Проект на тему Пришкольный участок
МБОУ Цнинская СОШ № 1
Проект по теме:
«Пришкольный участок – витаминная грядка, как экологический уголок в п. Строитель»
Работу выполняли: Патрина Вика учащаяся 8 «а» класса,
Богданова Анна учащаяся 8 «а» класса,
Патрин Владимир учащийся 8 «а» класса
Руководитель проекта: Лосева Таисия Николаевна, учитель биологии,
заведующая пришкольным участком
п.Строитель 2013
2013 год Указом Президента Российской Федерации В.В.Путина объявлен Годом охраны окружающей среды.
Учащиеся нашей школы принимают участие в акции «Экология малой родины». За основу проекта была взята тема «Пришкольный участок – витаминная грядка, как экологический уголок в п. Строитель».
Цель работы: исследовать пришкольный участок как витаминную грядку, разработать перспективы его использования, как экологический уголок в п. Строитель.
Гипотеза: если подходить к делу творчески и с умом, то пришкольный участок можно превратить в витаминную грядку, как экологический уголок в п. Строитель.
Задачи:
Изучить имеющийся материал по пришкольному участку.
Изучить ресурсы Интернета и литературные источники по данной теме.
Найти информацию о витаминах, содержащихся в овощах, и экологии в п. Строитель.
Разработать методику проведения опытов на пришкольном участке.
Дать рекомендации для повышения урожайности овощных культур с целью использования их в школьной столовой.
Экологически просвещать и воспитывать подрастающее поколение.
Экосистема – это «биологический завод», на котором производится биомасса. У нас на пришкольном участке выращиваются и однолетние, и многолетние, и плодово-ягодные растения.
Выделяются отделы:
Цветники
Коллекционный отдел
Многолетние растения, экологический отдел (мята, хризантемы, спаржа, мелисса, шиповник, акация, розы, очиток и другие)Отдел овощных растений
Отдел полевых культур
Отдел полевых культур
Отдел начальных классов
Сад
В каждом отделе посажены различные виды растений. С некоторыми овощными культурами были проведены опыты и проделана работа по наличию в них витаминов.
Витамины содержатся и в продуктах животного и растительного происхождения. Они необходимы для нормального обмена веществ и жизнедеятельности человека. Витамины не только предупреждают, но и лечат заболевания. Поэтому перед учащимися была поставлена задача, вырастить доброкачественные овощи, найти и выявить наличие витаминов в них и использовать эти овощи и фрукты для питания в школьной столовой.
«Для всякого начала нужно малое семя.
Учить можно и в очень малом деле.
Творить можно и в тесном углу.
Охранять можно и в самом скромном доспехе».
Н.Рерих
1. «Влияние прореживания на урожайность моркови».
Сорт моркови – «Лосиноостровская».
Биологические особенности моркови.
Морковь – травянистое растение из семейства зонтичных. Растение двухлетнее и относится к группе корнеплодов. Морковь – холодостойкое растение, переносит заморозки до -3 градусов. Семена начинают прорастать при 3-4 градусах тепла. Прорастают семена медленно, так как покрыты специфической оболочкой. Морковь – культура относительно засухоустойчивая. Наибольшая потребность к влаге в период прорастания и роста листьев. Растение светолюбивое. Для моркови нужны хорошо обработанные плодородные почвы.
Схема опыта
Делянки:
1 вариант – контроль без прореживания
2 вариант – однократное прореживание на расстоянии 1-1,5 см
3 вариант – двукратное прореживание на расстоянии 2-3 см.
Было собрано 18 кг моркови
Было собрано 12 кг моркови
Было собрано 8 кг моркови
1 23
Площадь делянки 10 кв. метров
Морковь была реализована в школьную столовую. В моркови содержится провитамин А (каротин), оранжево-красного цвета. Минимальная доза витамина А для детей и взрослых – 1 мг в сутки, а каротина – 2 мг.
Морковь очень богата каротином. В 100 граммах сырой моркови содержится около 9 миллиграммов каротина, а это в 8 раз больше, чем в помидорах. В моркови средней величины содержится 2-3-суточный запас каротина. Немало в этом овоще минеральных веществ: солей калия, натрия, кальция, фосфора, магния, йода и железа, которые необходимы для построения костей и других тканей организма. Белки занимают незначительную часть общего состава моркови. А углеводов в ней много: около 7%, причем преобладает глюкоза.
Наружная часть моркови наиболее богата полезными веществами.
В луке, чесноке и моркови больше всего фитонцидов. Достаточно пожевать немного лука, чеснока или моркови, как количество микробов во рту резко уменьшится.
План работы:
№ Мероприятия
1 Подготовка почвы.
