Урок «Тема милосердия в стихотворении Тургенева «Милостыня»
Тема урока: Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Милостыня»
Урок литературы в 8 классе спроектирован по технологии развития критического мышления. Ведущие приёмы – «Ключевые слова», «Шесть шляп мышления», «Зигзаг», проблемная беседа.
Цели: 1. Формирование умений анализировать текст с разных читательских позиций;
2. Развитие критического мышления; развитие связности речи при построении ответов по типу рассуждения; развитие коммуникативной культуры при взаимодействии в парах;
3. Воспитание милосердия, отзывчивости, доброты.
Оргмомент. (Выявление готовности класса к уроку. Психологический настрой на урок).Этап вызова (выведение темы, мотивация, целеполагание)
- Сегодня мы обсудим очень важную, трудную и вечную тему русской литературы на примере одного маленького произведения Ивана Сергеевича Тургенева. Я выписала несколько самых важных слов из этого текста:
По дороге – старый больной человек – исхудалые ноги – лохмотья – непокрытая голова –некогда богат – слёзы – протянул руку – тихая радость
- Предположите, о ком этот текст.
Учащиеся выдвигают предположения (этот рассказ о старом больном и бедном человеке. Ему плохо, он плачет. Он идёт по дороге, наверное, он вспоминает о своей молодости, когда он был богат).- Подумайте, как Тургенев мог назвать это стихотворение.
Учащиеся предлагают идеи, которые записываются учителем на доске.
- Обратите внимание на предпоследнее ключевое словосочетание – «протянул руку». Зачем?
Учащиеся предполагают (вероятно, человек просит хлеба, немного денег, милостыню)
- Можем ли мы добавить ещё варианты названий? (добавляется слово милостыня)
- А теперь посмотрите на последнее словосочетание - «тихая радость». Почему у человека, просящего милостыню, радость?
Учащиеся предполагают (радость от того, что дали поесть, дали кусок хлеба, и сегодня он не умрёт)
- Итак, радость посетила человека оттого, что ему дали милостыню.
- Значит, какое из всех возможных вариантов названий здесь самое важное? (милостыня)
- Подберите к этому слову однокоренные слова (милый, милость, милостивый, милосердие)
Учителем создаётся проблемная ситуация.
На сегодняшний день в мире насчитывается огромное количество благотворительных фондов, помогающих больным и бедным. Каждый второй россиянин когда – либо давал милостыню просящему. Однако уровень преступности, нетерпимости, агрессии и в России, и в мире растёт с каждым днём. Можно ли человека, дающего милостыню, назвать по – настоящему милосердным? Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?
Учитель подводит учащихся к целеполаганию.
- А что мы хотим сегодня понять? Записывается первая цель: Ответить на вопрос: Дать милостыню и быть милосердным – это одно и то же?
- Что нам поможет это понять? (Стихотворение И.С. Тургенева).
- Что нам надо сделать, чтобы это понять?
(Для того чтобы решить поставленную проблему, его нужно внимательно прочитать, разобраться в нём, определить его главную мысль)
Составляется план действий: Внимательно прочитать текст стихотворения и выявить в нём идею (главную мысль), позволяющую ответить на этот вопрос.
- Что вы можете сделать сами?
Учащиеся объединяются в пары.
Этап Осмысления.
А). Чтение текста стихотворения.
И.С.ТургеневМилостыня
Вблизи большого города, по широкой проезжей дороге шёл старый больной человек. Он шатался на ходу, его исхудалые ноги, путаясь, волочась и спотыкаясь, ступали тяжко и слабо, словно чужие; одежда на нём висела лохмотьями; непокрытая голова падала на грудь…Он изнемогал.
Он присел на придорожный камень, наклонился вперед, облокотился, закрыл лицо обеими руками – и сквозь искривлённые пальцы закапали слёзы на сухую, седую пыль.
Он вспоминал…
Вспоминал он, как и он был некогда здоров и богат - и как он здоровье истратил, а богатство роздал другим, друзьям и недругам…И вот теперь у него нет ни куска хлеба – и все его покинули, друзья ещё раньше врагов… Неужели ж ему унизиться до того, чтобы просить милостыню? И горько ему стало на сердце и стыдно.
А слёзы всё капали да капали, пестря серую пыль.
Вдруг он услышал, как кто-то зовёт его по имени; он поднял усталую голову – и увидал перед собою незнакомца.
Лицо спокойное и важное, но не строгое, глаза не лучистые, а светлые; взор пронзительный, но не злой.
- Ты всё своё богатство роздал, - послышался ровный голос… - Но ведь ты не жалеешь о том, что добро делал?
-Не жалею,- отвечал со вздохом старик, только вот умираю я теперь.
- И не было бы на свете нищих, которые к тебе протягивали руку,- продолжал незнакомец, не над кем было бы тебе показать свою добродетель, не мог бы ты упражняться в ней?
