Публичное представление педагогического опыта учителя начальных классов Трифоновой Ларисы Николаевны


Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.
Личный сайт : http://infourok.ru/user/trifonova-larisa-nikolaevna
Любой человек, сколько бы гениальным он ни был,
в течение жизни использует не более одной миллиардной доли
тех возможностей, которые предоставляет ему мозг.
Н. Дубинин
Тема педагогического опыта «Пути повышения уровня одарённости младших школьников».
Актуальность и перспективность опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.
Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.
Проблема диагностики и развития высокоодарённых и талантливых детей на всех этапах их обучения, проблема понимания детьми своей одаренности и личной ответственности за творческую самореализацию существует и по сей день.Если раньше главная цель образования определялась как формирование основ всесторонне и гармонично развитой личности, то сейчас акцент видится в том, чтобы воспитать личность активную, творческую, осознающую глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении. Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, а умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.
В Российской Федерации реализуется Приоритетный национальный проект «Образование», главной задачей которого является смена парадигмы образования. В нашей стране успешно стартовала и реализуется президентская программа «Одаренные дети». Проблема одарённости детей, их обучения и воспитания является одной из наиболее актуальных на сегодняшний день, ведь одарённость, талант, гениальность - это высокий уровень развития способностей человека. Развитие одаренности – это проблема прогресса общества, реализации его творческого потенциала и индивидуальных судеб. Работа с одаренными детьми выступает одним из вариантов конкретной реализации права личности на индивидуальность одаренности.
Концептуальность
Новизна опыта состоит в том, что программа развития одарённых детей реализует
идею социализации личности. Уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Организован процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, созданы условия для активного познания младшим школьником окружающей его социальной действительности, для освоения культуры человеческих отношений, социальных норм, необходимых для взаимодействия и сотрудничества с другими людьми. Центральным звеном социализации является гуманистическое воспитание школьников с опорой на общечеловеческие ценности.
Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.
Работая в должности педагога, я всегда уделяла большое внимание развитию творческих способностей и нестандартному мышлению детей. Мой опыт работы показал, что всегда в каждом классе присутствуют дети , которые отличаются яркими способностями, непосредственностью, наблюдательностью, развитой речью, умением хорошо излагать свои мысли. Поэтому я посчитала необходимым выделить работу с такими детьми в отдельное направление своей деятельности. Так же с 2011 по 2013 г. в нашей гимназии работала экспериментальная творческая группа «Наши надежды» в состав которой я входила. Так сформировалась ведущая идея опыта.
Теоретическая база опыта
Разработана рабочая концепция одарённости по заказу Министерства образования Российской Федерации в рамках и на средства федеральной целевой программы «Одаренные дети», которая отражает общую позицию ведущих отечественных специалистов в области психологии одаренности. «Концепция» дает единую теоретическую базу для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации и т. д. Разработчиками концепции являются ученые, представители Российского психологического общества, Института психологии РАН, Психологического института РАО, факультета психологии МГУ. В состав авторского коллектива вошли: канд. психол. наук Ю. Д. Бабаева, докт. психол. наук, проф. Д. Б. Богоявленская, докт. психол. наук, чл.-корр. РАН, проф. А. В. Брушлинский , докт. психол. наук, проф. В. Н. Дружинин , докт. психол. наук, проф. И. И. Ильясов, канд. пед. наук, доц. И. В. Калиш, докт. психол. наук, проф. Н. С. Лейтес, докт. психол. наук, действ. член РАО, проф. А. М. Матюшкин, докт. психол. наук А. А. Мелик-Пашаев, докт. психол. наук, чл.-корр. РАО, проф. В. И. Панов, канд. психол. наук Д. В. Ушаков, докт. психол. наук, проф. М. А. Холодная, докт. психол. наук, действ. член РАО, проф. В. Д. Шадриков, канд. психол. наук Н. Б. Шумакова, канд. психол. наук В. С. Юркевич.
Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приёмы воспитания и обучения.
Выявление одаренных детей должно осуществляться в рамках комплексной и индивидуализированной программы идентификации одаренности ребенка. Подобного рода программа предполагает использование множества различных источников информации, анализ процессов развития ребенка на достаточно длительном отрезке времени. В частности, диагностика одаренности должна служить не целям отбора, а средством для наиболее эффективного обучения и развития одаренного ребенка.
Моя педагогическая идея – выявить и создать все условия для развития одарённости каждого ребенка.
Оптимальность и эффективность средствК основным общим принципам обучения одаренных, как и вообще всех детей школьного возраста, относятся:
• Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств учащихся.
• Принцип индивидуализации и дифференциации обучения. Он состоит в том, что цели, содержание и процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности учащихся. Реализация этого принципа особенно важна при обучении одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
• Принцип учета возрастных возможностей. Этот принцип предполагает соответствие содержания образования и методов обучения специфическим особенностям одаренных учащихся на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легко провоцировать завышение уровней трудности обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
Уроки строятся с целью повышения уровня познавательной деятельности учащихся. Используются различные приемы и методы, которые способствуют развитию творческого потенциала каждого ребёнка, их самостоятельности, умения работать с разными источниками информации с целью повышения своего кругозора. Таким образом, закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, формируется личность, осознающая себя частью общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка, которые позволяют ему интегрироваться в сообщество, способствуют формированию умения разрешать конфликтные ситуации через диалог, развивается творческий потенциал детей.
Уроки и внеурочная деятельность способствуют развитию каждой личности; индивидуальные достижения доводятся как можно раньше до максимального уровня. Всё это способствует общественному прогрессу, поставив ему на службу ресурсы дарования.
В работе используется учебно – методическая литература:
Белова Е.С. «Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать» - М; 1998 г.
«Дополнительное образование», № 10, 2001; №11, 2001г.г.
Доровской А.И. «100 советов по развитию одаренности детей» - М;1997 г.
Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность и индивидуальные различия», Москва – Воронеж; 1997 г.
«Одаренный ребенок» /под ред. О.М. Дьяченко - М; 1997 г.
«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Н.С. Лейтеса – М; 2000 г.
«Психология одаренности детей и подростков» /под ред. Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтеса, Т.М. Марюгина – М; 2000 г.
Психология одаренности детей и подростков: Учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведении  Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
«Психология одаренности: от теории к практике» /под ред. Д.В. Ушакова – М; 2000 г.
Савенков А.И. «Детская одаренность: развитие средствами искусства» - М; 1999 г.
Савенков А.И. «Одаренные дети в детском саду и школе» - М; 2000 г.
Хуторской А.В. «Развитие одаренности школьников: методика продуктивного обучения» - М; 2000 г.
Юркевич В.С. «Одаренный ребенок» - М; 1996 г.
Анализ результативности
Учащиеся активно участвуют в творческих, познавательных мероприятиях, не боясь «проиграть», добиваются успеха. Это способствует не только их творческому росту, но и позитивным результатам в урочной и во внеурочной деятельности:
1460522129750041192455979795004911090185801000293179559785251731010597979500448310597979500-86233059797950015982953945890003859530385826000-101600039598600034372551856740002004060185801000543560189928500-9302751899285001971675-9398000554355-120650003443605-121285004911090-9398000-930275-9334500
-77152531242000-264541031242000-442976029845000-620903031242000
Адресные рекомендации по использованию опыта
В целях обмена опытом с коллегами, я провожу открытые уроки, занятия творческих мастерских, выступаю на заседаниях кафедры НОО учителей гимназии. Для родителей обучающихся проводятся беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации.
