Формирование метапредметных результатов пятиклассников во внеурочной деятельности через пропедевтику естественнонаучных дисциплин основного общего образования на примере курса ОЕНИ
Формирование метапредметных результатов пятиклассников
во внеурочной деятельности через пропедевтику естественнонаучных дисциплин основного общего образования на примере курса ОЕНИГоморова Р.А., Хомкалова Н.В.
МБОУ « СОШ №40», гор. Ангарск, Иркутская область
« Когда людей станут учить не тому,
что они должны думать,
а тому, как они должны думать,
то тогда исчезнут всякие недоразумения»
Г. Лихтенберг
Задача современной системы образования- научить учиться. Федеральный государственный образовательный стандарт предъявляет к современному обучению совокупность требований к результатам освоения основной образовательной программы. Особо в новом стандарте акцентированы требования к метапредметным результатам.
Метапредметные результаты- универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющие основу умения учиться, и метапредметными понятиями.
Объектом метапредметных результатов являются универсальные действия ( регулятивные, коммуникативные, познавательные):
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачи;
-умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации;
-умения использовать знаково-символические средства;
-умение использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации;
- умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
1104903175Такой набор универсальных действий ложен быть сформирован к окончанию освоения курса уровня ООО. Пятиклассникам, переступившим порог нового уровня обучения ,в новых образовательных условиях знакомы нетрадиционные методы и подходы обучения: основы исследовательской и проектной деятельности, различные формы группой работы, поиск и интерпретация информации. Постепенный и последовательный переход к изучению новых естественнонаучных дисциплин ( биологии, а впоследствии физика, география, химия) на уровне ООО должен подкрепляться и поддерживаться пропедевтическими курсами внеурочной деятельности. Одним из таких курсов является курс « Основы естественнонаучных исследований» ( далее в тексте ОЕНИ- сокращение авторов программы) авторской группы московских педагогов под руководством физика Е.И. Африной. Курс имеет гибкую программу, адаптированную под реализацию в общеобразовательной школе в объеме 34 часов во внеурочной деятельности. Каждое занятие проводится в формате небольшого практического исследования в соответствии с возрастными особенностями пятиклассников и их стартовыми учебными возможностями.
В МБОУ « СОШ №40» данный курс реализуется на параллели 5-х классов во внеурочной деятельности. Рассмотрим преимущества и недостатки реализации данного курса при формировании и оценки метапредметных результатов в пропедевтическом аспекте введения в курсы биологии и физики.
Будем опираться на «три кита» формирования мета предметных результатов:
- продуктивную мыслительную деятельность обучающихся;
- метарпедметные технологии;
- метапредметные задания для оценки метарпедметных результатов. -3810187325
Продуктивная мыслительная деятельность обучающихся осуществляется на каждом практическом занятии ОЕНИ : учебная мотивация начинается с темы занятия, организация рабочего места, рабочего поля для исследования, во время выполнения работы идет активное обсуждения хода и последовательности действий, оформление результатов работы проводится в специально разработанный авторами лабораторный журнал, далее по ходу занятия проводится обсуждение полученных результатов и самооценка своей работы.
Положительными и отрицательными моментами в данном направлении формирования метапредметных результатов являются следующие позиции:
Положительные аспекты Отрицательные аспекты
-строго выдержанное целеполагание занятий Необходимость организатору занятий обеспечения последовательности выполнения заданий (комплектование материалами)
-последовательность действий участников занятий с возможностью вариаций своих действий Наличия у обучающихся стартовых умений выполнения заданий по алгоритму, четкому и последовательному выполнению своих действий( практика показала, что к таким действиям не готовы 70% участников курса)
-открытое и прозрачное обсуждение своих результатов Наличия у обучающихся основ публичного представления своих результатов ( сформированность ниже 30%)
- способность самооценки своих действий При отсутствии критериальной оценки во внеурочной деятельности ( курс рассчитан на урочную деятельность со стандартными критериями оценивания) необходим механизм дополнительной оценки деятельности обучающихся.