Старик ничего не ответил – и задумался.
- Так и ты теперь не гордись, бедняк, - заговорил опять незнакомец, - ступай, протягивай руку, доставь и ты другим добрым людям возможность показать на деле, что они добры.
Старик встрепенулся, вскинул глазами…но незнакомец уже исчез, а вдали на дороге показался прохожий.
Старик подошёл к нему - и протянул руку. Этот прохожий отвернулся с суровым видом и не дал ничего.
Но за ним шёл другой – и тот подал старику малую милостыню.
И старик купил себе на данные гроши хлеба – и сладок показался ему выпрошенный хлеб – и не было стыда у него на сердце, а напротив: его осенила тихая радость.
Б). Приём «Шесть шляп мышления»
- Чтобы разобраться в содержании этого текста, давайте объединимся в пары и попробуем посмотреть на стихотворение с разных сторон. Я предлагаю вам примерить шесть разных шляп мышления.
Для начала давайте обсудим этот текст как равнодушные читатели.
Итак, надеваем мысленно белую шляпу (проблемная беседа + сжатый пересказ)
- Почему герой стал бедным?
- Почему он плачет?
- Почему он послушался незнакомца и начал просить милостыню?
- Почему его осенила радость?
- Обсудите в парах, как можно передать содержание этого текста тремя предложениями.
Выступление каждой пары.
- А теперь предлагаю вам поменять белую шляпу на жёлтую и чёрную и посмотреть на один и тот же текст с совершенно разных точек зрения. Жёлтая шляпа – 1 пара: докажите, что герой всё делал правильно, защитите этого героя (Докажите утверждение: Герой – щедрый, милосердный и скромный человек)(Герой мог жить богато всю жизнь, но он отдал все деньги бедным, значит он добрый, щедрый человек. Он думает не о себе, а о других, значит он милосердный человек, не эгоист. Он стесняется просить милостыню, значит он скромный человек).Чёрная шляпа – 2 пара: что герой сделал не так? В чём он не прав? (Докажите утверждение: Герой – неразборчивый, гордый и немилосердный человек)(Герой не думал, пока был здоров и богат, о своей дальнейшей жизни, он окружил себя друзьями, которые его предали, значит, он не умел различать, что хорошо, а что плохо, он не разборчив. Он сам виноват в том, что стал нищим. Герой стыдится сам просить милостыню, значит, он считает себя выше, чем нищие. Герой гордый, а гордый человек не может искренне любить других. Кроме того герой давал милостыню нищим, потому что хотел казаться добрым, а не потому что был таким на самом деле, он лицемерный, а не милосердный человек). Обсуждение в парах.
В). Приём Зигзаг.
- А теперь я попрошу каждую пару обменяться партнёрами и надеть красную шляпу. Сравните то, что вы наработали в предыдущей паре, соотнесите плохое и хорошее в герое и скажите: Какие чувства вы испытываете к этому человеку? Как лично вы оцениваете героя?
Учащиеся соединяют полученную противоречивую информацию и дают свою оценку герою.
Итак, перед нами противоречивый герой. надеть зелёную шляпу и немного пофантазировать.
Я предлагаю каждой паре ответить на вопрос:
1 пара: Что было бы, если бы герой не обнищал?
2 пара: Что было бы, если бы герой не встретил на дороге незнакомца?
(Если бы герой не раздал всё богатство, он продолжал бы жить в сытости и тепле, давал бы милостыню бедным, встречался бы с друзьями , так и не узнав, что им от него нужны только деньги).
(Если бы герой не встретил незнакомца, он скорее всего умер бы от голода и холода, потому что слишком гордый, чтобы просить милостыню).
- Что сделал незнакомец для нищего?
(Незнакомец ничего ему не дал, кроме одного: он убедил героя в том, что все люди равны и заслуживают любви: и нищие, и богатые. Сегодня ты богат и счастлив, а завтра сам может пойти за милостыней. Если человек ставит себя выше кого – то, он не может быть милосердным по – настоящему. Часто, чтобы стать по – настоящему милосердным, человеку нужно самому пройти через страдания, вот почему герой становится счастлив к концу стихотворения). - Давайте обобщим сказанное и для этого наденем синюю шляпу:
- О чём (о каком качестве человека) этот рассказ? Какова его тема?
(Тургенева интересует тема милосердия человека. Тема записывается на доске)- Почему же Тургенев назвал свой рассказ «Милостыня», а не «Милосердие»?
(Тургенев подчёркивает разницу в значении этих двух слов: милостыня – подачка, попытка откупиться, а милосердие – сострадание, умение чувствовать чужую боль как свою).
4. Этап рефлексии.
