Проектная работа Сделаем книжку своими руками
«Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение»
«Детский сад общеразвивающего вида №29»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Сделаем книжку своими руками»
г.Майкоп,2015
Авторы разработчики: Матвеева Дарина Вячеславовна
Образовательная область: речевое развитие.
Вид проекта: творческий.
Актуальность темы: Залог хорошего воспитания каждого ребенка – активное участие в этом процессе, прежде всего, родителей.
По мнению специалистов, деятельность, общение педагогов и родителей должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольного образовательного учреждения, поэтому действия педагогов должны основываться на интересах и запросах семьи.
Именно по этой причине многие детские сады ориентированы на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. В современных социально-экономических условиях, родители вынуждены большую часть времени отдавать работе, чтобы обеспечить свою жизнедеятельность.
Следовательно, у родителей остается меньше времени для занятий с ребенком, организации его досуга. Кризисная ситуация в семье ведет к нарушению детско-родительских отношений. Как показывают современные исследования, у многих родителей появилась потребность в «хорошем ребенке». Авторитарность родителей приводит к тому, что ребенок начинает подчиняться настроениям взрослых в семье, отрицая свои настроения и переживания. А это, ведет к нарушению мироощущения ребенка и возникновению проблем личностного роста. Ребенок не понимает, любим ли он, положительно ли к нему относятся близкие и, как следствие этого, возникает нарушение половой идентификации, дефицит чувства собственного достоинства, чувство вины.
Все эти сложности в детско-родительских отношениях говорят о необходимости инновационной, целенаправленной, систематической и специально организованной работы с семьей в дошкольном образовательном учреждении.
Цель проекта: Развитие свободной творческой личности ребенка. Способствование сотворчеству детей и взрослых.
Задачи: - Учить детей отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описания природы, окружающей действительности; - Развивать познавательные способности, творческое воображение; творческое мышление;
- Развивать коммуникативные навыки. Планировать процесс изготовления книги, работать не мешая друг другу;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к книге.
Возраст участников проекта: 5 лет.
Продолжительность проекта: кратковременный.
Основные формы реализации проекта: занятия, работа с родителями, оснащение предметно-развивающей среды.
Предполагаемый результат:- поднять интерес к художественной литературе; понимание важности книги в жизни человека; получение положительного эмоционального отклика от общения с книгой; повышение самооценки детей, гордости за свой труд, развитие речи детей в процессе работы по изготовлению книги.
-повышение педагогической культуры родителей, формирование у них педагогических умений и навыков, рефлексивного отношения к себе как к воспитывающим взрослым;
-создание книги-самоделки ;-обобщение и распространение опыта совместного детско-родительского творчества в виде «Книжки-малышки» придуманных воспитанниками и родителями.
Продукт проектной деятельности: выставка.
Поэтапная работа над проектом
Этапы проекта Форма работы Задачи
Подготовительный
Этап
Консультация для родителей «Там на неведомых дорожках» Повысить интерес родителей к сотрудничеству. Поднять уровень информационной подготовленности родителей в вопросах воспитания детей.
НОД для детей «Книга-лучший друг» Учить выражать свои мысли словами; развивать нравственные чувства детей: стремление быть отзывчивыми, добрыми, доброжелательными; развивать логическое мышление, воспитывать бережное отношение к книгам.
Основной этап Мастер-класс для родителей «Умные книжки-умным малышкам» Актуализировать роль книги в жизни детей раннего возраста;
привлечь внимание и заинтересованность родителей к жизни детей
в детском саду.
Создание рукописной книги в совместной деятельности взрослого и ребенка. Развивать творческие способности детей.
Завершающий этап Оформление выставки «Книжка малышка».
Обобщение и распространение результатов совместного творчества детей и взрослых.
Беседа «Мои впечатления от участия в проекте» Предоставить детям и родителям возможность рассказать о своих впечатлениях, полученных в ходе проекта.