Реализация метапредметных технологий в данном курсе раскрывается полно и результативно. Организация деятельности обучающихся по исследованию и изучения какого-либо вопроса курса ( определение массы тела, определение площади тел и т.д.) не может обходиться без следующих технологий:
Технология Ожидаемые результаты использования Реальные результаты внедрения технологии
Проектная деятельность Обучающиеся овладеют навыками разработки и защиты проектов.
Курс рассчитан 10% обучающихся готовы к проектной деятельности, могут поставить цели, задачи проекта, провести практический эксперимент без участия руководителя и представить результаты
Интерактивные методики Переживание участниками конкретного опыта, осмысление и обобщение опыта Эффективно реализуются в курсе ОЕНИ: выполнение практических заданий не обходится без интерактивных методик
Личностно-ориентированные технологии Формирование опыта жизнедеятельности Курс рассчитан на пропедевтическое введение в предметы биология, физика, обучающиеся знакомятся с основами прямых измерений величин, наблюдения вялений, что является преемственностью с курсом « Окружающий мир»
Системно-деятельностный подход Алгоритмизация деятельности от осознания постановки проблемы до получения результатов, нахождение затруднений и путей их решения К окончанию курса пятиклассники получают опыт проведения лабораторного эксперимента: постановка проблемы, описание хода решения и интерпретация полученного результата.
Курс простроен с логически правильно сконструированным содержанием введения в курс биологии и физики. Каждое занятие сопровождается решением конкретной задачи пропедевтического курса естественнонаучных предметов. Метапредметные задания созданы по алгоритму: тема каждого занятия сопровождается постановкой проблемы, затем учащимся предлагается провести исследования или измерения в определенном алгоритме, получить результат, выделено поле в лабораторном журнале для рефлексивной деятельности.
224790-3810Уникальность курса ОЕНИ заключается в возможности развития и формирования у обучающихся экологической культуры. Оборудованием для проведения исследований являются материалы бытовых отходов (пластик, полиэтилен), объекты вторичного использования бытовых материалов служат основой для создания приборов измерения и продуктом проектной деятельности пятиклассников.
Первый год реализации курса ОЕНИ показал:
Курс ОЕНИ разработан в строгом регламенте требований ФГОС к метапредметным результатам.
Курс ОЕНИ эффективно интегрирует технологии проектные и системно-деятельностного подхода.
Курс позволяет формировать и прослеживать динамику развития метапредметного результата каждого участника курса.
Не весь контингент обучающихся 4-х классов готов к освоению пропедевтического курса физики и биологии, требуется дополнительная диагностика по выявлению предпрофильной направленности возможностей будущих пятиклассников.
В ходе реализации курса пятиклассники получат представления об измерениях физических величин: длины, площади, объема, массы, плотности тела, наблюдения физических и биологических процессов: рост растений, реакция растений на освещенность и т.д., навыков экологической культуры.
Курс ОЕНИ в рамках реализации требований ФГОС по формированию метапредметных результатов требует от образовательной организации:
Подготовку кадрового ресурса для ведения курса.
Формирование материально-технической базы с учетом потребностей курса.
Разработку критериальных оценочных процедур для оценивания метапредметных результатов конкретного контингента обучающихся.
Проведение диагностических стартовых, промежуточных и итоговых работ для оценки уровня сформированности метапредметных результатов.
Важным аспектом для оценки матапредметных результатов служит система мониторинга в школе. Курс ОЕНИ позволяет определить сформировать у пятиклассников метапредметные результаты : познавательные, регулятивные, коммуникативные.
Список литературы:
Григорьев, Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 223 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09- 020549-8.
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. - М.: Просвещение, 2009. - 23 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-022138- 2.
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.: ил. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019148-7.
4. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 39 с. - (Стандарты второго поколения). - ISBN 978-5-09-019046-6.
Интернет-ресурсы: www.myshared.ru/sleide/1095144В статье использованы фотографии занятий курса ОЕНИ в МБОУ « СОШ №40» 2016/2017 учебный год.