Урок добра и милосердия


Урок «ДОБРОТА И МИЛОСЕРДИЕ В НАШЕЙ ЖИЗНИ»
Цель: активизировать детей на доброту
Задачи:
1) сформировать в сознании детей понятие «доброта»;
2) расширить знания школьников о доброте и о её ролив жизни каждого человека;
3) воспитывать в детях доброту и уважение к окружающим;
4) формировать у учащихся стремление совершать добрые дела;
5) развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи; воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям;
способствовать умению анализировать поступки;
Оборудование: ватман, картинки, ИКТ, 
цитата: «Все прекрасные чувства в мире весят меньше, чем одно доброе дело» Р. Лоуэлл.
Форма проведения: Беседа с элементами игры.
УЧИТЕЛЬ: (1. видео про добро) Доброе утро, ребята! Я вас очень рада видеть.
А теперь возьмите друг друга за руки и скажите «Доброе утро, я рад тебя видеть». Спасибо, присаживайтесь.
Упражнение «Подари сердечко» слайд 2
Учитель: Дети встанем в круг. У каждого имеется сердечко, почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Каждый дает свое сердечко тому, кого он считает добрым, и объясняет, почему.
Учитель: Молодцы! Вы умеете видеть, различать добрые поступки человека. Давайте сейчас прочитаем маленький рассказ “Осколки доброты”.
Чтение рассказа «Осколки доброты» (Неизвестный автор) слайд 3
Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.
Беседа:
Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?
Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?
Если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?
Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об нем?
Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?
Чья доброта помогает расти вам? (Доброта родителей, бабушек, учителей, друзей т.д.)
Слайд 4,5
Жизнь человеку дается только один раз и нужно ее прожить так, чтобы не было разочарований от прожитого дня, месяца, года. Птица рождена для полета, а человек для счастья. Каждый из нас хочет быть счастливым. Народная мудрость гласит “Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других”. Если хочешь, чтобы люди к тебе хорошо относились, значит ты сам в первую очередь должен к ним относится хорошо
А как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
Правильно, сегодня мы поговорим с вами о добре и милосердии 
и создадим с вами наглядную картину Добра.
А пока я прочту вам стихотворение, а вы слушайте очень внимательно, вам надо будет ответить на несколько вопросов.
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка,
Голодного беднягу.
- Ну, что ж, — сказала мама, — пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся супа ложка…
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
- Ну, что ж, — сказала мама, — пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся каши ложка…
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну, что ж, — сказала мама, — пусть
он поживёт немножко,
в глазах его такая грусть!
Найдётся хлеба крошка…
Однажды я принёс ежа,
Ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, со страху.
Сказала мама: — Пусть живут –
в квартире так чудесно,
а если потесниться, тут
и нам найдётся место!
Какие поступки совершил мальчик из стихотворения?
(отвечают на вопрос)
А откуда на улице появились эти животные? Кто же в этом виноват?
Нельзя причинять даже самого маленького страдания ни одному живому существу. Достойны осуждения те бессердечные люди, которые выбрасывают на улицу кошек и собак, обрекая их на мучения.
Проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
А что же такое доброта? (отвечают)
Мы в ответе за тех, кого приручили
(СЛАЙД6) Вот какое определение этому слову дано в толковом словаре Ожегова: «Доброта – это стремление человека дать полное счастье всем людям, всему человечеству».
Видео слова о доброте
Как вы понимаете слово милосердие? Что значит быть милосердным?
(СЛАЙД 7,8,9,10) Милосердие – это сострадательная любовь, сердечное участие в жизни немощных и нуждающихся. Проявление милосердия на деле – это различного рода помощь, благотворительность.
Милосердный человек тот, кто отдает тепло своей души людям, которым трудно в этот период жизни. Милосердие – одно из лучших качеств человека.
Наверное, вы со мной согласитесь, что только Человек умеет анализировать. Он может отличить плохое от хорошего, добро от зла.Видео о притче. 3.
(СЛАЙД 11) Посмотрите, пожалуйста, на экран, что вы можете сказать об этом солнышке? (у него на лучах написаны плохие качества человека)
Разве такое печальное солнце светит нам в лицо, ребята? Солнышко – это всегда радость, тепло и счастье, вы согласны со мной?
Давайте, попробуем сделать его веселым; а что нам для этого нужно?
(заменить плохие слова на хорошие – подобрать антонимы)
Слайд 12
(Добрый, вежливый, веселый, счастье, дружба, правда, щедрость)
Я думаю, ведь не только слова у нас должны быть добрыми.
-А вы как думаете, что еще должно быть в нас добрым?
(Надо чтобы и поступки наши были правильными и разумными, чтобы нам не приходилось за них краснеть).
А вы совершали в своей жизни добрые поступки? Хотите поделиться с нами? Вспомните ваши добрые дела и поделитесь с нами.
Продолжите фразу: Никто из вас не знает, что я…
Молодцы вы очень внимательны к людям, милосердны.
Теперь давайте поиграем в игру «Хорошо или плохо». Я читаю вам советы, если они добрые и хорошие, то вы 3 раза хлопаете в ладоши, если плохие вы сидя топаете ногами, договорились. Начинаем.
Девчонок надо никогда
Нигде не пропускать
И не давать проходу им
Нигде и никогда.
