Проект Пришкольный участок и экологическое воспитание


Иванова Татьяна Васильевна, заслуженный учитель РФ, taivan58@mail.ruПроект «Экологическое воспитание учащихся посредством пришкольного участка»
Пришкольный участок разбит в 1998 году (в год сдачи школы). В 1998 году был составлен проект дендрария краевым экологическим центром (автор Рейхерт Л.А.).
В 1999 году были посеяны газоны. Весной 2000 года осуществлены основные посадки. В 2000 году было посажено 32 вида деревьев и кустарников общей площадью 0,9 га.С первого года озеленения школы ежегодно разбиваются клумбы по всей территории участка, их общее количество – не менее 20 клумб. Клумбы помогают украсить территорию школы. В юбилейные годы их озеленение является тематическим (например, в 2015 году - 285 лет г. Барнаулу, 70 лет Победы в ВОВ, в 2016 – 55 лет первого полета Германа Титова).
На территории гимназии расположены альпийская горка, на ней произрастают очитки, бадан, можжевельник, горная сосна–стланец, луки, молодило, туя, хоста. Горка удачно вписывается в ландшафт участка. Привлекают внимание красивые рокарии (фантазийный тип), эти разноуровневые клумбы с яркими цветами украшают фасад здания. Находкой является использование для вертикального озеленения стены хозяйственного помещения с помощью девичьего винограда. Вертикальные клумбы перед входом в здание являются главным украшением здания. Яркими пятнами на асфальте смотрятся красивые вазоны. Клумбы выдержаны в европейском стиле озеленения, растения удачно сочетаются по высоте и цвету. Особой гордостью являются газоны, за ними осуществляется тщательный уход, каждые 10 дней их подстригают. Территорию гимназии украшает дендрарий. В нем произрастают 17 видов деревьев и 14 видов кустарников. Деревья всегда ухожены: имеются обработанные приствольные круги, производится обрезка сломанных и сухих веток, кустарники подстригаются. Огромная площадь участка осложняет уход за растениями и потому в летнее время все учащиеся 5-9 классов отрабатывают летнюю трудовую практику в течение 10 дней. Для этого составляется график работы и каждый день на участке работает не менее 30 человек. Ребята также ухаживают за прилегающей к школе территорией и закрепленными участками микрорайона.
Учащимися, участвовавшими в научно-практической конференции был создан экологический проект, который включал разделы: создание паспорта пришкольного участка, биоразнообразие пришкольного участка (описание и учет всех растений участка), создание современных элементов озеленения (были созданы проекты альпийской горки и рокариев), общественное мнение (ребята изучили мнение жителей микрорайона и учащихся о пришкольном участке, создали листовки, призывающие жителей бережно относиться к зеленым насаждениям участка, создали сайт проекта). Также в электронном варианте был создан путеводитель « Зеленый мир гимназии», где есть схема маршрута экскурсии по пришкольному участку, характеристики растений на каждой остановке маршрута и фотографии этих растений на нашем участке. Этот путеводитель помогает проводить экскурсии школьников по участку учителям младших классов, воспитывать экологическое сознание детей. Защищая свой экологический проект, ребята заняли призовые места на районных и краевых конкурсах, общероссийских конкурсах.
По отзывам учащихся, участок вызывает у них гордость за свою гимназию, они научаются элементарным навыкам сельскохозяйственного труда, получают экологическое и нравственное воспитание, многие только на пришкольном участке имеют возможность получать трудовые навыки по выращиванию растений.
Важную часть по экологическому воспитанию участок занимает и на уроках биологии. Здесь проводятся экскурсии, собирается материал для уроков ботаники.
Участок является достойным украшением гимназии и единственным зеленым уголком для большей части микрорайона. Потому участок является излюбленным местом отдыха мам с детьми. Для их удобства был создан уголок отдыха с малыми формами и тротуарной плиткой для колясок.