ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА Волонтерского движения


ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
социально-педагогической направленности
объединения «Луч тепла»
для детей 7 -14 лет
срок реализации программы — 3 года
Вид программы: модифицированная
Программа разработана педагогом дополнительного образования
Федоровой Гретой Олеговной
Пояснительная записка
В отечественной педагогике накоплен большой опыт социализации подростков. Пионерские дружины и комсомольские активы, тимуровцы и юные следопыты – далеко не полный перечень разных форм, направленных на формирование и развитие социальных и, главным образом, политических взглядов подростков. Вот только лишены они были одного, и самого главного - собственного желания и возможности выбора. Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение может стать одной из таких форм работы.
Волонтеры (от англ.Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Волонтерские или добровольческие организации - это свободные союзы людей, объединенных каким-либо общим специальным интересом. Их деятельность связана, как правило, с благотворительностью, милосердием.
1.Направленность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы:
Социально-педагогическая
2.Актуальность:
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы.
Современное развитие волонтерского движения получило в связи с растущим числом социальных проблем, в решении которых при современной экономической ситуации волонтеры незаменимы.
3.Педагогическая целесообразность программы:
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что предлагаемые занятия создадут благоприятные условия для социализации детей, будут формировать коммуникативную культуру , способствовать воспитанию таких душевных качеств, как дружелюбие, общительность, толерантность, готовность помочь в различных жизненных ситуациях. Данная программа включает специальные занятия, посвященные формированию мира ценностей человека, которые, в свою очередь, содействуют эффективному развитию социальных навыков или отдельных их элементов. Программа способствует повышению социальной адаптированности, обучает способам успешной социализации.
4.Цели программы:
1.Оказать позитивное влияние на обучающихся и их сверстников при выборе ими жизненных ценностей.
2. Апробация новых форм организации занятости детей для развития их
самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
3. Развитие волонтерского движения, формирование позитивных установок учащихся на добровольческую деятельность
Работа в волонтерском движении поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
5.Задачи программы:
Дать представление о понятиях «волонтер», сформировать систему знаний об принципах, лежащих в основе волонтерской деятельности.
Сформировать сплоченный деятельный коллектив волонтеров.
Вовлечь волонтерский отряд в участие в мероприятиях.
Утвердить позитивное отношение к здоровому образу жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
Создать условия, позволяющие обучающимся своими силами вести
работу.
6. Отличительной особенностью данной программы является то, что для проведения занятий с обучающимися используются разнообразные формы досуговой деятельности. Они представляют собой коллективные дела, которые направлены на проявление творческих способностей, умение работать в команде, активное участие каждого.
7. К основным направлениям работы относятся:
1. Валеологическое (пропаганда здорового образа жизни).
2. Досуговое (организация полноценного досуга).
3. «Милосердие» (оказание адресной помощи детям из неблагополучных семей, инвалидам и участникам ВОВ)
8. Механизм реализации Программы:
В организации и развитии волонтерского движения принимают участие:
1. Координатор (куратор) – педагог дополнительного образования, курирующий работу волонтеров. Координатор производит подбор инициативной группы подростков и в дальнейшем поддерживает все ее начинания, оказывая помощь в подготовке и проведении мероприятий, спланированных группой.
2. Администрация МУ ДО «Дом творчества».
С помощью администрации решаются многие организационные вопросы.
Администрация может помочь в поиске средств, предоставить помещения для работы, поощрить детей за работу.
3. Родители.
Важно чтобы родители поддерживали детей в их начинаниях. Они могут стать активными участниками программы: помочь в тиражировании каких-либо памяток, участвовать в организации досуговых мероприятий.
4. Общественность - привлекать социально-значимые структуры и учреждения, а также жителей посёлка, района для участия в творческом процессе и реализации идей.
9.Основной результат работы –
В процессе реализации программы подростки должны:
- приобрести социально-значимый опыт, повысить уровень развития всей
интеллектуально-эмоциональной сферы:
- повысить свою социальную активность;
- расширить сферы деятельности и освоить новые виды деятельности;
- развить свои организаторские способности, творческий потенциал и
лидерские качества каждого;
- увлечься идеями добра и красоты, духовного и физического
совершенствования.
