Статья «Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС.» 
 «Организация внеурочной деятельности в начальной школе в условиях реализации ФГОС.»
Слайд № 1
Основные задачи внеурочной деятельности 
         Федеральный государственный образовательный стандарт предполагает  реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Слайд № 2
            Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, Слайд № 3 и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. 
            Кроме того, внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить ещё целый ряд очень важных задач: Слайд № 4
           -обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; 
           -оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; 
           -улучшить условия для развития ребенка; 
           -учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. 
          Слайд № 5  Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), Слайд № 6 в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других. 
          Слайд № 7  
          Формы организации внеурочной деятельности, как и в целом образовательного процесса, определяет образовательное учреждение. 
          Существуют и преимущества в использовании внеурочной деятельности для закрепления и практического использования отдельных аспектов содержания программ учебных предметов, курсов. 
Типы организационных моделей внеурочной деятельности 
Исходя из задач, форм и содержания внеурочной деятельности, для ее реализации в качестве базовой может быть рассмотрена следующая организационная модель. Слайд № 8  
                                                           1
Внеурочная деятельность может осуществляться через учебный план образовательного учреждения, а именно, через часть, формируемую участниками образовательного процесса и проводимую в формах, отличных от урочной; 
            дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (внутришкольная система дополнительного образования); 
            образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; 
            организацию деятельности групп продленного дня; 
            классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики и т.д.); 
            деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого) в соответствии с должностными обязанностями квалификационных характеристик должностей работников образования; 
            инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. 
             Опираясь на данную базовую модель, могут быть предложены несколько основных типов организационных моделей внеурочной деятельности: Слайд № 9            
            *модель дополнительного образования 
            *модель «школы полного дня»; 
            *оптимизационная модель 
            *инновационно-образовательная модель. 
             Слайд № 10     Модель дополнительного образования. 
 Первая модель опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного  дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.     Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.
        Преимущества модели заключаются в предоставлении широкого выбора для ребенка на основе спектра направлений детских объединений по интересам, возможности свободного самоопределения и самореализации ребенка, привлечении к осуществлению внеурочной деятельности квалифицированных специалистов, а также практико-ориентированная и деятельностная основа организации образовательного процесса, присущая дополнительному образованию детей. 
                Слайд № 11 Модель «школы полного дня». Основой для модели «школы полного дня» является реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня. 
                                                        2
                                      Данную модель характеризует: 
               *   создание условий для полноценного пребывания ребенка в образовательном учреждении в течение дня; 
               *  содержательное единство учебного, воспитательного, развивающего процессов в рамках воспитательной системы и основной образовательной программы образовательного учреждения; 
               * создание здоровьесберегающей среды, обеспечивающей соблюдение санитарно-эпидемиологических правил и нормативов и включающую рациональную организацию образовательного процесса, оптимизацию двигательной активности, 
                * опора на интеграцию основных и дополнительных образовательных программ. 
                 Преимуществами данной модели являются: создание комплекса условий для успешной реализации образовательного процесса в течение всего дня, включая питание.
                 Слайд № 12 Оптимизационная модель. Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения (учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие). 
                  В этом случае координирующую роль выполняет, как правило, классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: 
                 взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; 
                 организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; 
                 организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; 
                 организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся. 
                 Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного и методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. 
                  Слайд № 13 Инновационно-образовательная модель. Инновационно-образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.                                                   
                                                              3                  
                В рамках этой модели проходит разработка, апробация, внедрение новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные особенности. 
                Инновационно-образовательная модель предполагает тесное взаимодействие                общеобразовательного учреждения с учреждениями
 дополнительного профессионального педагогического образования, учреждениями высшего профессионального образования, научными организациями, муниципальными методическими службами.                            
              Преимуществами данной модели являются: высокая актуальность содержания и (или) методического инструментария программ внеурочной деятельности, научно-методическое сопровождение их реализации, уникальность формируемого опыта.  
Необходимые  условия для реализации внеурочной деятельности
            Для   успешного  введения  ФГОС  НОО,  в  том  числе  и  внеурочной деятельности   необходимо   проведение  ряда  мероприятий   по  следующим направлениям:        организационному;           нормативному;         финансово-                              экономическому;   информационному ;   научно-методическому;   кадровому; материально-техническому. Слайды № 14. . 19.                                           
                  Внеурочная деятельность призвана в относительно новом для основной образовательной программы начального общего образования пространстве гибко и оперативно реагировать на изменение социального заказа, обеспечивая возможность свободного выбора курсов и дисциплин. 
                   Решение такого рода проблем связано с необходимостью научно-методического сопровождения на всех уровнях образовательной системы, в том числе, и на институциональном, поскольку предполагает создание общего программно-методического пространства внеурочной деятельности. 
                  Для образовательного учреждения это означает интеграцию в открытое научно-методическое пространство, обновление подходов к повышению профессиональной компетентности педагогов. 
                 При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности, в том числе, по причине кадровой неукомплектованности, образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, может использовать возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта (пункт 17 ФГОС НОО). Кроме того, можно привлекать родительскую общественность и других социальных партнеров для реализации внеурочной деятельности.  
                                                          4
15