Урок литературы по рассказу А.И.Куприна Гранатовый браслет(11 класс)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №22»
Урок литературы в 11 классе по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Разработчик: учитель русского языка и литературы Ильиных Ирина Васильевна.
Череповец, 2017
Цель урока: Показать мастерство писателя в изображении мира человеческих чувств, раскрыть идею и художественные особенности, роль детали в повести, развивать умение анализировать текст художественного произведения.
Задачи: -Расширить и углубить представления учащихся о произведениях А.И.Куприна – мастера художественного слова;
- Вызвать чувство восхищения чистой, возвышенной любовью;
- Помочь соизмерить прочитанное с миром собственной души, задуматься о себе.
- Воспитать уважительное отношение к чувствам другого человека
Оборудование: рассказ «Гранатовый браслет» Куприна, аудиозапись «Лунной сонаты» Бетховена, стихи о любви.  
Методические приемы: аналитическая беседа; комментированное чтение, просмотр эпизодов из видеофильмов + обсуждение.
Применение элементов учебного диалога , формирование ситуации для дискуссии.
Вступительное слово учителя.
Русский писатель К.Г.Паустовский однажды сказал: «Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это-тема любви».
Сегодня мы с вами прикоснёмся к великой тайне любви. Но открыть её полностью для себя, понять её до конца мы всё равно не сможем. Давайте посмотрим, какую трактовку любви предлагает писатель А.И.Куприн.
Проверка д/з.
- С какими произведениями писателя вы знакомились дома? В них звучит одна тема-тема лю бви. Какая это любовь? Поразмышляйте. (учащиеся дают развёрнутые ответы – размышления о повести «Олеся», рассказах «Суламифь», «Гранатовый браслет». Приходим к выводу, что во всех этих произведениях любовь -красивая, сильная, но трагическая)
3. Сообщение подготовленного учащегося об истории создания рассказа «Гранатовый браслет».
В основу рассказа был положен реальный случай. В жену одного из российских губернаторов был безнадёжно влюблён телеграфный чиновник Желтков, который однажды послал подарок любимой женщине – простенькую позолоченную цепочку с кулоном в виде пасхального яйца . По словам её сына, это был «курьёзный случай, скорее всего , анекдотического характера» Однако под пером Куприна он превратился в трагическую историю любви, а позолоченная цепочка- в гранатовый браслет.
Какую проблематику продолжает развивать автор в этом рассказе? (противопоставление пошлости мира и бескорыстного и искреннего чувства любви, способной на самопожертвование)
-Чтение и анализ 1-ой главы повести. Повествование начинается с описание пейзажа. Какой это пейзаж? В чём его особенности?
В музыке есть такое понятие как увертюра (увертюра-). Можно ли данную главу назвать своеобразной увертюрой к произведению? Почему? Аргументируйте. Да и сам рассказ звучит как музыкальное произведение. Какая музыка приходит на ум, когда его читаем?(ответы учащихся: разная, то спокойная, минорная, то приподнято-тревожная, то грустная, печальная)
- Дайте характеристику гостей на именинах княгини Веры. Какие подарки они ей дарят? Как это их характеризует?
-Зачитываем описание гранатового браслета. Что символизирую гранаты? Как отнеслись к этому подарку гости? Княгиня Вера? (Княгиня Вера, у которой прежняя страстная любовь к мужу перешла в чувство верной, истинной дружбы…Она была строго проста, со всеми холодна и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна» Это спокойствие и убивает Желтков)
-Подготовленный учащийся рассказывает о личности и судьбе Желткова.(историю его любви к кН. Вере)
4. Учащиеся разыгрывают сценку «В гостях у чиновника Желткова» (тот момент, когда брат и муж Веры Николаевны приходят с ним объясниться)
Вопросы к учащимся на осмысление:
А) Как ведут себя участники эпизода? Охарактеризуйте поведение каждого, выскажите свою точку зрения.
Б) Кто, на ваш взгляд, более достоин уважения? Почему?
В) Опорными словами данной сцены должны стать слова чиновника Желткова: «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас»,- так герой признаётся в любви Вере Николаевне) 5. Исследовательская работа с текстом: учащиеся выписывают наиболее частотно употребляемые в письмах слова: Вы, Вам, Вас…
- О чём они свидетельствуют? Как относился герой к княгине Вере? (благоговейно, с уважением, его любовь- бескорыстна и чиста, ничего не требует взамен)не
- Почему так трагичен финал повести? Чего не смогло перенести сердце молодого человека? (в своей мечте о любви герой находит спасение от циничности и пошлости реального мира (вспомним, как надоел муж Анне, сестре Веры Николаевны, пошленькие рассказы с иллюстрациями от князя Шеина….) 6. Подготовленные учащиеся повествуют о 2-ух историях любви, рассказанных генералом Аносовым.
- Что сближает эти истории и в чём различие?
- В каких словах генерала заключается основной смысл рассказов? (запись в тетрадь: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!
Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться.» и «Да-а, - протянул генерал наконец. - Может быть, это просто
ненормальный малый, маниак, а - почем знать? - может быть, твой жизненный
путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и
на которую больше не способны мужчины»).

7. Анализ эпизода «Кн. Вера прощается с Желтковым»
- Чтение вслух отрывка (гл. )- Какое место занимает данная глава в композиции рассказа?
Сюжетная кульминация рассказа совпадает с психологической. Прощание Веры с Желтковым-поворотный момент в её внутреннем состоянии. Когда она смотрит на лицо усопшего,читает глубокую важность ,видит его блаженную и безмятежную улыбку, то по нимает, что «та любовь, о которой мечтает каждая
женщина, прошла мимо нее. Она вспомнила слова генерала Аносова о вечнойисключительной любви - почти пророческие слова. И, раздвинув в обе стороны
волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его
в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем.»Княгиня приходит домой и просит свою подругу Женни Райтер сыграть ей что-нибудь. Пианистка исполняет «Апоссионату» Л-В Бетховена, о которой в прощальном письме упомянул Желтков.
8. Учащиеся читают гл.13 под звуки «Лунной сонаты» (как бы остаются один на один с текстом, со своими мыслями)
Вопросы по тексту:
- Какова роль пейзажа в начале главы?
- Как подействовала музыка на кн.Веру? Что она поняла в этот момент?
- Какие слова повторяются в тексте, что означают?
Вера словно приняла в своё сердце всё то, что пережил и перечувствовал Желтков. «Нет, нет, -он меня простил теперь. Всё хорошо..»- на этой патетической ноте заканчивается рассказ о неземном чувстве любви, сохранившемся даже после смерти человека и способном изменить судьбы живущих людей.
10. Подведение итогов. Рефлексия.
1. Какова тема, основная мысль рассказа?
2. Какая это любовь? Подберите эпитеты.
3. Актуально ли произведение в наше время? Почему?
4. Всегда ли любовь должна быть трагедией? Ответ обоснуйте.
5. Вопрос для дискуссии: самоубийство-это выход из сложной жизненной ситуации?
11. Д/з- написать мини-сочинение на тему: «Любовь, даже неразделенная, есть великое счастье ?»

-