Статья «Педагогические условия работы с одарёнными детьми на уроках в начальной школе» опубликована в журнале «Народное образование Республики Мордовия», 2015 г. ( подтверждение в портфолио)
Инновационный педагогический опыт размещён на сайте:
http://infourok.ru/user/trifonova-larisa-nikolaevnaНаглядное приложение
Степень развития видов одаренности учащихся 2 В класса
-3406789302800
Урок-кейс «Хочется быть лидером»
Цель: определить и воспитать в себе лидерские качества, научиться с умом и в правильном русле их использовать. Задачи: - проанализировать собранную целевую информацию; - овладеть знаниями наук, касающихся соответствующей отрасли; - проследить лидерские качества на примере литературных героев; - сформировать целостное представление о роли лидерских качеств в жизни человека.
В современном мире все течения направляются лидерами.
Знаете ли вы, дети, кто это такие?
Лидер (от англ. leader — ведущий, первый, идущий впереди) — лицо в какой-либо группе (организации), пользующееся большим, признанным авторитетом, обладающее влиянием, которое проявляется как управляющие действия.  А какие основные качества присущи лидеру? Что нужно, чтобы стать лидером?
left000- Интеллект.  Обязательно занимайтесь саморазвитием, много читайте, наблюдайте за успешными людьми, заводите новые знакомства.
- Коммуникабельность. Общайтесь с другими людьми на равных, но в то же время помните о лидерстве, больше общайтесь со всеми, принимайте участие в жизни коллектива.
- Уверенность в себе. Всегда фиксируйте свои достижения и успехи, выражайте уверенность своим видом (расслабьте плечи, выставьте немного вперед грудь, голову держите прямо, смотрите в глаза). Свои мысли нужно излагать четко и понятно (по возможности кратко), а голос должен быть ровным и в меру громким.
- Выносливость. Не отчаивайтесь ни при каких обстоятельствах, не вините себя во всех неудачах, принимайте преодоление трудностей за бесценный опыт, ставьте перед собой немного непосильные задачи.
- Уравновешенность. Сохраняйте спокойствие в критической ситуации, по максимуму исключите негатив из своей жизни, в своих действиях руководствуйтесь лишь разумом.
- Твердость. Говорите «нет», когда это необходимо (это касается нет только других людей, но и себя), отстаивайте свои права, не поддавайтесь давлению на жалость или совесть.
- Умение принимать решения. Проявляйте инициативу, рискуйте, при продумывании планов представляйте несколько вариантов.
- Целеустремленность. Установите себе четкие цели и двигайтесь вперед для их достижения, не надеясь на мгновенные результаты.
- Ответственность. Признавайте свои ошибки.
- Организаторские способности. Гасите разногласия в коллективе, общайтесь с коллективом, узнавая о каждом сотруднике его цели в жизни, пристрастия, позиции, хобби и так далее.
left000Ну что, есть все эти качества у вас? Готовы ли вы их развивать? А что даст нам лидерство? Какие плюсы и минусы его?
Давайте вместе рассмотрим плюсы и минусы лидерства. 
Плюсы: 
Признание и уважение других людей, определенный статус в обществе, отсюда и более высокая самооценка, внимание к своей личности.  За высокой самооценкой следует, конечно, и профессиональный рост, и достойная зароботная плата, следовательно — прибыль.  Минусы: 
Неуважение и зависть других людей, более высокий уровень ответственности за свои решения и за других людей, критика и оценка действий, отсюда и страх потери своих позиций, одиночество.  Не следует забывать, что всегда будут находиться люди, которые не готовы принять Ваше лидерство (но мы, как лидеры, должны быть к этому готовы).
Психология
Сейчас мы узнаем, есть ли у вас лидерские задатки. Ведь многие люди даже не подозревают о своем потенциале! Пройдите тест, а затем поделитесь своими результатами: правдивы ли они, по-вашему, и насколько результаты соответствовали вашим ожиданиям.
Тест на лидерство
(по русским народным сказкам)
1. Вы родились трёхголовым Змеем Горынычем. Наверное, лучше:
а) Оказаться средней головой. Хоть какая-то индивидуальность!
б) Моя хата с краю, ничего не знаю… То есть быть левой или правой, безразлично. Главное, чтобы во время обеда не обделяли.
в) Правая голова — она всегда права! По определению.
left0002. По принуждению отца и ввиду собственной неловкости, вы выстрелили в сторону болота и нашли там себе в невесты царевну-лягушку. Что ж.
а) Всё в наших руках! И пластических хирургов.
б) Батюшке виднее. Он уже один раз женился. Если велит — возьму в жёны лягушку.
