Технологическая карта па математике на тему Конкретный смысл действия умножения


Ф.И.О. автора: Трофимова Ольга Анатольевна.
Место работы: МБОУ СОШ № 155 г.о. Самара.
Должность автора: учитель начальных классов.
УМК «Школа России», учебник М.И. Моро «Математика» 2 класс (2 часть)
Тема: «Конкретный смысл действия умножения» (1 урок)
Технологическая карта урока
Цели деятельности учителя 1) познакомить учащихся с новым действием умножения; раскрыть смысл умножения как действия, заменяющего сложение одинаковых слагаемых; формировать умения решать задачи; совершенствовать вычислительные навыки;
2) развивать внимание, правильную математическую речь, умение сравнивать и делать выводы;
3) воспитывать культуру общения, чувство взаимопомощи, доброжелательные отношения при работе в команде.
Тип урока Урок открытия новых знаний.
Планируемые образовательные результаты Предметные (объём освоения и уровень овладения компетенциями):
научатся: сравнивать числовые выражения по возможности замены их на новый вид действия; определять способ записи действия умножения; заменять сложение одинаковых слагаемых на умножение.
Метапредметные (компоненты культурно - компетентностного опыта, приобретённая компетентность):
Познавательные – использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; освоения способов решения проблем творческого и поискового характера;
коммуникативные – готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
регулятивные – осуществляют пошаговый контроль своих действий, овладевают способностью понимать учебную задачу урока и стремятся её выполнять.
Личностные: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Методы и формы обучения Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, группах
Образовательные ресурсы Учебник М.И. Моро «Математика» 2 класс (2 часть)
Проектор, экран, компьютер, презентация, карточки с заданиями
№ п/пЭтап урока Содержание Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1 Оргмомент.
Мотивация.
Постановка цели.
( слайд № 2) Дети! На этом солнышке должны появиться лучи. Помогите, пожалуйста, определить какие они будут. Выберите!
*повторять
*баловаться
*узнавать новое
*наблюдать
*советоваться с другом
*помогать другу
*мешать другу
*отвлекаться
*сравнивать
- Солнышко поможет нам преодолеть препятствия, которые приготовила нам Зима, и приблизить приход Весны.
Организует деятельность учащихся на создание рабочей обстановки.
Конкретизирует и подводит итог в определении целей. Принимают участие в постановке цели урока. Погружаются в рабочую атмосферу.
Дети выбирают лучи:
*повторять
*узнавать новое
*наблюдать
*советоваться с другом
*помогать другу
*сравнивать
(доказывая, почему) РУУД:
- волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии;
ЛУУД:
-развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству
-формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательной деятельности
2 Повторение:
*Устные вычисления
(работа в группах)
( слайд № 3) Задание: разбейтесь на 4 группы, выберите командира, решите числовые выражения и запишите в таблицу буквы. Если вы решили всё правильно, то вы получите слово – тему нашего урока.
35 37 47 48 52 100 47 73 100
92 + 8 Е 28 + 7 У
54 – 7 Н 90 – 42 О
25 + 12 М 53 + 20 И
82 – 30 Ж
Организует деятельность учеников, работающих в группах. Учащиеся погружаются в групповую работу, дают индивидуальную оценку своей деятельности.
Дети решают числовые выражения, командир проверяет и записывает в таблицу буквы под значениями числовых выражений. Ученики получают слово – тему урока «Умножение».
ПУУД логические
- анализ объектов с целью выделения признаков.
- синтез – составление целого из частей.
КУУД:
- умение договариваться, находить общее решение.
3 Подготовка к изучению новой темы.
( слайд № 4)
( слайд № 5, №6, №7)
( слайд № 8) I. Наблюдение за числовыми выражениями, способы группировок.
- Ребята составили и записали такие выражения. Что общего у этих выражений?
- Сколько способов группировки вы нашли?
1 ряд:
- Найдите значения выражений…
2 ряд:
- Посмотрите на количество слагаемых…
3 ряд:
- Обратите внимание на слагаемые… Запишите в тетрадь.
