Организация внеурочной деятельности в начальных классах (из опыта работы)
Тип организационной модели внеурочной деятельности:
Внутришкольная модель
Основная идея программы: создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.
Основные задачи:
выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей обучающихся к различным видам деятельности;
создание условий для индивидуального развития ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков в избранном направлении деятельности;
развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширение рамок общения с социумом.
Принципы организации внеурочной деятельности:
соответствие возрастным особенностям обучающихся, преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности школы;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребенка.
Модель внеурочной деятельности школы включает в себя следующие компоненты:
- Внутришкольная система дополнительного образования (на основе Программ внеурочной деятельности)
- Деятельность классных руководителей (в рамках разработанных и утвержденных программ: программы духовно-нравственного развития и воспитания, программы формирования ценностного отношения к здоровью и экологической культуры; других воспитательных программ и проектов, разработанных классными руководителями)
- Деятельность других педагогических работников дополнительного образования (в рамках разработанных и утвержденных воспитательных программ)
- Использование ресурсов учреждений культуры и спорта, других заинтересованных организаций (экскурсии, библиотечные уроки, Киноклубы, выставки, социальные и творческие акции, фестивали, соревнования, турниры т.п.)Описание модели
«Внеурочная деятельность» позволяет в полной мере реализовать требования федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования. За счет часов на внеурочные занятия общеобразовательное учреждение реализует дополнительные образовательные программы, программу социализации обучающихся, воспитательные программы.
При организации внеурочной деятельности обучающихся используются собственные ресурсы (учителя начальных классов, учитель физической культуры, учитель технологии) и ресурсы ЦДТ.
Коллектив школы стремится создать такую инфраструктуру полезной занятости обучающихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Организация занятий по направлениям раздела «Внеурочная деятельность» является неотъемлемой частью образовательного процесса в нашем образовательном учреждении и предоставляет обучающимся возможность выбора широкого спектра занятий, направленных на их развитие.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких как, экскурсии, кружки, секции, олимпиады, конкурсы, соревнования, викторины, познавательные игры, поисковые исследования и т. д.В период зимних и летних каникул для продолжения внеурочной деятельности дети посещают детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Орлёнок» при школе, расширяют знания за счёт экскурсий и теоретических занятий кружков различного направления.
Содержательное и методическое обеспечение занятий внеурочной деятельностью детей оформляется следующим образом: утверждённая программа внеурочной деятельности, оформленный журнал посещаемости.
Работа по привлечению школьников во внеурочную деятельность осуществляется через посещение кружков школы, дополнительного образования, воспитательные мероприятия. Всё это значительно обогатило систему воспитательной работы школы.
Занятия внеурочной деятельности в системе воспитательной работы МБОУ СОШ №8
Система воспитательной работы школы (с 1-го по 4 класс) выстроена в соответствии со следующими направлениями:
1) Спортивно-оздоровительное:
Работа спортивных секций по лёгкой атлетике;
Организация экскурсий, Дней здоровья, подвижных игр, «Весёлых стартов», школьных спортивных соревнований;
Проведение бесед по охране здоровья;
Применение на уроках игровых моментов, физкультминуток, зарядка перед уроками;
Динамические паузы и прогулки в начальной школе;
Участие в районных и городских спортивных соревнованиях;
Работа летнего и зимнего оздоровительного лагеря дневного пребывания.
2) Художественно-эстетическое:
Организация экскурсий в театры и музеи, выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
Проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и речи;
Участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне школы, города, республики.
4) Социально-нравственное:
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, уроки мужества;
Выставки рисунков;
Оформление газет и Книги памяти о боевой и трудовой славе россиян и своих земляков;
Военно – спортивная игра «Зарница»
Фестивали патриотической песни, смотры строя и песни.
Концерты для бабушек и дедушек, для пенсионеров школы;
Внутришкольные ярмарки и акции благотворительности;
Тематические классные часы;
Проведение субботников, сбора макулатуры и лекарственных растений;
Работа на пришкольном участке;
Разведение комнатных цветов.
