Урок литературы в 6 классе Славянская мифология и литература
Тема: Славянская мифология и литература
Цель:
-ознакомятся с источниками славянской мифологии, с пантеоном богов славян
-развитие логического и творческого мышления
Ход урока
1. Организационный момент. Постановка цели. - Правила работы по карте. - Актуализация субъектного опыта учащихся. - Введение в тему урока. - Раскрытие ключевых слов на доске по теме. - Работа по МПМ (матрица посадочных мест). 2. Организация восприятия - Развитие внимания и памяти. (на доске написаны 15 слов (НПС нижний порог сложности) -Славяне, язычество, археолог, храм, христианство, пантеон, культ, берегиня, дед, баба, дух,предки, идол, бог, праздник.(3 минуты на запоминание)3. Запись по памяти - Запись по памяти ключевых слов. - Ввести в МПМ первые отметки (14 15 слов = отметка «+») 4. Организация осмысления - Работа с текстом статьи учебника"Славянская мифология и литература" на основе ключевых слов (время работы 3 минуты на лист учебника)
5. Перекрестный опрос (первичная проверка понимания) вопросы репродуктивного типа
1)Что сыграло роль, что славянская мифология не стала обектом литературной обработки?(отсутствие письменности)
2)Кем были описаны языческие храмы славян?
3 )Назовите источники изучения славянской мифологии.
4)Кто учредил богов , записанных в русских летописях?
5) Перечислите этих богов.
6)Каких богов добавила этнография в 17 веке?
7)Назовите самого древнейшего славянского бога.
8)Бог грозы и молнии?
9)Какому богу была оказана особая честь?
10)Назовите близких по функции богов?
11) Какие боги противопоставлялись богам солнца, жизни и любви?
12)Какие из женщин богинь упоминаются чаще всего?
13)Какой бог побуждает людей к брачным союзам?
14)Как называли добрых духов?
15)Как называли злых духов?
16)Кто из духов получил собственные имена?
17)Прародительница, положительное божество?
18)Какие языческие праздники сохранились?
6. Анализ и рефлексия перекрестного опроса - Оценить уровень усвоения, если нет нормы провести обсуждение и дополнительный опрос учеников, не усвоивших тему. - Внести данные в МПМ вторая отметка.
7. Критический опрос (первичное закрепление)- вопросы проблемного типа
1)Летние святки слились с рождественскими праздниками?(с Троицей)
2)В славянской мифологии мертвец, нападающий на людей, это упырь?(да)
3)У славян сохранилось очень много славянских храмов?
4) Жилища богов назывались домом?(святилищами)
5)Бог подземного царства Перун? (Чернобог)
Составление"хитрых" вопросов учащимися
- указать ячейку, задать вопрос 3 сек. на ответ. (если есть ответ - отметка «+») - Внести данные в МПМ. 8. Анализ и рефлексия критического опроса - Оценить уровень усвоения, если нет нормы провести обсуждение и дополнительный опрос учеников, не усвоивших тему. - Внести данные в МПМ третья отметка. 9. Тематический словарный запас - Письменный рассказ по теме урока (время 5 минут, норма для учащихся 6 класса от 53 слов и выше) - Внести данные в МПМ четвертая отметка. 10. Анализ урока - Обобщение темы, заключительные выводы, подведение итогов. - Оценивание учащихся. (4 “+”- оценка 5 (отлично), 3 “+”- оценка 4 (хорошо), 2 “+”- оценка 3 (удовлетв), 1 “+”- оценка 2 (неудовл))
15