Консультация для родителей "Там на неведомых дорожках"
В наше время большое внимание уделяется интеллектуальному развитию детей. Родители очень рано начинают обучать малыша, принуждая его к интеллектуальным усилиям, к которым он часто не готов ни физически, ни морально. Но для полноценного психического развития дошкольника важнее всего питание его эмоциональной сферы, развитие чувств. Детская сказка – одно из самых доступных средств для развития эмоций ребенка.
«Маленькие детки – маленькие бедки», - гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребенка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев, раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребенку?
Сегодня есть множество методов, помогающих решить проблемы ребенка самыми приятными способами для него. И одним из них является сказка!
Сказкотерапия – пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Зная, как сказка влияет на жизнь человека можно очень многим помочь своему ребенку.
Исследования психологов показывают, что в любимых сказках в некотором смысле запрограммирована жизнь ребенка. Ведь через сказку легче всего объяснить ребенку первые и главные понятия нравственности. Что такое «хорошо» и что такое «плохо». Сказочные герои всегда либо хорошие, либо плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла. Таким образом, сказка прививает детям добро. Именно сказка, предлагает ребенку образы, которые ему очень интересны и жизненно важная информация усваивается сама по себе, незаметно.
Мало того, приобщаясь к сказке, малыш приобретает абсолютно новый для себя самого вид психологической активности- умения мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, а это умение – основа для любой творческой деятельности.
Понимая огромное влияние сказки, педагоги нашего детского сада используют ее для развития эмоциональной сферы дошкольника. Эта работа проводится в тесной взаимосвязи во всех видах деятельности.
Рисуя сюжет сказки «Красная шапочка»,дети понимают почему не стоит разговаривать с незнакомыми людьми. А «Колобок» - это история о малыше, который не слушался родителей и за это поплатился. Печальный пример семи козлят научит не открывать дверь кому попало. В сказке, как и в жизни есть место и обману и предательству, и жестокости. Но мудрая веселая учительница – сказка не запугивает ребенка своими историями до панического страха перед жизнью, а учит с этим неизбежным злом жить, избегать его и бороться с ним. Сказка испокон веков использовалась как средство положительного воздействия на эмоциональное состояние ребенка. Самый яркий пример этого воздействия – сказка перед сном. Ребенок слушает успокаивающий, убаюкивающий ритм слов. А сказочная история уводит в волшебный мир чудес и он засыпает.
Чтобы помочь ребенку справиться с проблемой можно и самим придумывать сказки. Для этого вовсе не надо быть Гансом Христианом Андерсеном. Подойдут простые незамысловатые истории из жизни зайчиков и белочек. История о застенчивом слоненке, медвежонке, котенке, который учится знакомиться с другими зверюшками лучше всяких родительских наставлений научит ребенка как следует находить себе друзей.
Совместное изготовление пособий с детьми для сочинения сказок- это еще один шаг в преодолении детских проблем. Волшебный клубочек на коврике поможет встретить на пути персонажей, которые превратятся в новую интересную сказку. А каждый лепесток цветика – семицветика поведет ребенка в мир волшебства, фантазии и воображения. Веерная кукла подарит смелость и уверенность застенчивому ребенку, а с агрессией поможет справится кукла из поролоновой губки.
На свете достаточно мудрых, добрых, прекрасных сказок, в мировой фонд могут войти и те, что придумаете Вы вместе с детьми. Ведь сказка поможет ребенку выбрать правильную дорогу, научиться преодолевать трудности, дружить, любить и жить в этом большом и сложном отнюдь не сказочном мире.
НОД в старшей группе «Книга — лучший друг».
Задачи: Учить выражать свои мысли словами; развивать нравственные чувства детей: стремление быть отзывчивыми, добрыми, доброжелательными; развивать логическое мышление, воспитывать бережное отношение к книгам.
Материалы и оборудование: дощечка, костюмы зверей; костюмы Красной Шапочки, Мойдодыра, Снегурочки, Золушки; плакаты, фонограмма «Полёт шмеля».Ход НОД:
Воспитатель: Дорогие, дети! Сегодня у нас с вами сбор клуба "Дружные пчелы". Давайте скажем наш девиз хором и громко.
Дети: "Оглянись скорей вокруг, нет ли дел для наших рук".
