Выступление на МО Организация внеурочной деятельности (вариативная модель) в начальных классах
«Организация внеурочной деятельности в начальных классах»
Якушева Светлана Витальевна
учитель начальных классов
МБОУ «Лицей № 2» г. Протвино.
Серпухов, 2015г.
Оглавление
TOC \o "1-3" \h \z \u Введение PAGEREF _Toc433638091 \h 1Глава I. Система внеурочной деятельности в свете требований ФГОС НОО PAGEREF _Toc433638092 \h 3Методологическим основанием стандартов второго поколения PAGEREF _Toc433638093 \h 3Понятие внеурочной деятельности PAGEREF _Toc433638094 \h 4Принципы и способы организации внеурочной деятельности: PAGEREF _Toc433638095 \h 4Классификация результатов внеурочной деятельности учащихся PAGEREF _Toc433638096 \h 5Глава II. Организация внеурочной деятельности в МБОУ «Лицей № 2» в начальных классах PAGEREF _Toc433638097 \h 7Цель и задачи организации внеурочной деятельности PAGEREF _Toc433638098 \h 7Обоснование выбора модели организации внеурочной деятельности учащихся PAGEREF _Toc433638099 \h 8Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности: PAGEREF _Toc433638100 \h 9Позиционирование учителя: PAGEREF _Toc433638101 \h 9Характеристика основных направлений внеурочной деятельности PAGEREF _Toc433638102 \h 11Ожидаемые результаты PAGEREF _Toc433638103 \h 12Заключение PAGEREF _Toc433638104 \h 14Список литературы PAGEREF _Toc433638105 \h 16
ВведениеАктуальность. В последние годы все острее высвечивается проблема взаимосвязи и взаимообусловленности неразрешенных проблем российского общества (политических, экономических, социальных, экологических) и человеческим фактором (потенциалом). Немаловажная роль в решении возникающих проблем отводится системе образования. В связи с этим звучит вполне обоснованное утверждение, что «российскому обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия».
Сегодня внеурочная деятельность – часть учебно-воспитательного процесса. Это организация педагогом различных форм деятельности, необходимых для успешной социализации обучающихся. Новые стандарты закрепили обязательность её организации в ОУ. Но в стандартах не определены конкретные ресурсы, не прописаны детально шаги построения модели внеурочной деятельности в классе. Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач воспитания и социализации детей.
Актуальность данного проекта определяется необходимостью осмысления полученного опыта, анализа возможностей и способов его трансляции.
Необходимо показывать целесообразность направлений внеурочной деятельности, давать оценку кадровым ресурсам, согласовывать выбранную модель с конкретными воспитательными целями и задачами в классе и в ОУ, ориентироваться на значимый результат.
Выбор темы обоснован практическим опытом автора в рамках реализации требований ФГОС нового поколения к организации внеурочной деятельности начального общего образования.
Цель – описание модели внеурочной деятельности, принципов её построения и результативности.
Задачи:
- описать направления внеурочной деятельности и формы их организации;
- сформулировать ожидаемые результаты и эффекты;
- проанализировать позицию учителя, как организатора и координатора внеурочной деятельности;
- представить вариативную модель организации внеурочной деятельности на примере класса;
- дать оценку уровню активности учащихся во внеурочной деятельности.
Практическая значимость проекта заключается в осмыслении и анализе особенностей реализации результатов внедрения программы внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.
Глава I. Система внеурочной деятельности в свете требований ФГОС НООПринятие новых образовательных стандартов обусловили дальнейшую тенденцию перехода от традиционного подхода к инновационному, представляющему собой систему требований и обязательств государства по отношению к обществу в целом, как принципиальную основу для оформления эффективного управления системой образования. Принятие Федеральных государственных образовательных стандартов насущная потребность современного российского общества. Именно начальной школе принадлежит ключевая роль в формировании универсального средства – «умения учиться».
Методологическим основанием стандартов второго поколения
выступают системно-деятельностный, компетентностный и аксиологический подходы.