10. Возраст детей, учавствующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 7-14 лет
Волонтеры нашего движения - это не только ребята из благополучных семей, но и те, которые находятся в группе риска. Им необходимо пропустить идею волонтерства через себя и тогда они узнают, что эта деятельность не просто развлечение и способ покрасоваться. Главное здесь – активная жизненная позиция, ответственность и высокая цель - желание изменить этот мир к лучшему. Активная жизненная позиция, умение взаимодействовать и включаться в проект, умение получать и передавать информацию – это то, чем должен обладать волонтер для успешной работы. Все это будет формироваться в процессе подготовки волонтеров – на профилактических и обучающих занятиях, на тренинговых занятиях, учебах и сборах. Благо, что волонтеры просто вынуждены применять все свои умения на практике. По принципу “равный-равному” волонтеры будут передавать сверстникам информацию на днях профилактики, в выступлениях на сцене, на занятиях с элементами тренинга, в ролевых и интерактивных играх. Обучая других, будут обучаться сами. Работа в волонтерском отряде поможет ребятам поменяться внутренне, и даже внешне. Взгляд из равнодушного превратится в горящий и заинтересованный. Сам подросток обретет самоуважение, станет уверенным и привлекательным для окружающих. В дальнейшей жизни им проще будет общаться, взаимодействовать и включаться в любую деятельность, они будут уметь оказывать положительное влияние на людей, легко занимать лидерские позиции, проявлять в то же время толерантность и уважение к окружающим.
11. Миссия:
Миссия нашего волонтерского движения – внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, сделать жизнь окружающих светлее и ярче. Мы понимаем, что невозможно заставить человека жить здоровой и гармоничной жизнью, если он этого не хочет. Но мы можем помочь ему осознать ответственность за свою жизнь и поставить его в ситуацию свободного выбора. Иначе говоря, сформировать его социальную компетенцию.
12. Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на 3 года обучения.
Программа первого года обучения рассчитана на 144 час, занятия в рамках программы формируют интерес к социально-значимой деятельности, развивают коммуникативные умения, первичные организаторские навыки, предлагают опыт участия в социальных акциях.
Второй год обучения рассчитан на 216 ч, внимание детей обращается на обрабатывание навыков лидерского поведения, социальное проектирование, расширение опыта участия в общественно-значимых акциях и проектах.
Третий год рассчитан на 216 ч, направлен на развитие волонтерской деятельности через теоретическую и практическую деятельность.
13. Режим и продолжительность занятий:
Занятия в группе 1-го года обучения и последующих годов проводятся 2 раза в неделю, продолжительность занятий 2 академических часа.
Режим занятий соответствует требованиям СанПиН 2.4.5.3172-14 (от 04.07.2014 №41):
- в кабинете обеспечивается освещенность люминесцентными лампами 300-500 лк;
- температура воздуха в учебном кабинете 20-22С;
- помещение для занятий ежедневно проветриваются во время перерывов между занятиями и в конце дня; проводится влажная уборка;
-учебные столы и стулья соответствуют росту и возрасту детей.
14. Форма занятий:
Групповые, индивидуально-групповые, индивидуальные, коллективные. Акция, встреча, выставка, диспут, игра, концерт, конкурс, круглый стол, лекция, мастер-класс, поход, праздник, презентация, спектакль, фестиваль, экскурсия, ярмарка и др.
15.Количество занятий и учебных часов в неделю:
1 год обучения: 2 занятия по 2 часа, 4 часов в неделю
2 год обучения: 3 занятия по 2 часа, 6 часов в неделю
3 год обучения: 3 занятия по 2 часа, 6 часов в неделю
16. Количество обучающихся в объединении:
В группе первого года обучения- 10-12чел,
В группе второго года обучения- 8- 10чел,
В группе третьего года обучения- 6-8 чел.
17. Особенности набора детей:
Основанием для вступления в отряд может стать любой мотив: любопытно, интересно, хочу этим заниматься, за компанию и т.д.
18. Ожидаемые результаты:
По окончании курса обучения по программе обучающиеся должны
знать и понимать:
-цели, задачи и принципы волонтерского движения;
-вопросы духовного, нравственного, патриотического и физического развития;
-роль физической культуры и спорта в формировании ЗОЖ, вредные привычки и их воздействия на организм человека;
- правила хорошего тона;
- методы оказания волонтерами социальной помощи и их содержание.