Воспитатель: Молодцы! Вижу, что к работе мои маленькие пчелки готовы.
Сегодня нам предстоит большая работа. Мы узнаем много нового, поиграем и совершим доброе дело.
Сценка. (Действующие лица: мишка, лисичка, лягушка, мышка.)
Выходит Мишка, вертит в руках дощечку, переворачивает, пытается прочитать. Следом выходит Лисичка:
Лисичка: Миша, здравствуй! Что ты делаешь?
Мишка: Читаю!
Л: Давай читать вместе!
Читают. Выходит Лягушка.
Лягушка: Здравствуйте! Что вы делаете?
Мишка и Лисичка: Читаем!
Лягушка: Давайте вместе читать будем!
Читают. Выходит Мышка.
Мышка: Здравствуйте! Чем вы занимаетесь?
Все: Читаем!
Мышка :И я с вами!
Читают все вместе.
Мишка: Что же здесь написано? Здесь, наверно, написано "мед"!
Лисичка: Здесь написано "курочка"!
Лягушка: Нет! Здесь написано "муха".
Мышка: Здесь написано "сыр".
Воспитатель: Не спорьте, зверята, давайте я вам помогу прочитать. Здесь написано "книга".
Все: Книга?
Воспитатель: Да, книга.
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней-
Будешь вчетверо умней.
Воспитатель: Сегодня, друзья мои, мы будем говорить о книге, об истории создания книги и бережном отношении с ней. Часто говорят: "Книги - наши друзья". Почему книгу считают другом?
(ответы детей)
Воспитатель: Книги как мудрые добрые друзья вводят нас в удивительный и прекрасный мир - рассказывают о земле и космосе, о жизни детей, знакомят нас с миром природы. С помощью книг мы можем совершить интересные путешествия, читая книги мы узнаем стихи, загадки, пословицы и поговорки.
Не зря говорит пословица: "Книга - источник знаний".
(Воспитатель показывает плакаты и рассказывает детям об истории возникновении книги.)
А было время, когда не было книг и наши предки рисовали рисунки на скалах. По ним мы можем узнать, как они жили, охотились. Позднее научились делать дощечки из глины, и писали уже на них. Вот перед вами такая библиотека из таких дощечек, которую перевозили из одного города в другой на верблюдах.Прошло время и люди придумали выделывать шкуру молодых телят и на ней писали, называли эти свитки пергаментом.
При раскопках нашли кусочек бересты, и на этом кусочке была написана записка одного крестьянина другому.
Египтяне спустя время догадались писать на папирусе. Папирус - это растения с большими листьями, их складывали под пресс, выдерживали и писали затем на них.
Китайцы пошли еще дальше, они придумали бумагу, долго хранив секрет в тайне.
Сейчас этот секрет изготовления известен всем, и на бумаге печатают замечательные книги. И жизнь без них мы не можем представить.
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг!
Чтобы делал человек,
Если б не было бы книг.
Если б все исчезло разом,
Что писалось для детей.
От волшебных добрых сказок,
Да веселых новостей.
Ты хотел развеять скуку,
На вопрос найти ответ.
Протянул за книгой руку,
А ее на полке нет!
Нет! Нельзя себе представить,
Чтоб такой момент возник.
И тебя могли оставить
Все герои детских книг.
Дети:
Любим мы, когда читают
Сказки и рассказы нам,
И стихи мы тоже любим.
Ведь мы с книгой очень дружим,
Уважаем книги все.
Воспитатель: Сегодня к нам в гости пришла книга- энциклопедия.
Книга - энциклопедия, какое сложное слово!(произнесем вместе)
В ней много интересного и нового.
Она расскажет обо всем на свете,
Будут умнее с нею дети!
Воспитатель: Вот она, наша гостья! Энциклопедии, ребята, могут рассказать и о земле, и о растениях, о животных, и о воде, о космосе, о звездах.
Представляете, энциклопедия есть даже про нас с вами, про пчел. Вот она. В ней написано то, что мы еще не знаем. Оказывается, что мы умеем танцевать и не просто так. Давайте заглянем в книгу и прочитаем.
