногам. Ноги наполняются светом и освещаются. Ноги будут вести вас только к хорошим местам для совершения добрых дел. Они станут инструментами света и любви.  Свет поднимается к вашему рту, языку. Язык будет говорить только правду и только хорошие, добрые слова. Направьте свет к ушам, уши будут слушать только хорошие слова, прекрасные звуки. Свет достигает глаз, глаза будут смотреть только на хорошее и видеть во всем хорошее. Вся ваша голова наполнилась светом, и вашей голове только добрые, светлые мысли.  Свет становится все интенсивнее и ярче и выходит за пределы вашего тела, распространяясь расширяющимися кругами. Направьте свет всем вашим родным, учителям, друзьям, знакомым. Пошлите свет и тем, с кем у вас временное непонимание, конфликты. Пусть свет наполнит их сердца. Пусть этот свет распространится на весь мир: на всех людей, животных, растения,, на все живое повсюду... Посылайте свет во все уголки Вселенной. Мысленно скажите: «Я в Свете... Свет внутри меня... Я есть Свет». Побудьте еще немного в этом состоянии Света, Любви, Покоя...  Теперь поместите этот Свет снова в ваше сердце. Вся Вселенная, наполненная Светом, находится в вашем сердце. Сохраните ее такой прекрасной.  Потихонечку можно открывать глаза. Спасибо. 
1.Что вы почувствовали?
2. Проверка домашнего задания.
Учащиеся зачитывают описания человека, которого можно назвать культурным.
Беседа по вопросам:
Какими качествами обладает культурный человек?
Как проявляется культура в общении?
Какими должны быть отношения между людьми?
Расскажите, как вы проявляете любовь к своим родным и близким.

3. Позитивное высказывание (цитата)
«Где любовь да совет, там горя нет» народная мудрость
Вопросы: 1. Как вы понимаете смысл этой мудрости?
2. Почему важно, чтобы между близкими людьми было понимание?
3. Как вы проявляете заботу о близких людях?
4. Кому ещё нужна наша помощь и поддержка?

4. Подарок детям. Рассказывание истории (беседа) с остановкой. (в качестве подарка от учителя)
Рассказ «Доброго вам здоровья, дедушка» Василий Сухомлинский
Возле школы живёт дедушка Иван. Нет у него никого – ни родных, ни товарищей. Было два сына – погибли на фронте. А жена недавно умерла.
Каждый день приходит дедушка Иван в школу за водой. «В школьном колодце очень вкусная вода», - говорит он соседям.
Как только дедушка подходит к колодцу, к нему подбегают дети.
-Дедушка, давайте мы поможем вам ведро с водой вытащить, - говорят они.
Дедушка улыбается. Он не успевает отдохнуть возле колодца, как ведро уже с водой.
-Добро вам здоровья, дедушка,- щебечу дети.
Эти слова звучат для старика прекрасной музыкой. От них на сердце становится тепло и радостно.
Вот и сейчас вышел дедушка Иван из хаты и сел на лавочке возле забора. Сидит и прислушивается. К чему же он прислушивается? (пауза, дети высказывают своё мнение)
На школьном дворе прозвенел звонок. Дедушка берёт ведро и идёт за водой. Как хочется ему услышать сердечные слова: «Доброго Вам здоровья, дедушка!»

Беседа по вопросам:
1. Почему дедушка Иван каждый день ходит в школу за водой?
2. Что вы можете сказать о детях, которые учатся в этой школе?
3. Какое чувство испытывает дедушка Иван к ученикам? Почему?
4. От чего у дедушки тепло и радостно на сердце?
5. Как вы можете помочь одинокому человеку, у которого нет родных и близких?
6. А вы знаете таких людей? Как вы им помогаете?

5. Творческая работа.
Делю учащихся на группы по 5 человек.
Задание для групп: прочитать ситуацию, найти правильное решение и проинсценировать.
1 группа: По телевизору ваш любимый фильм. Брат хочет смотреть футбольный матч по другому каналу.
2 группа: К сестре пришли подруги. Они громко обсуждают события дня на кухне, где вам надо готовить ужин.
3 группа: В гости неожиданно приезжает бабушка из далёкого аула. В её честь в семье готовится дастархан. У вас на это время назначена долгожданная встреча с друзьями.
4 группа: Вы с подругой опаздываете в кино. По пути в кинотеатр, вы видите дедушку, которому тяжело перейти через дорогу.
Вопросы:
1. Трудно ли вам было найти правильное решение? Почему?
2. Как вы думаете, что чувствуют люди, когда вы поступаете правильно?
3. В вашей жизни были такие ситуации? Как вы поступили?
4. Какие чувства вы испытали, когда совершили хороший поступок?

6. Хоровое пение:
Песня «Твори добро»
Руки твои сильные Ты защити слабого Мысли твои верные Ты научи глупого Глаза твои, твоя душа Добрая и чистая Дари ее тому Кому больно одному Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Я долечу до неба Я накричусь досыта Я расскажу все тайны дня До светла Я долечу до неба Я накричусь досыта Я расскажу все тайны дня До светла Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом Твори добро на всей земле Твори добро другим во благо Не за красивое спасибо Услышавшего тебя рядом
Вопросы:
1. О чём поётся в песне?

7. Домашнее задание. в тетради стр. 30, задание 3. Составить список добрых дел, которые вы сделаете за неделю.

8.Заключительная минута тишины. Закройте глаза, вспомните о чём мы говорили сегодня на уроке. Мысленно пошлите радость и добрые пожелания всем!
Спасибо за урок!