На делянку в 10 кв. м. равномерно внести удобрения: 200 г. сульфата, 200 г. калийной соли. Перекопать на глубину 20-25 см., тщательно разбивая комки. Забороновать и хорошо выровнять поверхность.
2 Посев моркови.
Сеять как можно раньше весной рядовым способом.
Расстояние между рядами 20 см, глубина заделки семян 1,5-2 см.
На 10 кв. см расходуется 3 г. семян. Поверхность почвы после посева семян уплотнить и мульчировать.
3 Уход.
При появлении всходов посева нужно поливать при сухой погоде.
Производить рыхление при образовании корки и после полива.
Полоть так как всходы очень слабые и легко заглушаются сорняками.
На опытных делянках проводить прореживание. Во 2 и 3 вариантах проводят первое прореживание, когда всходы 1-2 настоящих листа. Растения моркови оставить на расстоянии 1-1,5 см.
В 3 варианте через 15-20 дней после первого провести второе прореживание, оставляя между растениями 2-3 см. После каждого прореживания при сухой погоде поливать посевы.
4 Уборка.
Убирать морковь до наступления устойчивых заморозков во второй половине сентября. Выкапывать морковь садовыми вилами. Листья обрезать на уровне головки корнеплода и сортировать.
Вывод: урожайность моркови на опытных делянках выше при однократном и двукратном прореживании, чем на контрольной делянке.
2. «Сортоизучение картофеля»
Цель опыта – выявить наиболее перспективный сорт. При оценке основное внимание уделяется урожайности и качеству сорта. Кроме этого важно знать его скороспелость, устойчивость к болезням.
1-й вариант: сорт Нида (контроль);
2-й вариант: сорт Невский;
3-й вариант: сорт Искра.
В опыте ведутся наблюдения. Данные заносятся в таблицы.
Таблица 1
Рост и развитие сортов картофеля
№ п/пПоказатели Нида Невский Искра
1 Дата посадки 28 апреля 4 мая 9 мая
2 Появление всходов начало июня 15 июня 20 июня
3 Массовые всходы июнь начало июля 5 июля
4 Бутонизация в зависимости от погоды
5 Цветение июнь июнь июнь
6 Начало клубнеобразования начало июля середина июля конец июля
7 Смыкание ботвы июль июль июль
8 Начало усыхания ботвы 20 августа 22 августа 30 августа
9 Полное усыхание ботвы 30 августа 2 сентября 10 сентября
Таблица 2
Поражение ботвы и клубней фитофторозом
№ п/пПоказатели Нида Невский Искра
1 Число пораженных растений 10 14 16
2 Процент пораженных растений 10 % 14 % 16 %
3 Степень поражения листьев 1 % 3 % 5 %
4 Процент поражения клубней 3 % 6 % 9 %
Итоговая таблица
Характеристика сортового картофеля по итогам опыта
№ п/пПоказатели Нида Невский Искра
1 Длительность полевой вегетации (в днях) 40 70-75 90-110
2 Вес клубней на 1 куст 300 г 200 г 100 г
3 Количество клубней на 1 куст 4 3 5-6
4 Поражаемость фитофторозом 1 % 8 % 12 %
5 Вкусовые качества +++ ++ +
Вывод: сорт «Нида» - ранний сорт, у которого клубни поспевают через 40 дней после появления всходов, обладает хорошими вкусовыми качествами. Сорт «Искра» - поздний сорт, который рекомендуется для выращивания в нашей местности, хорошо хранится в зиму, и обладает также хорошими вкусовыми качествами.
Не каждый знает, какие витамины содержатся в картофеле, поэтому мы хотим познакомить вас с этой информацией.
Картофель – источник витамина «С». Количество этого витамина изменяется в зависимости от ряда условий. Ранние сорта и молодые клубни содержат витамина больше.
В картофеле есть и другие известные витамины – В2, В6, РР, но в небольших количествах. Он является важнейшим источником минеральных веществ в питании человека. Около 70 % всех минеральных веществ приходится на соли калия, которые способствуют выведению воды и поваренной соли из организма и тем самым регулирует обменные процессы.
В клубнях картофеля имеется железо, фосфор, йод, натрий, магний, кальций, марганец, медь, цинк, никель, кобальт, бор и другие. Они содержат около 25 % так называемых сухих веществ, в состав которых входят: углеводы – 20 %, белки – 2 %, жиры – 0,15 %, органические кислоты и другие соединения.
Питательность картофелю придают углеводы в виде крахмала. Расщепляясь в кишечнике, крахмал превращается в глюкозу, которая в свою очередь всасывается в кровь и разносится ею по всему организму.
Белки картофеля – самые полноценные из всех растительных белков.