Воспитатель открывает книгу и читает детям:
Пчелы способны передавать друг другу информацию, т. е. сведения. Делают они это, используя так называемые танцы пчел. Обнаружив новый богатый цветами участок, пчела возвращается в улей и начинает двигаться определенным образом - если источник пищи далеко, она совершает кругообразные движения, если близко - выписывает восьмерку фигуру в виде восьмерки.
Воспитатель: Давайте отдохнем немного. Встали все.
ФизминуткаПчелки в улье сидя и в окошечко глядят
Порезвиться захотели,
Полетели, полетели:
Сейчас под музыку полетайте, и попробуйте передать друг другу какую-нибудь информацию.
Звучит музыка "Полет шмеля", дети танцуют.
Воспитатель: Ребята, я тоже была маленькой и знаю, что больше всего на свете вы любите сказки. Любите сказки? У нас в гостях сегодня большая книга сказок. Вот она.
В мире много сказок - грустных и смешных.
И прожить на свете нам нельзя без них.
(воспитатель поет):
В сказке может все случиться,
Наша сказка впереди.
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем гостю: "Заходи!"
Воспитатель: К вам пришли герои любимых сказок. (Красная шапочка, Мойдодыр, Снегурочка, Золушка ). Давайте отгадаем, кто первый зайдет. (Выходит девочка читает стихотворение)
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
Вы подскажите, как звали ее?
Дети: Красная шапочка.
(Входит девочка в костюме Красной шапочки. Загадывает другую загадку.) Ты один не умывался
И грязнулею остался,
И сбежали от грязнули И чулки, и башмаки.
Дети: Мойдодыр.
(входит мальчик в костюме Мойдодыра и загадывает другую загадку.)
Красна - девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко,
Слезы льет бедняжка!
Дети: Снегурочка.
(входит девочка в костюме Снегурочки и загадывает свою загадку):
Я на балу никогда не бывала, чистила, мыла, варила и пряла.
Когда же случилось попасть мне на бал,
То голову принц от любви потерял,
А я башмачок потеряла тогда же.
Кто я такая?
Дети: Золушка.
(Появляется девочка в костюме Золушки) .Воспитатель: Молодцы! Всех героев назвали.
Книга Сказок предлагает вам поиграть. Вы любите играть?
Дети: Да!
Игра "Соберитесь в книжку"
Детям раздаются картинки с изображением персонажей из сказок. Необходимо собрать всех героев в "одну книжку" и сказать название сказки.
Воспитатель:
Увидеть вас в который раз
Явилась книг семья.
Быль, сказка, повесть и рассказ -
Все старые друзья.
Но не стареем мы, поверь,
Попробуй заглянуть,
Страницы наши разверни -
И с книгой в добрый путь!
Воспитатель: Зачем нужны книги?
(ответы детей)
Воспитатель: Чтобы книги стали настоящими нашими друзьями, надо с ними бережно обращаться. Кто скажет мне, чего нельзя делать с книгой.
(ответы детей)
В: Сегодня мы много нового узнали о книгах, поняли, что она лучший нам помощник и друг. Познакомились с энциклопедией, знаем, что с книгой надо бережно обращаться.
Конспект мастер- класса по работе с родителями ДОУ
«Умные книжки – умным малышкам»
Задачи: актуализировать роль книги в жизни детей раннего возраста;
привлечь внимание и заинтересованность родителей к жизни детей
в детском саду.
Материалы и оборудование: детские книги, плакаты, портреты детских поэтов и писателей, магнитофон, диски, альбомы, нитки, ручки, фломастеры, клей, карандаши, подносы.
Ход работы:
Приглашаются родители за «круглый стол».
Здравствуйте уважаемые родители! Спасибо Вам за то, что вы пришли на
нашу встречу. Тема наша звучит так: «Умные книжки – умным малышкам».
Сегодня мы поведем разговор о книге и ее ценности для каждого человека, о
значении совместного общения родителей и ребенка с книгой.