Им надо ножки подставлять,
Пугать из-за угла,
Чтоб сразу поняли они,
До них вам дела нет.
Если ты сидишь в трамвае, и бабулька вдруг вошла, уступи ей смело место, нужно старшим уступать.
Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже,
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.
Маме нужно помогать сумки полные таскать. Чтобы мама отдыхала, нужно пол, посуду мыть.
Молодцы, ребята, вы справились с заданием.
Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте.
Так давайте попробуем их на место поставить и сложить их правильно. (Слайд 12)
Добро помни, а   Пожнёшь
Что посеешь, то и   Зло забывай
За добро   Добра не делает никому
Худо тому, кто   Добром плати
Доброе слово лечит   А злого не жалуют
Доброе слово   А злое калечит
Доброго чтут   Половина счастье
(Слайд 15)
Доброе слово лечит, а злое калечит.Худо тому, кто добра не делает никому.Не одежда красит человека, а добрые дела.Доброе дело само себя хвалит.Делай другим добро – будешь сам без беды.Добрый человек в добре живет век.Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.Добрые умирают да дела их живут.Красота до вечера, а доброта навеки.Живи добрее, будешь всем милее.
Ребята, обратите внимание на то, что рядом с добром часто упоминается зло. Добро всегда противодействует злу, борется с ним.
Правила доброты и добрые советы. (Слайд 13)
Внимание на экран.
Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.
Любить людей знакомых и незнакомых.
Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям.
Делать добро для близких, друзей.
Не завидовать.
Не вредничать.
Не грубить.
И я надеюсь, что мы будем придерживаться этих правил (советов).
Ученица: (слайд 14,15)
Добрым быть совсем - совсем не простоНе зависит доброта от роста,Не зависит доброта от цвета,Доброта не пряник, не конфетаТолько надо, надо добрым бытьИ в беде друг друга не забыть.
Ученик:
Давайте поклоняться доброте! Давайте с думой жить о доброте. Вся в голубой и звездной красоте, Земля добра. Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!
Поступать по законам доброты — это красиво, почетно, потому что добрые дела и поступки живут в веках. Ребята! Будьте добры с теми, кто вас окружает. Делайте добро людям и, будьте уверены, они отблагодарят вас тем же. Помните, что без добрых дел нет доброго имени.
Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело.
Слайд 16
Перед нами чистый лист ватмана. Давайте наполним его добрыми делами.
- Сначала посадим деревья (приклеиваем на ватман).
- Потом сделаем скворечники для птиц, о птицах надо заботиться.
- Для малышей сделаем песочницу – пускай играют, и качели смастерим – вот детям забава.
- За детьми будут смотреть мамы и бабушки – значит, надо сделать для них лавочки.
- Поможем котёнку слезть с дерева: ведь он маленький.
- Покормим голодного щенка.
- Старушке-соседке поможем перейти дорогу.
- Маме поможем нести тяжёлую сумку.
- Не будем забывать писать письма родным и близким. Самолёт доставит почту в любой уголок Земли.
(На чистый лист ватмана каждый учащийся наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги детали аппликации: дом, деревья, фигурки детей, облака, солнце, фигурки птиц и зверей, цветы. Получается общая красивая аппликация.
Учитель. — Ребята, как мы назовём эту картину?
Дети. “Мир”, “Как прекрасен этот мир”, “Добро побеждает зло” и т.д.
Учитель. — Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
Дети. Делать добро очень приятно и радостно.
Слайд17
Учитель. — Наш урок подходит к концу. Я попрошу вас всех встать в круг. Сегодня мы попрощаемся друг с другом при помощи «волшебного клубка», протягивая друг к другу «дорожки ДОБРА». Ребята, я прошу вас передавать клубок, говоря друг другу: «Я тебе желаю добра». Идет игра, последний ребенок передает клубок учителю со словами: «Мы вам желаем добра».
Учитель. И я вам тоже желаю добра! Посмотрите, сколько «дорожек добра» от нас протянулось друг к другу. Поднимите руки вверх и посмотрите, как эти нити превратились в волшебную «крышу ДОБРА», которая защитит нас в этом мире от всех бед. А теперь, положите паутинку на пол, видите, она превратилась в дорогу ДОБРА, которая никогда не разорвется.
Я уверена, что доброта есть в каждом из нас, нужно только не забывать о ней.
Учитель: Легко или трудно быть добрым?
Учитель: Люди Земли, Мыслите, Думайте и творите Добро! (Слайд18)
Помните этот призыв, ребята, всегда следуйте ему. Я хочу всем пожелать: живите так, чтобы количество добра в мире увеличивалось с каждым вашим словом и поступком
 ІІІ. Заключительная часть. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель: Что нового вы сегодня узнали? Давайте поиграем в игру «Ассоциации» - игроки по очереди произносят слова, пришедшие на ум, в ответ на слово произнесенное другим игроком. Играть надо быстро, в случае если ассоциация не понятна, желательно объяснять ее или добиваться объяснения. Учитель: доброта… (совесть, человечность, доброта, друг, уважение, дружба).
Учитель (звучит песня «Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»): 4. караоке видео
Благодарю вас за сотрудничество успехов вам во всем.
До свидания.
Литература :1.Классный руководитель. – 2001, № 7.
2.Дереклеева Н.И. Классные часы по теме “Нравственность”. Москва, 2006.
Персидская И.В. Классные часы. Волгоград