Из опыта работы Проект Пришкольный участок -как образовательный ресурс


Организация лесохозяйственной деятельности
в работе школьного лесничества
ГУ «Лесхозная основная школа»
Сандыктауского района
Акмолинской области
Обобщение опыта работы.
Учитель Исаева Л.В.
2017 г.
Это нашей истории строки….
История создания Сандыктауского лесхоза имеет глубокие корни – согласно данным архива лесоустроитель Лейков был направлен Омской Государственной инспекцией для изучения лесных ресурсов Акмолинской губернии еще в 1898 году. В 1905 год он назначен старшим лесничим, в том же году начато строительство жилого дома необычной архитектуры, который сегодня является конторой современного Лесхоза. Лейков был хорошим лесоводом. Он написал ряд книг о лесе. Занимался прививкой кедра на сосну. Жители поселка и сегодня проводят вас к так называемому барскому лесу, который превратился в полноценный хвойный лесок. Шло время, менялись приоритеты и руководители, но основной задачей лесоводов оставалась традиционная деятельность: воспроизводство и охрана леса. Не осталось без внимания и подрастающее поколение. Год рождения школьного лесничества – 1970. В первые годы его существования количество его членов составляло 60 учащихся. Юные лесоводы вносили посильный вклад в благородное дело своих отцов: изготовляли кормушки, убирали лес от валежника, заготовляли семена хвойных и лиственных пород; собирали гербарии и коллекции насекомых для кабинета биологии. В зимнее время занимались теоретической работой занимались в экологическом кружке. (слайд 1 -3)
Неоднократно занимали призовые места в областных соревнованиях, конкурсах республиканского значения.
С 1995 года при школе возобновил работу экологический кружок «Экопресс» продолживший славные традиции школы: посадка клумб, кустарников и деревьев, очистка берегов реки и леса от мусора, участие в акции Жасыл ел. (слайды 4,5, 6) На основании полученных результатов о проделанной работе - в рамках программы экологии ближайшего окружения, школьники подготовили проект «Благоустройство пришкольного участка» чисто практического направления. Вся работа школьников была систематизирована, а сам пришкольный участок стал использоваться как дополнительный образовательный ресурс для учителей предметников – биолога, географа, историка, учителя рисования и учителей начальных классов ведущих предмет «Познание мира» (слайд 7, 8, 9, 10, 11) . Удивительная красота родного края зовет в походы – так возникла идея совмещения приятного с полезным – создание проектов «Экологическая тропа» . Особым направлением работы на тропе всегда актуальным является уборка мусора, так возникла идея исследования воздействия ТБО на окружающую среду - в течении 2 – х сезонов, ученик Павел Кох, работая над проектом «Утилизация бытовых отходов» вел наблюдение за разложением в почве различного рода мусора - бумаги, картона, синтетических материалов - свои наблюдения систематизировал , сделал выводы и презентовал на выступлениях в школах района. (слайд 12). Практически одновременно ученики старшего звена заинтересовались лекарственными растениями нашей местности – так возник исследовательский проект «Зеленая аптека». В процессе работы был накоплен очень богатый материал о полезных свойствах растений и проект стал долгосрочным «Зеленая аптека – травы», «Зеленая аптека – кустарники», «Зеленая аптека – деревья». В процессе работы дети получили большое представление о важности сохранения экологического равновесия в природе, получили навыки сбора информации и его систематизации, научились публичным выступлениям. (слайд 13).
На протяжении всей деятельности экологического кружка преследовалась цель привить ребенку правильное, бережное понимание необходимости сбережения окружающего пространства.(слайды 14-16)
Деятельность учащихся вышла за пределы кружка - было принято решение о возобновлении работы и школьного лесничества. С таким предложением учащиеся школы обратились к руководству лесхоза.
Деятельность лесничества предложили отразить в четырех направлениях:
Природоохранная деятельность:
-охрана муравейников – 4;
-созданы 2 экологические тропы;
-проведен классный час «Огонь – злейший враг леса»;
-проведены занятия на экологической тропе – сентябрь, октябрь;
-проведена традиционная акция «Живи родник»
Лесохозяйственная деятельность.
За лесничеством закреплена площадь – 2 га расположенного рядом со школой дендропарка – на ней проводятся посильные лесохозяйственные работы:
-обход территории;
-очистка территории от сухостоя, валежника, бытового мусора (собрано и вывезено 1500кг);
-осуществлен сбор шишек хвойных культур 1,5 тонны (сосны);
-очищена от листвы и мусора прилегающая к школе территория.
Учебно-исследовательская деятельность.