Системно-деятельностный подход главным выводит результат образования, где развитие личности обучающегося основывается на усвоении универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Приоритет отводится содержанию образования и способам организации образовательной деятельности. Данная новелла в содержания образования является востребованной в современной практике школы. Как отмечала Т.И.Шамова «в дидактике и школьной практике недостаточно уделяется внимания умениям осуществлять процесс учения, тогда как одним из необходимых компонентов содержания образования являются способы получения и переработки информации, а также учебные умения осуществлять управление процессом своего учения».
Актуализация деятельностного подхода в содержании образования является продуктивным началом перехода школы к новой парадигме. Как отмечает А.Г. Асмолов деятельность представляет собой динамическую саморазвертывающуюся иерархическую систему взаимодействия субъекта с миром, в процессе которых происходит порождение психического образа, воплощение его в объекте, осуществление и преобразование опосредованных психическим образом отношений субъекта в предметной действительности («Психология личности», М., 2010).
Компетентностный подход определяет содержание образование как систему образовательных компетентностей, представляющих собой комплексную процедуру, которая интегрирует взаимосвязанные смысловые ориентации, умения и знания для эффективного решения личностно значимых и социально-актуальных проблем в определенных сферах культуры и видах деятельности.
Аксиологический подход основывается на познании сущности системы базовых национальных ценностей (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество) на личностно-смысловом уровне. Понятие внеурочной деятельностиОдним из существенных отличий стандартов нового поколения от предыдущих является то, что базисный учебный план, являющийся нормативным правовым документом, включает не только учебную деятельность, но и организацию внеурочной деятельности. В базисном учебном плане на организацию внеурочной деятельности отводится 10 часов в каждом классе, и базисный учебный план определяет основные направления деятельности учащихся во второй половине дня. Это очень важно, т.к. базисный учебный план выступает одновременно в качестве внешнего ограничителя, задающего общие рамки возможных решений при разработке содержания образования и требований к его освоению, при определении требований к организации образовательного процесса, при расчете бюджетного финансирования, и в качестве одного из основных механизмов его реализации.
Внеурочная деятельность учащихся – понятие, объединяющее виды деятельности школьников, в которых возможно решение задач их духовно-нравственного воспитания и социализации. Поэтому за счет указанных в базисном плане часов из раздела «Внеурочная деятельность» общеобразовательное учреждение реализует программу социализации учащихся, воспитательные программы.
Принципы и способы организации внеурочной деятельности:соответствие возрастных особенностей обучающихся;
преемственность с технологиями учебной деятельности;
опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;
опора на ценности воспитательной системы школы;
свободный выбор на основе личных интересов и склонностей.
Способы организации внеурочной деятельности:
реализация образовательных программ, разработанных педагогами школы;
включение ребенка в систему коллективных творческих дел, которые являются частью воспитательной системы школы по пяти направлениям;
использование ресурсов учреждений дополнительного образования.
Классификация результатов внеурочной деятельности учащихсяВоспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Например, в беседе о здоровом образе жизни ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог культивирует здоровый образ жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Глава II. Организация внеурочной деятельности в МБОУ «Лицей № 2» в начальных классах Внеурочная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса школы, основной образовательной программы, призванная решать задачи учебной и внеучебной деятельности в комплексе, одна из форм организации деятельности обучающихся.
Дополнительное образование школьников – составная часть системы образования и воспитания детей, ориентированная на свободный выбор и освоение учащимися дополнительных образовательных программ.
Цель и задачи организации внеурочной деятельностиЦель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, адаптации к жизни в обществе, приобщение к здоровому образу жизни.
Задачи внеурочной деятельности:
выявление интересов, склонностей, способностей и возможностей обучающихся в разных видах деятельности;
создание условий для индивидуального развития каждого ребенка в избранной сфере внеурочной деятельности;
формирование системы знаний, умений, навыков у обучающихся в избранном направлении деятельности;развитие опыта творческой деятельности, творческих способностей детей;
создание условий для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
развитие опыта неформального общения, взаимодействия, сотрудничества обучающихся;
расширение рамок общения школьников с социумом;
проведение коррекционной работы с учащимися, испытывающими трудности в обучении.