должны уметь:
-общаться с учащимися дошкольного, младшего школьного возраста, со сверстниками и взрослыми;
-применять на практике полученные знания и умения;
-организовывать и проводить мероприятия;
-подбирать соответствующий материал для проведения мероприятия, оформления рубрик газет;
- подводить итоги, анализировать проведенное мероприятие;
-практически выполнять правила поведения на природе;
-самостоятельно изготавливать поздравительные сувениры, открытки.
19. Педагогическая диагностика осуществляется с помощью:
Тестирования,
Наблюдения в процессе практической деятельности,
Анализа проведенных мероприятий,
Ведения портфолио отряда с фиксированием в нём всех достижений.
Творческие отчеты о проделанной работе за год и их презентаций,
Награждение благодарственными письмами самых активных членов.
Оценивание знаний, умений, навыков осуществляется по трем уровням: высокий, средний, ниже среднего.
Уровень Критерии оценивания теоретических навыков
Ниже среднего Работа по образцу. Учащийся выполняет творческое задание по образцу, предложенному педагогом и под руководством педагога.
Средний Работа по условию – выполнение практического задания, требующего творческой активности.
Высокий Работа по собственному замыслу – самостоятельная постановка цели и задач и поиск способов ее решения.
Уровень Критерии оценивания практических навыков
Ниже среднего Большая часть ответов удовлетворяет требованиям «среднего уровня», но в ответе обнаруживается отдельные пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала. Учащийся овладевает знаниями в объеме не менее 50 %
Средний Соответствие основным требованиям «высокого уровня», но допущены неточности в изложении понятий, объяснений, взаимосвязей; объем правильных ответов составляет 75 %
Высокий Наличие точных знаний по теме.

Учебно– тематический план 1 года обучения
№п/п Наименование разделов (тем) курса Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие. Знакомство. Основы добровольческой деятельности. 8 4 4
2 Возникновение и развитие волонтёрского движения 8 4 4
3 Все различны – все равны 18 4 14
4 Познание и творчество 18 4 14
5 Подари радость 18 4 14
6 Основы и формирование ЗОЖ 18 4 14
7 Донорство 10 2 8
8 Добро, милосердие и сострадание 18 4 14
9 Воспитание патриотизма 14 4 10
10 Подведение итогов 14 4 10
Всего: 144 40 104
Содержание общеобразовательной программы 1-го года обучения
1.Вводное занятие. Знакомство. Основы добровольческой деятельности.-8ч
Теория – 4 часа:
Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Правовые основы социального волонтерства.
Практика-4 часа:
Знакомство в группе «Узнаём друг друга». Диагностика «Приоритет жизненных ценностей» (анкета).Игра «Расскажи мне о себе». Заповеди волонтеров. Подведение итогов
2.Возникновение и развитие волонтёрского движения -8ч
Теория -4ч:
Понятие о добровольческой ( волонтёрской ) деятельности. Добровольчество в современной России. Качества необходимые волонтёру. Цели и задачи, планирование.
Практика -4ч:
Распределение поручений. Совместное составление плана работы на год. Анкетирование: «Что ты готов сделать для улучшения мира?» Оформление стенда. Подведение итогов.
3.Все различны – все равны-18ч.
Теория-4ч:
Специфика добровольческой помощи пожилым людям, участниками ВОВ. Основы общения с пожилыми людьми. Практические рекомендации добровольцам по работе с пожилыми людьми. Подготовка к Акции «Поделись улыбкою своей» Подведение итогов.
Практика-14ч:
Изготовление цветов своими руками для пожилых людей. Организация и проведение «Дня пожилого человека». Посвящение в волонтеры. Акция «Поделись улыбкою своей. Подведение итогов.
4.Познание и творчество-18ч.
Теория – 4ч:
Мир творчества. История празднования Дня матери. Моя любимая игра в детстве ; игры наших родителей .Планирование творческих мероприятий. Изучение сценариев к мероприятиям
Практика – 14ч:
Экскурсия в музей. Выставка портретов мамы.
Подготовка к новогоднему концерту. Изготовление плаката. Вечер «Я творческая личность» Подведение итогов
5.Подари радость-18ч
Теория -4ч.