Не читая книг человек, не развивается, не учится думать, анализировать,
делать выводы. Чтение развивает речь человека, делает ее правильной,
четкой, понятной, образной, красивой. Оттого, какая книга первая попадает в
руки ребенку, зависит, станет ли он читателем. Для дошкольников книга
должна быть особенной, изданной на хорошей бумаге, яркой, красочной,
заманчивой . В библиотеке малыша должны быть маленькие книжки: восьмушки и четвертушки, но, выбирая такую книгу, следите, чтобы тексты были настоящими, высокохудожественными, иллюстрации – красочными, а изображения на них - крупными. Приобретайте книжки – элемарны. Привлекательными для ребенка являются также книжки – вырубки, книжки – панорамы и книжки-игрушки. Можно и нужно приобретать книги - стикерсы. Они предназначены для детей двух - четырех лет. Не старайтесь приобретать объемные тома, малышу трудно взять в руки такую книгу. Такие на первый взгляд "несерьезные", игровые книги делают большое дело: они готовят ребенка к восприятию более серьезной литературы, заставляют
жить ожиданием сказки, чуда, радости, которые откроются ему позже. В доме, где растет ребенок, должны быть не только книги, которые соответствуют возрасту малыша, но и книги «на вырост». Если вы хотите привить своему ребенку интерес к чтению необходимо, чтобы он видел, что в семье любят и уважают книги, бережно к ним относятся.
Рассказывайте малышу сказки, читайте наизусть детские стихи. Если малыш внимательно, с интересом слушает потешки, стихи и сказки, которые вы рассказываете ему наизусть, можно смело брать книжку с картинками. Предлагайте показывать ребенку, что происходит в стихотворении. Для того чтобы игру со стихами сделать более интересной, можно использовать маски. Запомните: читая ребенку, мы читаем себе, мы вместе с малышами проживаем и переживаем эмоции, какими бы они ни были, ищем способы пробуждения интереса.
Вопросы для обсуждения с родителями:
1. Какая любимая книжка у вашего ребенка?
2. Как часто вы читаете ребенку детские книжки
3. В какое время вы читаете?
4. Чем вы руководствуетесь при покупке книг своему ребенку?
5. Считаете ли вы что нужно с ребенком поговорить о прочитанной книге?
Памятка дляродителей:
· Читайте вслух с ребенком не менее 10-15 минут в день, читайте с
выражением.
· Хвалите ребенка за то, что он слушал внимательно.
· До или во время чтения книги поясняйте значения трудных или
непонятных слов.
· Поговорите о прочитанной книге.
· Дети должны видеть родителей читающими.
· В доме обязательно должна быть детская библиотека, которая периодически пополняется.
Литературный калейдоскоп.
I. Подберитенужное слово:
1. Сивка - … (Бурка);
2. Царевна -… (Лягушка);3. Доктор -… (Айболит);
4. Жар -… (Птица);
5. Золотой -… (Ключик, Петушок).
II. Добавьте словечко:
1. Книга – твой друг, без нее как без… (рук);
2. С книгой жить – век… (не тужить);
3. Будешь читать – будешь много… (знать)
III. Продолжите чтение текста:
1. У лукоморья дуб зеленый… (А.С. Пушкин)
2. Добрый доктор Айболит… (К.И. Чуковский)
3. Мы едем-едем-едем… (С.В. Михалков)
IV. Отгадайте из какой сказки эти предметы
1. невод, пряжа, золотая рыбка, корыто.
(«Сказка о рыбаке и рыбке»)
V. Отгадайте, чей портрет.
Выставляются портреты детских поэтов и писателей, нужно их узнать.
(А.Л.Барто, С.Я. Маршак, С.В. Михалков, К.И. Чуковский, А.С. Пушкин)
VI. «Смастерите своими руками книжку-малышку» используя картон,
нитки, тесьму, фломастеры, цветную бумагу, готовые картинки,
иллюстрации. Предлагаю подарить эту книжку-малышку своему ребенку.
В заключении:
Уважаемые родители, надеемся, что наша встреча была интересной,
содержательной, полезной, что уже с сегодняшнего дня ваше общение с
книгой станет традицией, а чтение с ребенком доставит вам только радость и
хорошее настроение.