Обоснование выбора модели организации внеурочной деятельности учащихсяНовые образовательные стандарты предлагают на выбор одну из моделей организации внеурочной деятельности учащихся. В МБОУ «Лицей № 2» была выбрана для реализации вариативная модель, которая комбинирует возможности самого образовательного учреждения и возможности учреждений дополнительного образования. Эта модель наиболее актуальна ещё и потому, что основные учреждения дополнительного образования находятся в шаговой доступности от ОУ. Внеурочные занятия проводятся как на базе лицея, так и на базе этих учреждений. Таким образом, максимальным образом используются те уникальные возможности, которые предоставляются нам, в связи с территориальным расположением нашего образовательного учреждения. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ
-духовно - нравственное
- социальное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
- спортивно-оздоровительное - игровая
- познавательная
- проблемно-ценностное общение
- досугово - развлекательная (досуговое общение)
- художественное творчество
- социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность)
- техническое творчество
- трудовая деятельность
- спортивно-оздоровительная деятельность
- туристско-краеведческая деятельность
- проектная деятельность - экскурсии
- кружки
- секции
- круглые столы
- конференции
- диспуты
- школьные научные общества
- олимпиады
- соревнования
- поисковые и научные исследования
- общественно полезные практики
- летние оздоровительные площадки
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности:Результат – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности.
Эффекты воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности. Это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Гигиенические требования при составлении режима дня:
• соблюдение требований САНПиН
организация горячего питания;
обязательное пребывание учащихся на воздухе;
активный отдых при смене занятий (динамические паузы, спортивные часы)
Координирующую роль выполняет классный руководитель.
Позиционирование учителя:Позиция учителя-профессионала:
демонстрирует культурные образцы действий;
инициирует пробные действия детей;
консультирует, корректирует действия;
ищет способы включить в работу каждого.
Позиция воспитателя:
создает условия для приобретения детьми жизненного опыта (общения, выбора, ответственного поведения, саморегуляции), самостоятельной выработки жизненных ценностей»
“со-участник”, “третейский судья”.
Позиция педагогической поддержки:
оказывает адресную помощь ребенку: не избавляя от проблемной ситуации, но помогая ее преодолевать.
Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, сформировано с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей).
Анкета для родителей “Внеурочная деятельность ученика”Уважаемые родители, заполните, пожалуйста, анкету. Если вы хотите, чтобы какие-либо из названных курсов посещал ваш ребенок – поставьте знак “+” в соответствующей графе.
Ф. И. ребенка: _______________________________________________________.Класс: ______________________________________________________________.Ф. И. О. родителя: ___________________________________________________.Благодарим за участие в анкетировании!
Направление внеурочной деятельности Название курса Кол-во занятий в неделю Ваш выбор
Спортивно-оздоровительное «Ритмика» (педагог доп. обр.)
«Поиграй - ка» (учитель) 1
1 Общекультурное «Великие и знаменитые» (педагог доп. обр.) 1 «Путешествие по Подмосковью» (педагог доп. обр.) 1 Общеинтеллектуальное«Учимся мыслить» (учитель) 1 «Занимательный русский язык» (учитель) 1 Духовно - нравственное «Веселый карандаш» (учитель-предметник) 1 «Хор» (педагог доп. обр.) 1 Социальное «Все цвета, кроме черного» (учитель)
Обучение жизненным навыкам (педагог-психолог) 1
1 Характеристика основных направлений внеурочной деятельностиДуховно-нравственное
Цель: развитие нравственных качеств учащихся, повышение уровня воспитанности, осознание учащимся общечеловеческих ценностей, а также раскрытие способностей обучающихся к творческой деятельности.
Ведущие формы деятельности:
Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников школы и общественности.
Экскурсии
Детская благотворительность.
Концерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школы.
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Спортивно-оздоровительное
Цель: сохранение и укрепление здоровья обучающихся, формирование мотивации к здоровому образу жизни.
Ведущие формы деятельности:
Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные
мероприятия.
Школьные и городские спортивные турниры, соревнования.
Дни Здоровья.
Спортивные праздники.
Интерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины.
Проекты.
Демонстрация спортивных достижений учащихся класса.
Социальное
Цель: помощь обучающимся в адаптации и успешной социализации.
Ведущие формы деятельности:
Тренинги.
Ролевые игры.
Акции.
Социальные проекты.
Круглые столы.
Беседы.
Индивидуальные консультации.