3) Научно-познавательное:
Предметные недели;
Марафон начальных классов;
Предметные конкурсы, экскурсии, олимпиады, конференции, деловые и ролевые игры и др.
Международные и республиканские интеллектуальные конкурсы и олимпиады («Русский медвежонок», «Кенгуру», «КИТ», «Зирэк тиен» и др.)
Библиотечные уроки;
5) Проектная деятельность:
Участие в научно-исследовательских конференциях на уровне школы, города, республики;
Участие в экологическом марафоне;
Разработка проектов к урокам.
План внеурочной деятельности
Направление внеурочной деят-ностиВиды внеурочной деятельности К-во
часов Решаемые задачи
Спортивно-оздоровительное
1. Кружок «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»
(1, 2, 3, 4 классы)
2. Спортивная секция по легкой атлетике
(3, 4 классы) 1 час
1 час Всесторонне
гармоническое развитие личности ребенка, формирование физически здорового человека, формирование мотивации к сохранению и укреплению здоровья
Художественно-эстетическое
1.Кружок «Фантазия»
(1, 3, 4 классы)
2.Кружок «Моделирование и конструирование»
(1Б класс)
1 час
1 час Развитие эмоциональной сферы ребенка, чувства прекрасного, творческих способностей, формирование коммуникативной и общекультурной компетенций
Социально-нравственное
1. Кружок «Наш край»
(1, 2, 3, 4 классы)
2. Кружок «Друзья Светофорика»
(4А класс) 1 час
1 час
Привитие любви к малой Родине, гражданской ответственности, чувства патриотизма, формирование позитивного отношения к базовым ценностям общества
Научно-познавательное 1. Кружок «Буквоежка»
(1,2,3,4 классы)
2. Кружок «Занимательная орфография» / «Грамотейка»
(2-ые классы)
3.Кружок «Занимательная арифметика» (3Б класс)
4. Шахматно – шашечный кружок (2, 3, 4 классы)
5. Кружок «Лего – роботы» (3, 4 классы)
6. «Школа будущего первоклассника» 1 час
2часа
2часа
1 час
1 час
1
занят Обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами, способствование формированию мировоззрения, функциональной грамотности, знакомство с различными видами человеческой деятельности, возможность раннего выявления интересов и склонностей
Обеспеченность добровольности выбора участниками образовательного процесса направлений внеурочной образовательной деятельности.
Педагогами школы высчитывается недельная нагрузка учащихся с целью недопущения перегрузки. Родители и учащиеся выбирают из числа предложенных программ несколько, общая нагрузка не должна превышать 10 часов. В случае, если ребенок посещает учреждения дополнительного образования города (художественные, музыкальные, спортивные школы и др.), родители предоставляют информацию с указанием нагрузки и составляется индивидуальный план внеурочной деятельности для этого учащегося.
Соответствие форм организации внеурочной деятельности возрастным возможностям младших школьников и преодоление перегрузки.
Формами организации являются различные формы, отличающиеся от классно – урочных форм. Преимущество отдается интерактивным играм, коллективным творческим делам, проектам.
Готовность педагогов к реализации программ внеурочной деятельности.
Уровень образования:
высшее педагогическое – 8 человек;
Стаж педагогической работы: от 1 до 5 лет – 1 человек;
от 10 до 25 лет – 5;
более 25 лет – 2
Уровень квалификации: первая к/к – 7;
СЗД – 1.
Педагогами пройдены курсы повышения квалификации по темам: «Деятельность педагога в условиях реализации ФГОС НОО», «ФГОС второго поколения – опыт работы и проблемы внедрения»,
Формы представления результатов внеурочной деятельности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школе разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.