Анкетирование «Что такое радость?» Беседа «В чем истинная сила человека» «Творим добро своими руками»
Практика -14ч.
Подготовка к акции «Мы разные, но мы вместе». «Мы разные, но мы вместе» - акция, посвящённая Международному Дню инвалида» Подготовка к рождественским посиделкам. Вечер, посвященный «Рождеству» Конкурс «Мой друг» ( рисунки, плакаты, сочинения)Сбор подарков детям с ограниченными возможностями здоровья. Итоги
6. Основы и формирование ЗОЖ – 18ч.
Теория -4ч.
Роль здоровья в жизни человека. Беседа о сохранении здоровья. Факторы, разрушающие здоровье. Вредные привычки. Круглый стол «Мы хотим быть здоровыми» Итоги

Практика -14ч.
Игра «больной – здоровый». Веселые старты. Фотоконкурс. Организация, подготовка и проведение мероприятия ко «Дню Защитников Отечества»
Подведение итогов
7.Донорство- 10ч.
Теория -2ч.
Что я знаю о донорстве. Знакомство со службой крови в России и за рубежом.
Практика -8ч.
Изготовление листовок ко «Дню донора». Акция «От сердца к сердцу».
8.Добро, милосердие и сострадание-18ч.
Теория -4 ч.
Что такое доброта. Кого можно назвать добрым. Понятие «Милосердие». Воспитание потребности делать добро, сострадать.
Какие качества присущи доброму человеку. Твори добро. Волонтеры и добрые дела. Быть честным перед собой и перед другими.
Практика -14ч.
Диспут «О милосердии». КТД «Подарок просто так». Акция «День служения добру». «Так что есть красота?» -диспут. Акция «Миллион добрых дел»
Конкурс рисунков «Лицо добра» Подготовка к 8 марта. Оказание помощи ветеранам ВОВ. Акция «Материнские сердца». Подведение итогов
9.Воспитание патриотизма-14ч.
Теория -4ч.
Отношение к пожилым в обществе. Помощь ветеранам и пожилым людям
Практика -10ч.
Акция «служу Отечеству». Акция «Дом без одиночества» (поздравление на дому). Организация встречи с участниками боевых действий в Афганистане и Чечне. Оказание трудовой помощи по укладке дров, очистке снега, уборке. Подведение итогов
10. Подведение итогов-14ч.
Теория -4ч :
Чего мы сумели добиться?
Практика – 10ч:
Отчетное мероприятие.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся 1 года обучения
Ребята должны знать:
- нормативно-правовую основу волонтерской деятельности,
- формы и направления волонтерской деятельности в России,
- формы профилактики и пропаганды ЗОЖ,
- структуру совместного и сетевого мероприятия.
Ребята должны уметь:
- через агитацию вовлечь в активную волонтерскую деятельность своих сверстников,
- принимать активное участие в планирование, организации и проведении мероприятий,
-использовать различные формы мероприятий на практике,
- проводить анализ мероприятия и работу над ошибками.
Учебно – тематический план 2 года обучения
№п/п Наименование разделов (тем) курса Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие. Развитие волонтёрского движения 8 4 4
2 Время жить вместе 20 6 14
3 Твоя безопасность – в твоих руках 8 4 4
4 С чего начинается Родина 20 6 14
5 В человеке всё должно быть прекрасно 28 8 20
6 Основы и формирование ЗОЖ 20 6 14
7 Сценическое мастерство 10 2 8
8 Добро, милосердие и сострадание 28 6 22
9 Основы проведения социальных дел 28 6 22
10 Человек и культура общения 16 4 12
11 Коллективная деятельность 20 6 14
12 Подведение итогов 10 2 8
Всего: 216 60 156
Содержание общеобразовательной программы 2-го года обучения
1.Вводное занятие. Развитие волонтёрского движения-8ч
Теория-4ч.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Взаимодействие волонтёров с другими общественными организациями.
Практика- 4ч.
Диагностика –анкетирование: «Что ты готов сделать для улучшения мира?»
Упражнения на развитие лидерских качеств.
2. Время жить вместе -20ч
Теория-6ч.
Тренинг «Мы знаем как себя защитить». “Полезные и вредные привычки” игра. Операция «Творим добро своими руками» (изготовление поздравительных открыток к праздничным датам)
Практика- 14ч.