ОбщеинтеллектуальноеЦель: развитие познавательной и мыслительной деятельности обучающихся, расширение кругозора.
Ведущие формы деятельности:
Интеллектуальные игры и конкурсы.
Путешествия по стране знаний.
Решение головоломок и ребусов.
Решение нестандартных задач.
Посещение театров, музеев, библиотек, выставок.
Ожидаемые результатыОвладение обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
Формирование у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
Формирование знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Дети проявляют высокую активность и заинтересованность. Всего этого удалось достичь в том числе и за счёт привлечения педагогов дополнительного образования, которые профессионально и максимально эффективно выбирали именно неурочные формы работы.
В школе ведётся пофамильный учёт занятости учащихся во второй половине дня с целью контроля за реализацией всех направлений внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС НОО.
Уровень активности учащихся во внеурочной деятельности
Мониторинг, проведенный среди родителей первоклассников, показал, что 97% родителей удовлетворены внеурочными занятиями, 86% родителей не водят своих детей ни на какие дополнительные занятия, кроме внеурочных. Предпочтение родители отдали спортивно-оздоровительному (75%), общеинтеллектуальному (64%) и духовно-нравственному направлению (62%). Данные мониторинга позволяют сделать вывод о том, что привлечение педагогов дополнительного образования, специалистов в своей области позволяют рассматривать внеурочные занятия не как дополнительную нагрузку, а как интересные развивающие занятия.
ЗаключениеВнеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и является его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе. В результате совместной работы всех участников внеурочной деятельности доля победителей и призёров интеллектуально – творческих конкурсов различного уровня увеличилась на 26%. По результатам внутрилицейского мониторинга уровень воспитанности обучающихся - высокий. В этом проявляется роль внеурочной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования: личностных, метапредметных, предметных.
Таким образом, реализация описанной выше модели организации внеурочной деятельности способствует:
– овладению обучающимися в соответствии с возрастными возможностями разными видами деятельности (учебной, трудовой, коммуникативной, двигательной, художественной), умением адаптироваться к окружающей природной и социальной среде, поддерживать и укреплять свое здоровье и физическую культуру;
- формированию у обучающихся правильного отношения к окружающему миру, этических и нравственных норм, эстетических чувств, желания участвовать в разнообразной творческой деятельности;
– формированию знаний, умений и способов деятельности, определяющих степень готовности обучающихся к дальнейшему обучению, развитие элементарных навыков самообразования, контроля и самооценки.
Актуальность данной модели обусловливается прежде всего необходимостью создания системы воспитания, наиболее полно удовлетворяющей интересам государства, общества, учащихся и их родителей, а также спецификой младшего школьного возраста, обеспечивающего эффективное воспитательное воздействие.
Учителя и педагоги дополнительного образования обеспечивают подлинную вариативность образования, возможность выбора. Материалы стандарта подводят к выводу:
внеурочная деятельность – это часть основного образования, которая нацелена на помощь педагогу и ребёнку в освоении нового вида учебной деятельности, сформировать учебную мотивацию;
внеурочная деятельность способствует расширению образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
происходит выстраивание сети, обеспечивающей детям сопровождение, поддержку на этапах адаптации и социальные пробы на протяжении всего периода обучения.
А это уже выход на заданный образовательный результат - способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Список литературы
1. Асмолов А. Г. , Бурменская Г. В. , Володарская И. А. , под ред. А. Г. Асмолова. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011г.
2. Глазунов Д.А. . Приоритетные направления развития по возрастным категориям. Серия: школьный психолог. Методическая литература, 2010г.
3. Горский В.А. , Тимофеев А. А. , Смирнов Д. В. и др.; под ред. А.Горского. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / – М.: Просвещение, – 2 изд. 2011г. (Стандарты второго поколения)
4. Григорьев Д.В. , Степанов В. П. . Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / - М.: Просвещение, 2011г. (Работаем по новым стандартам).
5. Е. Б. Евладова. Внеурочная деятельность в свете требований Федерального Государственного Образовательного Стандарта общего образования. Журнал «Воспитание школьника» №4, 2012г.- Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС.
6. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. N 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утверждён приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г., № 373) с изменениями (утверждены приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. №1241).