в) Любовь творит чудеса! Глядишь, и лягушка расцветёт, как цветочек аленький…
(Барышни могут смело игнорировать 2-й вопрос, а могут и поставить себя на место царевны-лягушки…)
left0003. Вас послали туда, — не знаю куда. И велели принести то, — не знаю что. Вы:
а) Нет, приказы, конечно, надо выполнять. Но цели должны быть чётко определены, а направление верно задано!
б) Начальству виднее. Раз послало — надо идти. По дороге разберёмся.
в) Может, стоит сменить работу?
4. Заимев, по случаю, перо Жар-птицы, Вы:
а) Продам подороже!
б) Буду использовать его в качестве осветительного прибора в избе.
 в) Вещь, конечно, красивая. Но непрактичная. Оставлю на память потомкам.   left000
 5. Встретив в дремучем лесу избу на курьих ножках, Вы:
 а) Смело скомандую: — Встать смирно! Равнение на середину!
 б) Лучше обойду сторонкой, от греха подальше…
 в) Набросаю эскиз столь оригинального архитектурного сооружения.
left000
6. Получив во временное пользование сапоги-скороходы, Вы:
а) Приберегу столь ценную вещь. Не стоптались бы.
б) Сдам их в царскую казну и получу премию!
в) Использую прекрасную возможность попутешествовать бесплатно в страны заморские!..
7. Имея богатый выбор транспортных средств, Вы:
а) Возьму ковёр-самолёт. Желательно персидский. И престижно, и быстро!
б) Печь-самоходная как-то надёжнее. И бока греет…
в) Сапоги-скороходы так похожи на обычные. Скромненько, и со вкусом.
Далее 8 вопрос — мужской, а 9 — женский.
left0008. Встретив на жизненном пути Василису Прекрасную, Вы:
а) Всерьёз задумаюсь о женитьбе. И о брачном контракте.
б) А Василиса Прекрасная вам, случайно, не сестра? Нет, говорите… Ну, извините.
в) Женюсь! А там — будь что будет… left000
9. Царь-батюшка настаивает на замужестве. И предлагает на выбор двух кандидатов: Ивана-царевича и витязя Руслана. Вздохнув украдкой, Вы:
а) Выберу царевича. И наследство, и генетика, и титул… Три в одном. Беспроигрышный вариант.
б) Один богат, другой красавец… Хоть разорвись!
в) Люб мне только Алёшенька, сын рыбака! С ним и сбегу из хором царских.
10. После долгих раздумий на распутьи, Вы:
а) Всё же поеду прямо. Опаздываю, как назло. Авось, прорвёмся.
б) Где-то в кармане копейка завалялась… Орёл, решка, само собой. И на ребро может стать. Ну-ка, судьба — улыбнись!
в) Поверну я, пожалуй, обратно. Можно ведь и другие пути найти.
11. Обнаружив, что ваша курица начала нестись золотыми яйцами, Вы:
а) Поставлю это дело на поток. Ювелирная птицеферма — наш размах!
б) Ну, теперь можно вообще не работать! Лежи на печи да щук фаршированных ешь!
в) Поцелую её в клювик.
12. Встретив на лесной тропинке улыбчивого колобка, Вы:
а) Возьму его на работу. Рекламировать что угодно. Должен справиться. А не справится — головой поплатится.
б) О, бесплатная закуска подкатила! Если догоню…
в) Поболтаю с ним о жизни, и каждый пойдёт своей дорогой. А кто и покатится.
left000Результаты теста
Если у Вас преобладают ответы:
(а), то —
Вы склонны к лидерству. Явные задатки лидера не дают просто плыть по течению жизни, а принуждают строить переправы, мосты, порты, свой флот, наконец… Быть расчётливым — не грех, но не всё можно правильно рассчитать. Иногда и о душе надо подумать. Она тоже ценная!
(б), то —
Вы хороший, добросовестный исполнитель. Вредной инициативы не проявляете, но и на износ работать не согласитесь. Личная выгода всегда выше — в чем бы она ни проявлялась. Вам трудно сорвать звезду с неба, да и мысли об этом не появляется. Оно и верно. Зачем тянуться, если можно подойти и взять. Практичность ещё никто не отменял!
(в), то —
Вы просто получили удовольствие от прохождения теста. Как творческая натура, находите много решений любых жизненных ситуаций. Всяческие условности Вас просто гнетут и отравляют жизнь. Скорее, ваше кредо:
— не быть первым, а то задние побьют,
— не быть последним, чтоб не остаться в дураках,
— не быть середнячком, чтобы не затеряться,
— а просто быть самим собой!
Согласны ли вы с результатами теста? Если нет, расскажите, почему?
Литература
Задание
Лидер — это не тот, кто “впереди на лихом коне”. Это тот, кто направит каждого в нужную сторону. И сумеет вовремя остановиться сам. (с) С. Лукьяненко
Как вы понимаете это высказывание русского писателя-фантаста С.Лукьяненка? Подискутируйте на данную тему.
Задание
Назовите героев-лидеров сказок или мультфильмов. Можно использовать примеры из классической и современной литературы, из старых и современных мультфильмов.