- Возвращаемся к поставленным нами в начале урока цели:
Можно ли поставить знак равенства между словами МИЛОСТЫНЯ и МИЛОСЕРДИЕ?
- Удалось ли нам достичь этих целей?
- Что важного для себя лично вы сегодня поняли?
Урок закончен. Спасибо за работу!
Технологическая карта урока литературы в 8 классе Тема милосердия в стихотворении И.С. Тургенева «Милостыня»
Этап Название этапа Задачи
(с позиции ученика) Деятельность учителя (методы обучения) Деятельность ученика (формы организации учебно-познавательной деятельности) Характер учебно-познавательной деятельности Ожидаемый результат (знания, умения, способы деятельности)
1 ОргмоментНастроиться на урок 2 – 3 вопроса (за экраном) на выявление готовности класса к уроку, развитие слухового восприятия Отвечают на вопросы учителя, переадресовывают вопросы товарищам
Фронтальная ФОПД Репродуктивный Учащиеся различают на слух вопросы, связанные с подготовкой к занятию, учащиеся грамматически грамотно переадресовывают вопрос
2 Стадия вызова Вывести тему урока
Определиться с мотивацией к изучению этой темы
Сформулировать цели урока Помогает учащимся определить базовые понятия урока, необходимые для рассмотрения в данной теме – приём ТРКМЧП «Ключевые слова».
Создаёт проблемную ситуацию на основе противоречия между понятиями «милостыня» и «милосердный». Привлекает жизненный опыт учащихся.
Подводит учащихся через наводящие вопросы к целеполаганию. Определяют базовые понятия урока. Анализируют противоречие, заключённое в проблемной ситуации, предложенной учителем. Понимают важность её разрешения.
Формулируют, что хотят выяснить на уроке. Определяют, что им поможет это выяснить (текст произведения). Соотносят, что могут в тексте проанализировать сами, а что – с помощью товарища или учителя.
Фронтальная ФОПД Конструктивный Учащиеся выбирают главную (ключевую) лексему из ряда предложенных. Учащиеся видят и формулируют проблему своими словами, понимают её значимость для себя лично и для общества в целом.
Учащиеся соотносят «хочу узнать – надо сделать - могу сделать» и планируют свою деятельность на уроке.
3 Стадия осмысления Проанализировать текст стихотворения Тургенева «Милостыня» с точки зрения существующего противоречия Разбивает учащихся на пары. Читает текст стихотворения вслух. Организует самостоятельную работу над текстом с разных позиций: нейтральной, позитивной, негативной, эмоциональной, творческой, обобщающей – приём ТРКМЧП «Шесть шляп мышления». Помогает парам, испытывающим затруднения с помощью наводящих вопросов. После этапа «жёлтая и чёрная шляпы» делает рокировку – меняет партнёров в парах – приём ТРКМЧП «Зигзаг»
Читают (слушают) текст стихотворения. Обсуждают его содержание. Взаимодействуют друг с другом для решения следующих задач:
Белая шляпа – «сжимают» содержание текста до трёх предложений, оставляя самое важное и формулируя своими словами;
Жёлтая – чёрная шляпа - анализируют поведение героя с положительной (жёлтая шляпа) и отрицательной (чёрная шляпа) сторон;
Меняются партнёрами, сравнивают результаты работы;
«Красная шляпа» - дают личностную оценку персонажу на основании полной (и положительной, и отрицательной) полученной характеристики;
«Зелёная шляпа» - переносят имеющиеся знания в изменённую ситуацию (Что было бы с героем, если бы…);
«Синяя шляпа» - обобщают свои наблюдения и открытия, формулируют идейный смысл стихотворения
Парная ФОПД Конструктивный
Творческий Учащиеся понимают и анализируют информацию в тексте. Понимают учебную задачу, определяют трудности в её выполнении и находят способы решения этих трудностей. Умеют взаимодействовать с товарищем в паре, объективно оценивать его деятельность. Различают главное и второстепенное, сокращают текст, перефразируя наиболее важные мысли.
Умеют находить в тексте факты, подтверждающие данный тезис.
Умеют сравнивать противоречивую информацию, давать личностную оценку герою и объяснять её.
Умеют творчески интерпретировать текст.
Умеют обобщать информацию, формулировать идею текста
4 Стадия рефлексии Соотнести поставленные в начале урока цели и реально достигнутые.
Оценить свою деятельность на уроке. Обращает внимание учащихся на поставленные в начале урока цели. Ориентирует учащихся на сопоставление намеченного и реально достигнутого. Организует деятельность учащихся по оцениванию своей деятельности Соотносят намеченное и достигнутое. Делают вывод о степени раскрытия темы урока. Анализируют свою работу на уроке с помощью памяток с критериями самооценки.
Индивидуальная ФОПД Конструктивная Соотносят цель и результат деятельности. Умеют объективно оценить свою работу на уроке.