Особенностями системы оценки являются:
комплексный подход к оценке результатов образования (в рамках внеурочной деятельности - метапредметных и личностных результатов общего образования);
использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки;
оценка успешности освоения содержания отдельных учебных предметов на основе системно-деятельностного подхода, проявляющегося в способности к выполнению учебно-практических и учебно-познавательных задач;
оценка динамики образовательных достижений обучающихся;
сочетание внешней и внутренней оценки как механизма обеспечения качества образования;
использование персонифицированных процедур итоговой оценки и аттестации обучающихся и не персонифицированных процедур оценки состояния и тенденций развития системы образования;
уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению их;
использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений;
использование таких форм оценки, как проекты, карты достижений, практические работы, творческие работы, самоанализ, самооценка, наблюдения и др.;
использование контекстной информации об условиях и особенностях реализации образовательных программ при интерпретации результатов педагогических измерений.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её этническом, гендерном и других аспектах.
Например, неоправданно предполагать, что для становления гражданской компетентности и идентичности школьника достаточно уроков, занятий по изучению прав человека и т. п. Даже самый лучший урок может дать школьнику лишь знание и понимание общественной жизни, образцов гражданского поведения (конечно, это немало, но и не всё). А вот если школьник приобретёт опыт гражданских отношений и поведения в дружественной среде (например, в самоуправлении в классе) и уж тем более в открытой общественной среде (в социальном проекте, в гражданской акции), то вероятность становления его гражданской компетентности и идентичности существенно возрастает.
При организации внеурочной деятельности младших школьников необходимо учитывать, что, поступив в 1 класс, дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми формами внеурочной деятельности достижение ребенком первого уровня результатов.
Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения во внеурочной деятельности школьников второго уровня результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трёх лет обучения в школе создаёт у младшего школьника к 4 классу реальную возможность выхода в пространство общественного действия (т. е. достижение третьего уровня результатов). Такой выход для ученика начальной школы должен быть обязательно оформлен как выход в дружественную среду. Свойственные современной социальной ситуации конфликтность и неопределённость должны быть в известной степени ограниченны.
Взаимосвязь результатов и форм внеурочной деятельности.
Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее, тип образовательной формы, т. е. ряд содержательно и структурно близких форм).
Первый уровень результатов может быть достигнут относительно простыми формами, второй уровень — более сложными, третий уровень — самыми сложными формами внеурочной деятельности.
Например, в такой форме проблемно-ценностного общения, как этическая беседа, вполне можно выйти на уровень знания и понимания школьниками обсуждаемого жизненного сюжета (проблемы). Но поскольку в этической беседе основной канал общения «педагог — дети», а непосредственное общение детей друг с другом ограничено, то в этой форме довольно трудно выйти на ценностное отношение школьников к рассматриваемой проблеме (именно в общении со сверстником, таким же, как он сам, ребёнок устанавливает и проверяет свои ценности).
Для запуска ценностного самоопределения нужны уже другие формы — дебаты, тематический диспут. Участвуя в дебатах, школьники получают возможность с разных сторон посмотреть на проблему, обсудить положительные и отрицательные моменты, сравнить своё отношение к проблеме с отношением других участников. Однако дебаты, будучи во многом игровой формой коммуникации, не ставят ребёнка перед необходимостью лично отвечать за свои слова, перейти от слов к делу (т. е. эта форма не нацелена на выход школьника в самостоятельное общественное действие, хотя это и может случиться с конкретным школьником в силу его личных особенностей).
Такая необходимость диктуется другой формой — проблемно-ценностной дискуссией с участием внешних экспертов, где участники высказываются только от себя лично, не класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня. Однако важно понимать: форсирование результатов и форм не обеспечивает повышения качества и эффективности деятельности.
Педагог, не владеющий формами деятельности для достижения результатов первого уровня, не может действенно выйти на результаты и формы второго и тем более третьего уровня. Он может это сделать только имитационно.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №8 ГОРОДА АЗНАКАЕВО» РТ
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №8 города Азнакаево» РТ
СИТДИКОВА МИЛЕУША ФИДАИЛОВНА
г. Азнакаево
2015 – 2016 учебный год