Конспект урока химии на тему Типы химических реакций. Реакция разложения
Урок химии.
Тема: Типы химических реакций. Реакция разложения.
Цель: познакомить учащихся с реакциями разложения; продолжить развитие умений составлять уравнения химических реакций, расставлять коэффициенты, определять тип химической реакции; развивать умения наблюдать, сравнивать, осмысливать результаты наблюдений, делать выводы, сравнивать наблюдаемые явления, т.е. внешние проявления химической реакции с её сущностью; воспитывать понимание необходимости соблюдения правил ТБ, интерес к изучаемому предмету.
Оборудование: лабораторное оборудование: штатив, пробирка для получения газа, асбестовая сетка, спиртовка; химические реактивы: известковая вода, основной карбонат меди, дихромат аммония; термины; презентация по теме «Реакция разложения».
Ход урока:
Орг. момент.
Актуализация знаний учащихся.
Задание 1. (учащийся выполняет на доске)
Расставить коэффициенты. Указать тип химической реакции.
Fe + Сl2 - FeCl3
P + O2 - P2O5
NH3 - N2 + H2
Al 2O 3 - Al + O2
Задание 2. Фронтальная беседа. Работа с терминами.
Химические явления
Химическое уравнение
Химическая формула
Коэффициент
Закон сохранения массы веществ
Реакция соединения
Экзотермическая реакция
Эндотермическая реакция
Каталитическая реакция
Изучение нового материала.
Демонстрация лабораторного опыта «Разложение основного карбоната меди (2)»
Беседа с учащимися в ходе выполнения опыта
-Обратите внимание на цвет исходного вещества основного карбоната меди (2).
Какие правила ТБ необходимо соблюдать при нагревании вещества?
- Как изменяется окраска исходного вещества при нагревании? Как вы думаете, о чем это говорит?
-Что вы видите на стенках пробирки при нагревании?
-Что вы наблюдаете в пробирке с известковой водой? Как вы думаете, что это значит?
-Сколько веществ образовалось в результате реакции? Можете ли вы их назвать?
-Почему пробирку с основным карбонатом меди закрепляют в штативе с небольшим наклоном в сторону отверстия?
Запись уравнения учителем на доске, учащимися в тетрадях
Cu2 C H2 O 5 = H2O + C O2 ↑ + 2C u O
Демонстрация лабораторного опыта «Разложение дихромата аммония»
(N H4)2Cr 2O 7 = N 2 + Cr 2O3+ 4 H 2O
-Назовите признаки этих химических реакций.
-Что общего в этих реакциях?
Слайд 2, 3
Проанализируйте данные таблицы, выделите признаки этого типа и определите тип реакции.
Сформулируйте определение реакции разложения
Слайд 4
Химическая реакция, при которой из одного сложного вещества образуется несколько простых или сложных веществ называется реакцией разложения.
Как правило, почти все реакции разложения являются эндотермическими, и, чтобы они протекали, нужна непрерывная подача тепла или использование катализатора.
Слайд 5
Закрепление.
Слайд 6. 7
Выберите уравнения реакция разложения (устно)
- Какая из реакций может быть использована для получения кислорода в лаборатории?
(На практике реакции разложения могут быть использованы для получения необходимых веществ)
Слайд 8 .
Расставьте коэффициенты в схемах реакций. (Работа в тетрадях, один учащийся выполняет работу на доске.)
Слайд 9.
Восстановите пропущенную запись, расставьте коэффициенты в схемах реакций.
(Работа в тетрадях, один учащийся выполняет работу на доске.)
Слайд 10.
Запишите уравнения химических реакций по описанию.
5. Домашнее задание
П. 29. Упр. 1 (б, в, г.) письм ст. 155
6. Итог урока.
Приложение:
Закрепление материала.
Задание 1. Выберите уравнения реакций разложения.
1. CaO + CO2 = CaCO3
2. CO2 + 2NaOH = Na2CO3 + H2O
3. Fe + S = FeS
4. 2H2O = 2H2 + O2↑
5. CuO + H2 = Cu + H2O
6. Zn + 2HCl = ZnCl2 + H2↑
7. ZnO + H2SO4 = ZnSO4 + H2O
8. Cu(OH)2 = CuO + H2O
Задание 2. Расставьте коэффициенты в схемах реакций
Hg O = Hg + O2
H2 O2 = H2 O + O2
C H4 = C2 H2 + H2
K Cl O3 = K C I + O2
Задание 3. Восстановите пропущенную запись, расставьте коэффициенты в схемах реакций
NH3 = N2 + ….
H2 O = ….. + O2C H4 = …… + H2
Ag Br = ….. + Br2
Задание 4. Запишите уравнения химических реакций по описанию:1.Гидроксид железа (III) разлагается на оксид железа (III) и воду.2.При пропускании электрического тока вода разлагается на кислород и водород.3. Нитрат серебра разлагается на серебро, оксид азота (IV) и кислород.Допишите предложение.Эти реакции относятся к реакциям …, так как… По тепловому эффекту они будут…