Акции «Протяни руку сверстнику». Чаепитие. Встреча с пожилыми людьми. Спортивные соревнования с семьей. Подведение итогов
3. Твоя безопасность – в твоих руках - 8ч.
Теория-4ч.
Что такое безопасное поведение. Внешний вид и общение.
Практика – 4ч.
Письмо незнакомому водителю. Конкурс рисунков «Грамотный пешеход дольше живёт»
4. С чего начинается Родина- 20ч.
Теория-6ч.
Символика России. Кто защищает наше Отечество. Кого мы называем патриотами.
Практика- 14ч.
Оформление клумбы. Конкурс рисунков «Мы – земляне».Подготовка к мероприятию, посвященное «Дню Конституции».
5.В человеке всё должно быть прекрасно- 28ч.
Теория-8ч.
В чём истинная сила человека? Есть такие ребята… Быть уверенным в себе – быть уверенным в правильности своих поступков.
Практика- 20ч.
Конкурс сочинений «Я горжусь своим отцом».Диспут «Сила мышц и сила духа – что сильнее. Выставка стенгазет «Моя семья. Круглый стол «Как сохранить своё здоровье»
6.Основы и формирование ЗОЖ -20ч.
Теория-6ч.
Беседа о сохранении здоровья. Спорт и волонтёрское движение. Просмотр фильма о вреде курения. Роль здоровья в жизни человека
Практика
Фотоконкурс. Организация, подготовка и проведение мероприятия ко «Дню Защитников Отечества».Подведение итогов. Игра «больной – здоровый»
7.Сценическое мастерство- 10ч.
Теория-2ч.
Моя любимая игра в детстве; игры наших родителей. Качества присущие творческой личности. Как правильно говорить и держаться на сцене.
Практика- 8ч.
Акция «Научим играть всех, кто желает». Тренинг на коммуникативное общение. Упражнения на сценическое мастерство. Вечер «Я творческая личность.Упражнение «Я люблю себя за то…». Выставка стенгазет «Я люблю тебя за то…». Акция «Сегодня я сделаю то, что обычно мне лень». Конкурс «Самостоятельный поступок»
8.Добро, милосердие и сострадание- 28ч.
Теория-6ч.
Что такое доброта. Кого можно назвать добрым. Понятие «Милосердие». Воспитание потребности делать добро, сострадать.
Какие качества присущи доброму человеку. Твори добро. Волонтеры и добрые дела. Быть честным перед собой и перед другими.
Практика- 22ч.
Диспут «О милосердии». КТД «Подарок просто так». Акция «День служения добру» . Акция «Миллион добрых дел»
Конкурс рисунков «Лицо добра» Подготовка к 8 марта. Оказание помощи ветеранам ВОВ. Акция «Материнские сердца». Подведение итогов
9. Основы проведения социальных дел – 28ч.
Теория-6ч.
Благотворительность. Социальное дело патриотической направленности. Информационные сборники, закладки, буклеты о героях локальных войн.
Практика- 22ч.
Социальная акция. Проведение благотворительно акции. Разработка и проведение социальных акций ко Дню народного единства, Дню матери.
10. Человек и культура общения - 16.
Теория- 4 ч.
Ты и общество. Мир вокруг нас.
Практика- 12ч.
Оказание адресной помощи детям из неблагополучных семей, инвалидам и участникам ВОВ. Анкетирование «Моё отношение к окружающим»
11.Коллективная деятельность- 20ч.
Теория- 6ч.
Нет предела силе человека, если эта сила – коллектив. Первые коллективы подростков в России. Как писать проект. Театральная деятельность.
Практика – 14ч.
Тренинг взаимодействия с коллективом. Психологическая игра «Ты среди людей. Подготовка к праздник «Возьмёмся за руки, друзья.
12.Подведение итогов- 10 ч.
Теория-2ч.
Чего мы сумели добиться?
Практика – 8ч.
Отчетное мероприятие
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся 2 года обучения.
Ребята должны знать:
- нормативно-правовую основу волонтерской деятельности,
- формы и направления волонтерской деятельности в России,
- формы профилактики и пропаганды ЗОЖ,
- структуру совместного и сетевого мероприятия.