Проверка. Создаёт условия для организации деятельности по группировке числовых выражений 3 способами.
Организует взаимопроверку учащимися. Дети выдвигают предположения по различным способам группировки.
Учащиеся группируют числовые выражения:
1 ряд – по значениям;
2 ряд – по количеству слагаемых;
3 ряд – выражения с одинаковыми и неодинаковыми слагаемыми.
Затем дети проводят проверку по данному учителем образцу.
ПУУД:
- умение обобщать и классифицировать по признакам, умение извлекать информацию из схем, рисунков.
КУУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
РУУД:
- умение высказывать свое предположение, прогнозировать свою работу.
II. Геометрическая задача.
- Помощники Зимы: злой филин и вредная сова создали новую преграду.
- Какие фигуры перед нами? Докажите?
- Что у них общего? В чём различие?
- Что мы может найти у этих фигур?
Задание:
1 вариант – находит Р прямоугольника, если
а = 5 см
в = 2 см
2 вариант – находит Р квадрата, если
а = 6 см
2 ученика у доски
Проверяем, даём оценку. Организует работу учащихся по сравнению фигур, выделению общего и нахождению различий.
Создаёт условия для работы по вариантам и проверки выполненного задания. Учащиеся называют фигуры: многоугольники, четырёхугольники, прямоугольники. (доказывая)
Выделяют общее:
3 угла, 4 стороны, 4 вершины, все углы прямые.
Различия:
у прямоугольника противоположные стороны равны, а у квадрата все стороны равны.
Дети по вариантам находят периметры фигур.
( 2 ученика у доски) ПУУД:
- умение обобщать и классифицировать по признакам, умение извлекать информацию из схем, рисунков.
КУУД:
- умение оформлять свои мысли в устной форме.
РУУД:
- умение оценивать учебные действия
Музыкальная физминутка( слайд № 9 - 16) На слайдах под музыку животные повторяют движения. Дети под музыку повторяют движения героев на слайдах презентации ЛУУД:
- формирование установки на здоровый образ жизни.
4 Постановка проблемы.
( слайд № 17 ) Зима посылает нам снегопад.
- Посчитайте снежинки.
- Удобно считать? Почему?
- Как сделать так, чтобы было удобнее считать?
-
Учащиеся на индивидуальных листочках объединяют снежинки в группы по 5 штук.
Через некоторое время итоги работы обсуждаются и записываются в тетрадь.
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 = 35
Создаёт проблемную ситуацию. Дети пытаются посчитать, но получают разные ответы.
- Неудобно считать, т. к. снежинки разбросаны.
Учащиеся сталкиваются с проблемой: возникает необходимость в объединении предметов в группы
- Удобнее сгруппировать снежинки по 5 штук
Дети объединяют снежинки в группы по 5 штук и подсчитывают группы.
РУУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
КУУД:
- умение слушать и вступать в диалог,
- умение выражать свои мысли полно и точно,
- учёт разных мнений и умение обосновывать своё.
5 Открытие нового знания.
( слайд № 18)
( слайд № 19) I.Знакомство с новым действием
- А в настоящем снегопаде снежинок очень – очень много.
- Как вам кажется, удобно ли так считать?
Оказывается, в математике существует специальный знак для записи подобных сумм.
5 х 7 = 35 Создаёт условия для организации деятельности по планированию. Учащиеся обсуждают план по поиску решения проблемы. ПУУД общеучебные- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска.
II. Решение задачи.
- Пришло время подкрепиться.
Составьте задачу по картинкам.
- Что известно? Что нужно узнать?
- Каким действием будем узнавать?
Запишем в тетрадь и заменим на …..
2 + 2 + 2 = 6 ( г.)
- Какое слагаемое повторяется?
- Сколько раз оно повторяется?
2 х 3 = 6 (г)
Вывод:
Читают так: по 2 взять 3 раза, получится 6
или так: 2 умножить на 3, получится 6
Организует работу над составлением, решением задачи. Создаёт условия для применения нового способа действия. Дети составляют задачу, решают её. Учащиеся переносят полученные знания в схожую ситуацию. ПУУД:
- умение извлекать информацию из иллюстраций, на основе анализа делать вывод).