-ежегодно проводятся экологические рейды;
-экологические десанты по восстановлению и улучшению окружающей среды: река Жабай, территория Кабаньего ключа;
-проектирование практической и социально значимой деятельности;
-оформили материал исследовательских работ в проекте «Зеленая аптека», защитили его на областном слете;
-продолжаем работу над проектом «Экологическая тропа»;
-начали работу над копилкой информационного банка данных – рефераты, сообщения, материал для теоретических занятий;
-на базе школы функционирует кружок экологии с основами лесоведения.
Эколого-просветительская деятельность.
-составлен график экскурсий в природу с 1 по 8 класс;
-разрабатывается цикл лекций по экологической тематике, скоординированный с работой ГУ «Сандыктауский УПЛХ»;
-изготовлен баннер «Школьное лесничество;
-приняли участие в областном слете школьных лесничеств.(17 – 24)
Деятельность школы ориентирована на перспективу.
Известное изречение утверждает, что одно из главных дел, которое должен совершить каждый достойный человек, – это посадить дерево. Когда Глава государства дал поручение создать вокруг молодой столицы Казахстана зеленый лесной пояс, мало кто верил, что на этих солончаковых почвах можно вырастить даже самое неприхотливое насаждение. но анализируя сегодняшнее состояние «зеленой зоны» стало понятно: лесной массив разрастается так же интенсивно, как и сама Астана.
Конечно, пока посаженные деревца в силу юного возраста не поражают своей величиной. Однако яркая зелень густых лиственниц обещает, что уже через несколько лет столицу будут окаймлять прекрасные лесные массивы, защищая город от песчаных бурь и снежных ураганов, снабжая его свежим воздухом, а также принимая в своих «объятиях» уставших от асфальтовых джунглей астанинцев.
Создать «зеленое кольцо» столицы получилось потому, что к экопроекту были привлечены лучшие научные силы страны. В результате призыв Главы государства – Астана, как и каждый город республики, должна быть окутана густыми лесами – нашел реальное воплощение. Президент напомнил, что общая площадь лесопосадок с 1997 по 2009 год составила 71 тыс. гектаров. Это огромная территория, равная трем-четырем сельским районам. Кроме того, по программе «Жасыл ел» молодежь Казахстана ежегодно высаживает 51 тыс. гектаров леса по всей стране.
- Поставлена задача, чтобы вокруг столицы был лес. Специалисты говорили мне: в силу климатических условий в этой голой степи ничего не будет расти. Привлекая ученых, районируя соответствующие деревья, нам удалось привить вокруг Астаны лесную зону, – сказал Нурсултан Абишевич.
Поистине «лесное кольцо» Астаны – это настоящая победа научной мысли и стремления руководства страны сделать наш экомир более богатым. Именно поэтому Президент лично следит за реализацией своей инициативы. Посаженные в зеленой полосе деревья становятся все выше, создавая условия для появления здесь представителей фауны – птиц, зайцев, лис. Скоро, как сказал Президент, сюда для разведения завезут фазанов и тетеревов. Зеленые коридоры будут создаваться не только вблизи магистралей, но и по берегам рек и пресных озер в местах массового отдыха населения.
– Лес станет «легкими» столицы, даст кислород, спасет от жары, ветров. Я хочу, чтобы все казахстанцы прониклись этой идеей, ведь лес – богатство на века, которым будут пользоваться и наши потомки. Каждого из нас, кто посадил в своем дворе хотя бы одно дерево, можно назвать созидателем. Давайте сделаем нашу страну чище и зеленее, – заключил Нурсултан Назарбаев.
Сегодня можно сказать о том, что мы уже высадили 30 тысяч гектаров нового леса. 10 тысяч гектаров здесь уже было. Так что вокруг Астаны уже шумит 40 тысяч гектаров леса. Плюс идет программа «Жасыл ел», где подключена молодежь. За счет этой программы ежегодно высаживается 30-35 тысяч гектаров леса по всей республике. Только за последние три года высажено 100 тысяч гектаров. Я думаю, не во многих странах ведется такое увеличение лесных массивов. Согласно нашему Лесному кодексу, если промышленной переработке подвергнется один гектар леса, компания, которая это сделала, должна высадить два гектара леса и оплачивать его десятилетний рост. За счет этого устойчиво идет рост лесных массивов в Казахстане. Это даст колоссальный эффект для экологии региона.
Размах проекта по созданию «зеленого пояса» вокруг Астаны можно по-настоящему оценить только с высоты птичьего полета. (слайд 25 - 28) Нурсултан Назарбаев отметил, что озеленение страны – долг всех казахстанцев, и если каждый гражданин нашей страны посадит хотя бы по одному саженцу, то это уже будет более пятнадцати миллионов деревьев. Сам Президент регулярно принимает участие в акциях «зеленых», тем самым показывая пример другим. Что касается столичного леса, то, в перспективе он разрастется как минимум до 150 тысяч гектаров. Программа максимум: чтобы широкая зеленая полоса протянулась от Астаны до Борового.