Ребята должны уметь:
- через агитацию вовлечь в активную волонтерскую деятельность своих сверстников,
- принимать активное участие в планирование, организации и проведении мероприятий,
-использовать различные формы мероприятий на практике,
- проводить анализ мероприятия и работу над ошибками.
Учебно – тематический план 3 года обучения
№п/п Наименование разделов (тем) курса Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие. Развитие волонтёрского движения 8 4 4
2 Человек и культура общения 20 6 14
3 Добрые намерения и добрые дела 8 4 4
4 Организация времени волонтёра 20 6 14
5 Специальная подготовка волонтеров 28 8 20
6 Основы и формирование ЗОЖ 20 6 14
7 Донорство 10 2 8
8 Добро, милосердие и сострадание 28 6 22
9 Экологический дозор 28 6 22
10 Формирование здорового образа жизни 16 4 12
11 Коллективная деятельность 20 6 14
12 Подведение итогов 10 2 8
Всего: 216 60 156
Содержание общеобразовательной программы 3-го года обучения
1.Вводное занятие. Развитие волонтёрского движения-8ч
Теория-4ч.
Вводный инструктаж по технике безопасности. Знакомство с задачами. Значение волонтерского движения. Взаимодействие волонтёров с другими общественными организациями.
Практика- 4ч.
Диагностика –анкетирование: «Что ты готов сделать для улучшения мира?»
Упражнения на развитие лидерских качеств
2.Человек и культура общения – 20ч.
Теория -6ч.
Ты и общество. Мир вокруг нас. Что есть «добро» и что есть «зло»?
Практика – 14ч.
Анкетирование «Моё отношение к окружающим». Упражнение «Волшебные слова сценки на поведение в разных ситуациях. Подготовка к мероприятию «День учителя»
3.Добрые намерения и добрые дела- 8ч.
Теория -4ч.
Кого можно назвать добрым. Какие качества присущи доброму человеку. Красоту уносят годы – доброту не унесут. Добрые люди среди нас.
Практика – 4ч
Считаю ли я себя добрым – обсуждение. Конкурс рисунков «Доброе лицо учителя». Акция «Миллион добрых дел».
4.Организация времени волонтёра -20ч.
Теория -6ч.
Правильное планирование – залог успеха. Мечтай и планируй. Как воплотить мечту в жизнь
Практика – 14ч
Игра «Соревнования кораблей». Нарисуй свою мечту. Акция. Встреча.
5.Специальная подготовка волонтеров -28ч.
Теория -8ч.
Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется
Практика – 20ч
Помощь ветеранам и пожилым людям. Трудовая помощь пожилым людям.
6.Основы и формирование ЗОЖ-20 ч.
Теория -6ч.
Беседа о сохранении здоровья. Спорт и волонтёрское движение. Просмотр фильма о вреде курения. Роль здоровья в жизни человека
Практика – 14ч
Фотоконкурс. Организация, подготовка и проведение мероприятия ко «Дню Защитников Отечества».Подведение итогов.
7.Донорство-10ч.
Теория -2ч.
Что я знаю о донорстве. Знакомство со службой крови в России и за рубежом.
Практика -8ч.
Изготовление листовок ко «Дню донора». Акция «От сердца к сердцу».
8.Добро, милосердие и сострадание- 28ч.
Теория -6ч.
Что такое доброта. Кого можно назвать добрым. Понятие «Милосердие». Воспитание потребности делать добро, сострадать.
Какие качества присущи доброму человеку. Твори добро. Волонтеры и добрые дела. Быть честным перед собой и перед другими.
Практика – 22ч
Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье. Акция «Круговая порука добра» (сбор гуманитарной помощи детям из многодетных, малообеспеченных семей и семей, попавших в трудную жизненную ситуацию) Акция «Зажечь факел души» (проведение совместных мероприятий, игровых программ и праздников
9.Экологический дозор-28ч.
Теория -6ч.
Какую роль в жизни играет экология.Составление плана.Как спасти нашу планету.
Практика – 22ч
Оказание помощи в благоустройстве села, Акции «Обелиск», «Тимуровский десант», «Чистое село», «Чистый берег»
10.Формирование здорового образа жизни- 16ч.
Теория -4ч.
