«СПЕШИТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО!» (ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА«ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»)
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
«Сущность социально-педагогической деятельности в дополнительном образовании»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ
(5 КЛАСС)
ТЕМА: «СПЕШИТЕ ТВОРИТЬ ДОБРО!»
(ПО РАССКАЗУ А.И.КУПРИНА«ЧУДЕСНЫЙ ДОКТОР»)
Выполнила:
Трегубова Людмила Васильевна
Форма проведения: урок – размышление.
Цели урока:
Развитие навыков осмысленного чтения из прочитанного; самостоятельная оценка поступков героев; определение и понимание авторской позиции;
Формирование системы духовно-нравственных ценностей пятиклассников, расширение социального опыта;
Развитие эмоциональной сферы обучающихся.
Методическая цель: проектирование урока с учетом требований ФГОС.
Средства реализации методической цели: совместное целеполагание; приемы работы с текстовой информацией: определение ключевых слов, основных эпизодов рассказа, интерпретация содержания прочитанного текста.
Формируемые УУД
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение высказывания, аргументирование.
Регулятивные УУД: контроль деятельности на занятии.
Личностные УУД: соотношение поступков и событий с принятыми в обществе этическими и моральными принципами и нормами.
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать, изложение и аргументация собственной точки зрения.
Оборудование урока: портрет писателя, слайд для показа, выставка детских рисунков по произведению.
Предварительная подготовка к уроку:
Прочитать рассказ А.И. Куприна «Чудесный доктор».
Нарисовать иллюстрации к рассказу, подготовить их защиту.
Выделить главные эпизода рассказа, озаглавить их.
Подготовить художественный пересказ эпизода «В подземелье у Мерцаловых»
Ход занятия
Мотивационно-установочный этап.
Вступительное слово учителя
Добро людей не выбирает,
Оно, как солнышко, сияет
И дарит всем тепло и свет.
Границ у мощи солнца нет.
Как солнца луч, добро твори,
Его тепло боготвори.
И на своем земном пути,
Не выбирая, всем свети.
Сегодня, ребята к нам в гости пришел замечательный писатель 20 века Александр Иванович Куприн. И, как известно, в гости приходят не с пустыми руками. Вот и принес Александр Иванович в дар нам свое произведение «Чудесный доктор». Его можно назвать ярким маяком на пути, который ведет человека к совершению добрых дел.
Объявление темы занятия.
Коллективное определение целей занятия.
Ребята, попытайтесь самостоятельно сформировать цели занятия. (Разобраться в содержании рассказа, оценить поступки героев, высказывать и аргументировать свою точку зрения).
Организационно-деятельностный этап.
Беседа по содержанию рассказа (произведение было прочитано на предыдущем занятии).
- Почему, на ваш взгляд, рассказ называется «Чудесный доктор»?
- Постарайтесь объяснить значение слова «чудесный» в контексте рассказа.
-Подберите синонимы к указанному слову.
-Когда происходят события в рассказе (время года)?
-С чем ассоциируются эти праздники у вас?
-Как автор погружает читателей в атмосферу праздничного вечера? Найдите и зачитайте эпизоды из текста.
-Какие эпизоды рассказа, на ваш взгляд, являются ключевыми?
-А сейчас давайте «окунемся» в атмосферу, где жили Мерцаловы. (Художественный пересказ эпизода «В подземелье Мерцаловых»).
-Какие слова «говорящие» детали писатель обращает наше внимание?
(Закоптелые, плачущие от сырости стены; постоянный запах нищеты; летнее пальто и войлочная шляпа Мерцалова, переделанное из старого ватного халата пальто Гриши; крик грудного ребенка; недетские страдания).
-Как случилось, что семья оказалась в крайне тяжелом положении?
(«В этот ужасный роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на Мерцалова «его семью.»).
-Скажите, важна ли подобная ситуация в наше время?
-«выйдя на улицу, он пошел бесцельно вперед…Он уже хотел…исполнить свое страшное намерение».
Почему глава семейства готов на отчаянный шаг?
-Что его остановило?
(Появление старика).
-Как вы считаете, это появление случайно?
-Почему Мерцалов изливает душу незнакомцу?
-Как разворачиваются события после исповеди Мерцалова?
(Не мешкая, старик начинает действовать: «Минут через десять Мерцалов и доктор входили в подвал»).
-И вот свершилось чудо! Чудо случайной встречи, а, может быть, неслучайной. Или это не чудо, а обыкновенное состояние человека, умеющего сочувствовать, помогать?
-Как и что меняется в доме Мерцаловых после встречи с доктором? («С тех пор словно благодатный ангел снизошел в нашу семью»)
-Почему же «чудесный» доктор отказывается назвать свое имя?
Фамилия «чудесного доктора» - Пирогов Николай Иванович. Это знаменитый врач –хирург, профессор медицины (1810-1881 г. г.).
Контрольно-завершающий этап.
-Как вы объясните значение слова «милосердие»?
-Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч, кто поймает его, будет читать пословицу и объяснить ее смысл.
За доброго человека сто рук.
Худо тому, кто добра не творит никому.
Доброе дело питает и душу, и тело.
Делай другим добро, будешь сам без обиды.
Доброе слово лечит, злое–калечит.
Кто любит добрые дела, тому жизнь мила.
-А сейчас обратите внимание на слайд.
Правила доброты.
Помогай слабым, больным, маленьким, попавшим в беду.
Научить прощать.
Не жадничай.
Не завидуй.
Сочувствуй.
Не смейся над недостатками других.
Не лги.
Научись признавать собственные ошибки.
-Я предлагаю вам ответить на вопросы теста.
Тест «Добрый ли ты человек?»
Вопросы:
1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям и родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе неинтересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграешь?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности?
12.Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
Подсчет очков.
Одно очко за «да» на вопросы: 1, 3, 4, 7, 11.
Одно очко за «нет» на вопросы: 2, 5, 6, 8, 9, 10, 12.
Результаты.
Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять своей добротой.
От 4 до 8 очков. Твоя доброта – вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.
Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.
Добрым быть совсем, не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета.
Доброта – не пряник, не конфета.
Только надо, добрым быть,
И в беде друг друга не забыть.
И Земля завертится быстрей,
Если станем мы с тобой добрей.
Добрым быть совсем, не просто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет,
Если доброта, как солнце, светит,
Радуются взрослые и дети.
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может, не слова – дела важны?
Дела – делами, а слова – словами
Вот наша встреча подошла к концу. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем пути встречаются люди, чьи сердца полны любви, добра, милосердия. Этими чувствами они обязательно поделятся с вами. Помните, что совершать добрые дела может тот человек, что не остается равнодушен к чужой боли. Не дайте замерзнуть вашим сердцам!
Спешите стать терпимей и добрей
И отдавать спешите научиться,
Чтобы потом у запертых дверей,
Когда окончен пир, не очутиться,