После уборки урожая клубни картофеля были реализованы в школьную столовую для приготовления обедов.
Картофель называют в народе «вторым хлебом», из всей информации ясно, что он является незаменимым продуктом.
Растения представляют собой сложнейшую естественную лабораторию, оригинально воспетую Владимиром Солоухиным в стихотворении «В узел связаны нити»:
Вы проходите мимо цветка?
Наклонитесь,
Поглядите на чудо,
Которое видеть вы раньше нигде не могли.
Он умеет такое, что никто на Земле не умеет.
Например… - он берет крупинку мягкой черной земли,
Затем он берет дождя дождинку,
И воздуха голубой лоскуток,
И лучик, солнышком пролитый,
Все смешает потом (но где?!Где пробирок и колб и спиртовок ряды?!)И вот из одной и той же черного цвета земли
Он то красный, то синий,
То сиреневый, то золотой!
На нашем пришкольном участке создана искусственная микроэкосистема.
Цель: формировать у учащихся навыки экологического мышления, поведения и использования полученных знаний в практической деятельности, эстетического воспитания.
В цветочно-декоративном отделе и экологическом отделе были высажены однолетние и многолетние растения.
Кустарники
Цветы
георгины нарциссы пионы астры шиповник роза сирень
ирисы бородатые тюльпаны календула гиацинты жасмин калина
lefttop
ГеоргинаИрис бородатыйНарциссы
lefttop ТюльпаныПионы Календула
Астры Гиацинты
Главная задача, стоявшая перед учащимися – правильный уход:
1) это полив, подкормка, прополка, обрезка кустарников, рыхление почвы;
2) на протяжении всего лета и осенью работали звеньями, вели Дневники наблюдений. Растения на пришкольном участке обогащали окружающий воздух кислородом, придавали красоту пришкольному участку, плоды шиповника, калины были собраны, просушены и сданы в местную аптеку (4 кг и 6 кг соответственно) и являлись кормом.
Многообразие цветов, кустарников улучшает экологическое положение в п. Строитель.
Результаты.
1. Участвовали в ТОГОУ «Центр творческого развития, экологии и туризма» в областной выставке «Юннат 2012 г». Дипломами были награждены Патрина Вика, Вознюк Ярослав, Богданова Анна (8 классы), Сурков Илья (6 «а» класс).
2. В областном конкурсе «Природа глазами детей 2012г» дипломами были награждены учащиеся 8 классов: Попова Оксана, Бетина Евгения, Анохина Алина, Патрин Владимир, Крюкова Ангелина.
3. Принимали участие в областном детском экологическом форуме «Природа – бесценный дар, один на всех». Дипломами были награждены Иванюк Оксана 8 «в», Милосердова Рита 8 «а», Петров Артем 6 «б».
4. Учебно-опытный участок как основной источник для выращивания и заготовки наглядного материала, без которого невозможно вести уроки биологии, уроки растения, проводить общешкольные и областные мероприятия, использовать пришкольный участок как витаминную грядку, как экологический уголок в п. Строитель.
5. Постоянное общение детей с природой на пришкольном участке открывает перед учителем и учащимися благодатные возможности для развития их эстетических вкусов, формирования любви и бережного отношения к природе.
Результаты:
Мы изучили имеющийся материал по пришкольному участку, узнали, какие культуры на нем выращиваются, какие работы проводятся. Проанализировав данные, внесли свои предложения для более рационального использования участка. Провели исследование по обнаружению в овощах нитратов.
Также изучили ресурсы Интернета, литературные источники по данной теме и разработали опыты для повышения урожайности овощных культур, расширения экологического отдела на пришкольном участке, за счет увеличения площади экологического отдела и разнообразия видового состава растений.
Вывод:
В ходе проведенной работы наша гипотеза о том, что если подходить к делу творчески и с умом, то пришкольный участок можно превратить в «витаминную грядку», как экологический уголок в п. Строитель подтвердилась, а также необходимо принимать активное участие в совместном проекте «Экология малой родины», направленный на повышение экологической грамотности подрастающего поколения и гражданской сознательности жителей п. Строитель и нашей области.
Информационные источники:
1. Интернет.
2. «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» 2006.
3. «Настольная энциклопедия» Н.М.Волчек «Современный литератор», 2000.
4. «Трудовое обучение. С/х работы. 5-7» Д.И.Трайтак «Просвещение», 1989.
5. «Экология в школе. Мониторинг природной среды» Методическое пособие. Попова Т.А. М: ТЦ Сфера, 2005.
6. «Сад и огород» Н.Г. Новосад. Издательство У-Фактория, 2008.
7. «Сад, огород, усадьба» Энциклопедия. Издательство Москва «Молодая гвардия», 2009.