Роль здоровья в жизни человека. Беседа о сохранении здоровья. Факторы, разрушающие здоровье. Круглый стол «Мы хотим быть здоровыми»
Практика – 12ч
Фотоконкурс. Организация, подготовка и проведение мероприятия ко «Дню Защитников Отечества» Подведение итогов
11.Коллективная деятельность-20ч.
Теория -6ч.
Совместное творчество. Роль коллектива в профилактике вредных
привычек. Роль коллектива в пропаганде ЗОЖ
Практика – 14ч
Оформление стенда о работе волонтёров. Праздник «Возьмёмся за руки, друзья». Игра «Ты среди людей». Трудовой десант (оказание адресной помощи) «Ветеран живёт рядом»
12.Подведение итогов – 10ч.
Теория – 2ч.
Чего мы сумели добиться?
Практика – 8ч.
Подготовка к отчетному концерту.
Перечень знаний и умений, формируемых у обучающихся 3 года обучения.
Ребята должны знать:
- нормативно-правовую основу волонтерской деятельности,
- формы и направления волонтерской деятельности в России,
- формы профилактики и пропаганды ЗОЖ,
- структуру совместного и сетевого мероприятия.
Ребята должны уметь:
- через агитацию вовлечь в активную волонтерскую деятельность своих сверстников,
- принимать активное участие в планирование, организации и проведении мероприятий,
-использовать различные формы мероприятий на практике,
- проводить анализ мероприятия и работу над ошибками.
Аттестация обучающихся.
Для определения ожидаемого результата на основании положения об аттестации проводиться входящий контроль ( сентябрь),промежуточный контроль (декабрь) и итоговая аттестация воспитанников.
Данный контроль позволяет педагогу и детям увидеть результаты своей деятельности, что создает хороший психологический климат в коллективе, стимулирует развитие активной гражданской позиции молодого человека.
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей
1год обучения
Наименование тем Формы занятий Приемы, методы, организации учебно- воспитательных занятий Формы подведения итогов
1.Вводное занятие. Знакомство. Основы добровольческой деятельности. Игра
Анкета
Беседа Словесный Собеседование
2.Возникновение и развитие волонтёрского движения Анкетирование
Дискуссия Словесный Опрос
3.Все различны – все равны Игра
Акция Словесный
Практический Опрос
4.Познание и творчество Экскурсия Практический Творческий
Отчет
5.Подари радость Акция
Беседа Наглядный Опрос
6.Основы и формирование ЗОЖ Игра
Круглый стол Словесный Опрос
7.Донорство Акция Словесный Опрос
8.Добро, милосердие и сострадание Диспут
Акция Наглядный Творческий отчет
9.Воспитание патриотизма Беседа
Акция
Встреча Репродуктивный Опрос
Творческий отчет
10Подведение итогов Беседа Словесный Опрос
2 год обучения
Наименование тем Форма занятий Приемы, методы, организации учебно- воспитательных занятий Формы подведения итогов
1.Вводное занятие. Развитие волонтёрского движения Беседа
Анкета Словесный Анкетирование
2.Время жить вместе Тренинг
Акция
Встреча Словесный Опрос
3.Безопасная дорога Беседа
Тест Словесный Тестирование
4.С чего начинается Родина Комбинированное
занятие Практический Опрос
5.В человеке всё должно быть прекрасно Диспут
Выставка
Круглый стол Словесный Внеклассное мероприятие
6.Основы и формирование ЗОЖ Беседа
Игра Словесный
Наглядный Опрос
7.Сценическое мастерство Акция Тренинг Словесный
Опрос
8.Добро, милосердие и сострадание Диспут
Акция Словесный
Опрос
9.Основы проведения социальных дел Акция Словесный
Практический Творческий
опрос
10.Милосердие Акция Словесный
Опрос
11.Коллективная деятельность Тренинг
Игра Диагностический Тестовые
задания
12Подведение итогов Беседа Диагностический Тестовые задания
3 год обучения
Наименование тем Форма занятий Приемы, методы, организации учебно- воспитательных занятий Формы подведения итогов
1.Вводное занятие. Развитие волонтёрского движения Анкета Словесный Опрос
2.Человек и культура общения Анкета Словесный Опрос
3.Добрые намерения и добрые дела Акция Практический Опрос
4.Организация времени волонтёра Игра
Встреча Репродуктивный Опрос
5.Специальная подготовка волонтеров Тренинг Словесный Тестовые задания
6.Основы и формирование ЗОЖ Беседа Наглядный Собеседование
7.Донорство Беседа Словесный Создание листовок
8.Добро, милосердие и сострадание Акция Словесный Опрос
9.Экологический дозор Акция Словесный Опрос
10.Формирование здорового образа жизни Беседа
Круглый стол Практический Собеседование
11.Коллективная деятельность Игра Наглядный Опрос
12.Подведение итогов Беседа Диагностический Тестовые задания
Необходимые условии реализации Программы:
1.Материально- техническое обеспечение:
-кабинет необходимой мебелью
- наличие компьютера, фотоаппарата
2. Информационное обепечение:
1.http://www.charite.org.ua/viewtopic.php?t=82 Практическое руководство для начинающих волонтеров
2."Библиотека волонтера" форума www.charite.org.ua
3.http://www.rak.by/cgi-bin/article.cgi?a=319
4.«Донорство» сайт: http://www.donors.ru
5. Видеоролики о деятельности волонтерских отрядов России
Дидактическое обеспечение:
-Методические рекомендации по организации и проведению тренингов.