Поэтому, мне особенно приятно, что в этой широкомасштабной – воистину глобальной, в состоянии изменить климат страны акции принимали самое непосредственное участие родители учеников нашей школы, являясь самым позитивным примером для подражания..С питомника ГУ «Сандыктауское ЛХПП» на озеленение Астаны было отправлено более 170 тыс. саженцев сосны, лиственницы, березы, 240 тыс. саженцев клена. Готовится для реализации порядка 24 тыс. саженцев яблони. Даже при грубом расчете примерно 5-8 тыс саженцев на гектар - это порядка 80 гектаров леса . В пересчете же на жизненно необходимый кислород - примерно 120 кг с одного дерева, становится понятным, что нашим юным лесоводам есть чем гордиться. Изучив и проанализировав предстоящую работу у учащихся возникла идея нового проекта – «Наш вклад в зеленое кольцо Астаны» и мы вновь обратились к администрации лесхоза с просьбой выделить участок земли на питомнике. С гордостью можно сказать, что к нашей деятельности, администрация УПЛХ отнеслась с пониманием, проблема находится в стадии завершения – решаются юридические обоснования, а мы находимся в предвкушения полноценной работы и исследования на выделенном нам участке.
Состав лесничества постоянно обновляется – приходят новые ученики и новые идеи по продолжающемуся благоустройству прилегающей к школе территории. (Слайды 29 – 33)
Достижения наши не являются кулуарными – мы уже можем померяться силами, обменяться опытом с единомышленниками - слет лесничеств области 2010 г – укрепил нашу веру в правильности выбранного нами направления (Слайды 34 – 35) Нам удалось укрепить материальную базу школы цифровым фотоаппаратом за занятое 2 место.
В следующий этап деятельности - участие в республиканской акции «Расцвет села – расцвет Казахстана» мы вошли уверенной поступью.(Слайд 36) Занимались привычными делами, систематически рапортуя о проделанной работе, подкрепляя текст фотоотчетами. Сработали на славу – начальника департамента образования встречали достойными результатами, а члены школьного лесничества обрели опыт съемок для телеканала КТК.(слайд 37)
Результат превзошел все ожидания! Отсверкало яркими красками лето, пришла осенняя, школьная пора … В октябре, пасмурным днем были приглашены на подведение итогов в г.Кокшетау, дворец «Достык» распахнул свои двери …И, как это всегда бывает, «семена труда» дали очень приличный результат: 1 место в общекомандном зачете,(компьютер) 1 место лидеру школьного лесничества (ноутбук) и диплом 2 степени за волю к победе Так для нас завершилась республиканская акция «Расцвет села – расцвет Казахстана»
Развитие рыночной экономики, основным ресурсом которой становится высококвалифицированный и динамичный человек, требует нового качества образования. В этих условиях должны в корне обновиться образовательные ориентиры школы, которые очерчены в «Концепции 12-летнего среднего общего образования в Республике Казахстан». Переход на 12-летнее обучение в РК обусловлен необходимостью создания условий для индивидуализации и профилизации обучения. Цель организации предпрофильной подготовки в школе – создать условия для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ выпускниками. Мы ориентируем обучающихся в 8-9 классах на профессии лесовода, эколога.(слайд 38 - 39).Решая задачу профилизации, способствуем краеведческой, а значит патриотической работе.Концепция образования в школах Республики Казахстан ставит одну из основных задач: «Изучать родной край, как часть всемирной географии, заложить таким образом, объективную основу патриотизма и любви к родной местности и неразрывной связи с интернационализмом и широким взглядом на мир, чувство гордости к успехам родного края и сострадания к его проблемам».Хочется привести емкие слова нашего Президента страны Нурсултана Назарбаева: «Перед человечеством сегодня стоит три глобальных задачи: это — ЗАЩИТА МИРА, ЗАЩИТА ДУХОВНОСТИ И ЗАЩИТА ПРИРОДЫ. Все они главные условия нашего дальнейшего существования. Каждая из них не полна одна без другой. От этих трех начал зависит обеспечение грядущего и не только Казахстана, но и всего мира».
Мы с интересом смотрим в будущее, мы являемся частицей легендарного народа Казахстана, наш вклад в светлое будущее страны – посилен, радостен, весом. Мы перестали «спасать планету» - мы полюбили свою малую Родину, мы её украшаем, облагораживаем, содержим в порядке – и это значит гораздо больше, чем просто вздыхать о глобальных катаклизмах.
Работа продолжается, количество неравнодушных детей растет, а это означает что школа действует в правильно выбранном направлении. Дорогу осилит идущий, гласит народная мудрость.
Областной слет школьных лесничеств 2016 г.«Семена», посаженные в далеких 70-х продолжают прорастать