КУУД:
- умение составлять устное высказывание.
РУУД:
- умение оценивать учебные действия
6 Первичное закрепление.
(работа в парах)
( слайд № 20)
( слайд № 21) Выберите числовые выражения, которые можно заменить умножением.
8+8+8+8=
3+3+3+4=
2+7+2+7=
12+12+12=
6+6+6=
1+2+3+4=
Запишите их в тетрадь, найдите значение числовых выражений.
Замените на умножение.
Проверим себя по образцу на доске. Организует работу в парах. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся Дети контактируют друг с другом на уровне учебного сотрудничества, согласования действий с партнёром. Осуществляют контроль своей деятельности по заданному образцу ПУУД логические
-анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий.
КУУД:
- умение работать в паре, умение составлять устное высказывание.
РУУД:
- умение оценивать учебные действия
7 Игра-закрепление
(физминутка)
Предлагаю поиграть!
- А теперь игра «Аквариум». Ловите (хлопните в ладоши) те числовые выражения, которые можно заменить на умножение.

Организует игру творческого характера. Учащиеся переносят полученные знания в схожую ситуацию. ЛУУД:
- формирование установки на здоровый образ жизни.
ПУУД:
- самостоятельное решение проблем поискового характер
8 Вывод правила.
Закрепление
( слайд № 22)
( слайд № 23) - Ребята, наверное, вы умеет наблюдать и делать выводы.
3 х 4
- Что обозначает первое число при умножении?
- Что обозначает второе число в этой записи?
Замените умножение на сумму одинаковых слагаемых.
3 + 3 + 3 + 3
Сравните с записью
4 х 3
Замените умножение на сумму одинаковых слагаемых.
4 + 4 + 4
Вывод:
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час!
Организует работу по расшифровке записи и осмыслению значения данных чисел. Учащиеся объясняют, что 1 число обозначает -
какие одинаковые
слагаемые повторялись;
а 2 число обозначает -
сколько раз повторялись
одинаковые слагаемые.
Затем заменяют на сумму одинаковых слагаемых.
Учащиеся делают вывод.
РУУД:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно.
ПУУД логические
-анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятия, выведение следствий.
- построение логической цепи рассуждений.
ЛУУД:
- ученик научится проявлять познавательную инициативу.
9 Самостоятельная работа с проверкой. - Как вы думаете, хорошо вы усвоили тему урока?
- Предлагаю поработать самостоятельно по карточкам.
Зелёная – базовый уровень
Красная – повышенный уровень.
Сверьте работу с образцом. Организует работу по карточкам. Осуществляет индивидуальную коррекцию действий учащихся. Дети выбирают карточку по своему выбору, самостоятельно выполняют задание. Осуществляют контроль своей деятельности по заданному образцу. РУУД контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
КУУД:
- самомоконтроль выполнения задания.
10 Итог урока.
Рефлексия.
( слайд № 24) - Вы хорошо поработали!
- Оцените свою работу на уроке.
Если вы работали с увлечением, вам было интересно, понятно, то свой лучик прикрепите к весёлому солнышку.
Если вы работали, но было не всё понятно, то свой лучик вы прикрепите к солнышку с (?)
Если вам было неинтересно и непонятно, то ваш лучик надо прикрепить к грустному солнышку.
- Спасибо за урок! Создаёт условия для рефлексии пережитого на уроке. Учащиеся дают самооценку своей деятельности на уроке. ПУУД:
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
ЛУУД:
-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки.
11 Домашнее задание
( по выбору) Учебник с. 48 № 2, № 5
или
придумать 4 числовых выражения на сложение одинаковых слагаемых и заменить их на умножение.
Создаёт условие для выбора домашнего задания: базового или повышенного уровня Учащиеся выбирают и записывают домашнее задание в дневник ЛУУД:
- ученик научится проявлять познавательную инициативу.