-Методические разработки тренингов: Тренинг лидерства, тренинг творчества, Тренинг взаимодействия с коллективом. Тренинг на коммуникативное общение. Тренинг «Мы знаем как себя защитить.
- Планы проведения обучающих семинаров.
- Методические рекомендации по организации и проведению мероприятий в различных формах волонтерской деятельности
- Раздаточный материал (буклеты, наклейки, календари, тиражированные с использованием собственных средств.
-Методические карточки тренинговых занятий
Кадровое обеспечение:
Для реализации данной программы необходимо привлечение специалистов, работников социальной службы, сотрудников полиции.
Список литературы и интернет- источников
Для педагога
1. Целевая программа ведомства «Вовлечение молодежи Республики Мордовия в волонтерскую деятельность» разработанная Государственным комитетом Республики Мордовия по делам молодежи
2. Программа обучающего курса школы волонтеров «Академия добра»
ГУ «Мордовский республиканский молодежный центр»
3. Лях. Т.А. Методика организации волонтерских групп: учебное пособие / Г.Л. Лях – К: КУ им. Бориса Гринченко, 2010 – 160 с.
4. Либоракина, М., Якимец, В., Гражданские инициативы и будущее России, - М., 1997
5. Агапов, Е.. Социальная помощь и культура // вопросы социального обеспечения. 2006 - №21.
6. Бодренкова, Г. Добровольчество // Социальная работа – 2006, -№1
7. Добровольцы: как их найти и удержать / под. ред. Гриффит, К.М.: Педагогическое объединение «Радуга». 1995г.
8. Дьячек, Г.П., Развитие исследовательского подхода в деятельности волонтеров (на примере США) // Составитель С.В. Тетерский. Под.ред. Л.В. Никитиной. – М.: «ACADEMIA» 2000г.
9. Белые волонтеры. Добровольческая армия. (1917-февраль 1919): Г.М. Ипполитова, В.Г. Казаков, В.В. Рыбников – Санкт Петербург., Щит. – М.: 2003Г. – 456 с.
10. ДМТ – молекула духа. Революционное медицинское исследование и мистического опыта : Рик Страссман – Москва, ИГ – «Весь», 2010г. – 352 с.
11. Левдер, И.. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания //Социальная работа, 2006, №2
Для детей
«Я - Лидер» информационно-методический сборник. Киров 2008
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №1 Ижевск 2007
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №2 Ижевск 2008
Сборник методических материалов деятельности волонтёрских отрядов за ЗОЖ №3 Ижевск 2008
Физкультминутки (сборник) выпуск №3. Волгоград 2007
Командные игры-испытания (сборник) М.2004.
Коваленко В.И. «Младшие школьники после уроков» 750 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. М. 2007
Для родителей
Волонтерское движение http:// www. Adolesmed. Ru/ volunteers.html
Институт волонтества http://inductorl.ucoz.ru/publ/ institut
Решетников О.В. Организация добровольческой деятельности. Учебно- методическое пособие. М.: «Фонд содействия образования XXI века». 2005. С.4.
Смит Д. Добровольцы – капитал будущего? Курьер ЮНЕСКО. 2001. Июнь. С.28.