                            Винни Пух

                        Гарри Поттер

                             Вольт

            Маккуин по прозвищу «Молния»

                           РататуйЗадание
А теперь напишите рассказ на 1 страничку, в котором главный герой имел бы лидерские и организаторские качества. Наделите его всеми необходимыми качествами, но помните, что краткость – сестра таланта. 
История
Учитель читает стих в качестве эпиграфа:
У всех есть цель, у каждого своя. 
Дорога к ней есть жизни путь. 
Цель, как звезда, сверкая и горя, 
Не даст в дороге отдохнуть. 
Ее достигнешь — тут сомненья нет. 
И душу свет наполнит. 
Но вдалеке вдруг вспыхнет ярче свет. 
Кто ту мечту исполнит? 
За новой целью, новою мечтой 
Дорогу ты продолжишь. 
Мечты достигнешь — главное, не стой, 
Дороги нет  — проложишь.
Задание
Каждый должен выбрать 2 лидера (по его мнению) из определенной сферы (военная деятельность, архитектура, кино, живопись, спорт, медицина и т.д.) и рассказать немного о них. Лучше, чтобы один из них был представителем современных идеалов в определенной сфере и занимал активные позиции лидера, другой — уже  вошел в историю за определенные заслуги. Для подготовки к рассказу можете использовать Интернет. Найдите видео, в котором бы подтверждались лидерские качества выбранного вами героя.
Например:
Спорт, футбол — Диего Марадонна и Андрей Шевченко:
 
Спорт, бокс — Мухамед Али и братья Кличко:
 
Бизнес, предпринимательство — Генрих Форд и Ричард Бренсон:
 
Наука, космонавтика — Юрий Гагарин и Леонид Каденюк:
 
left000Задание
Как вы думаете, возможно ли стать лидером всего мира? Представьте, что вы президент страны, и посягаете на мировое лидерство. Какие действия вы бы предприняли? Как обратили бы на себя внимание других стран? Как бы вы доказали свое превосходство и возможность вести за собой?
Задание
Назовите вид спорта, который изображен на картинке. Расскажите немного об этом спорте.
Подумайте и скажите, почему лидерство в спорте играет такое важное место?
 
 
 
 
Учитель благодарит всех за участие, называет победителя и вручает ему медаль лидера.
А теперь иди и улучшай мир!