«Система работы классного руководителя по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся»
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
СИСТЕМА РАБОТЫ
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕ
ЛЯ
ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВ
ОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И
ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВН
О
-
МАССОВОЙ ЗАНЯТОСТИ У
ЧАЩИХСЯ
«ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ В ТВО
ИХ РУКАХ»
Шпак Валентина Викторовна
учитель английского языка
МБОУ лицей №
4
г.
Славянск
-
н
а
-
Кубани
Краснодарского края
Россия
Славянск
-
на
-
Кубани
2014
«
Единственная красота, которую я знаю
-
это здоровье
»
Генрих Гейне
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ЗДОРОВЬЕ
–
понятие комплексное. По определению Всемирной организации
здравоохранения
,
здоровье
–
это
«
состояние полного физического, духовного и социального
благополучия, а не только отсутствие болез
ней и физических дефектов
»
«Укрепить здоровье человека в детстве,
–
говорил Сухомлинский,
–
не допустить, чтобы
ребѐнок вступал в юность хилым и вялым,
–
это, значит, дать ему всю полноту жизненных
радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела
и здорового духа. Если ребѐнок,
очарованный красотой полей, мерцанием звѐзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом
полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела духа»
Несомненно, что забота о здоровье
–
это важнейший
труд воспитателя. От
бодрости детей,
жизнерадостнос
ти
зависит
их духовная жизнь, мировоззрение
, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы.
Сами п
онятия
«
человек
»
,
«
жизнь
»
,
«
здоровье
»
взаимосвязаны и взаимозависимы.
Ф
ормирование здорового
образа жизни
-
приоритетное направлением в работе
классного руководителя.
Для эффективности
этой работы
классному
руководител
ю
необходим системный подход
.
Система работы классного руководителя по
данному направлению
–
это сложная
совокупность
и
е
динство цел
и
, задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм,
методов и приемов работы, отражающаяся в различных взаимодействиях классного
руководителя с медицинской, психологической, социальной, библиотечной службами,
семьями, учителем физическо
й культуры, учителями
-
предметниками, тренерами
спортивных секций, педагогами дополнительного образования, администрацией школы,
других учреждений, основанн
ая
на
здоровьесберега
ющих образовательных технология
.
Работа по н
аправлени
ю
«Здоровье»
основыва
ется на:
«
Концепции
национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
;
Губернаторской программе
«
АНТИНАРКО
»
;
Муниципальной программе «Здоровье»
, которые предусматривают специальные меры
и создание условий для сохранения и укрепления здоровья шк
ольников.
В основу работы положены
личностно
-
ориентированные принципы:
ребенок самоценен, учитель создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка,
учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает
вместе с ни
м над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
учитель воздерживается от нравственных оценок личности, дает ребенку возможность
самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
ребенок успешен, когда его поддерживают и вдохновляют учит
ель и родители.
Воспитание
–
это принятие воспитателем ответственности за развитие ребенка,
становление его личности.
Авторская
система работы
«Твое здоровье
в твоих рука
х
»
разработана на основе
авторской
воспитательной программы «Личностно
-
ориентирован
ный подход в процессе воспитания
учащихся».
Программа обсуждена на МО классных руководителей, получена положительная
рецензия
, прошла
апробацию в 201
1
-
201
2
учебном году.
Цель программы:
создать целостную систему спортивно
-
оздоровительной работы, спосо
бствующую
физическому развитию школьников, внедрению физической культуры в их
повседневную жизнь, укреплению здоровья, воспитание физически сильных будущих
защитников Родины
.
Цель работы
классного руководителя
по направлению «Здоровье»:
формирование в соз
нании учащихся позитивного отношения к своему умственному,
эмоциональному, социальному и физическому здоровью как к важнейшей духовно
-
нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового
образа жизни
;
создание устойчивой мотивации
к здоровому и продуктивному стилю жизни;
формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного,
физически развитого человека
;
пропаганда спорта,
профилактика наркомании.
Формированию культуры здорового и безопасного образа жизни способств
уют следующие
з
адачи:
научить
детей
быть здоровым
и
;
сформировать представление
о
позитивных факторах, влияющих на здоровье;
правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;
рациональной организации режима дня, учѐбы и отдыха, дв
игательной активности;
дать представление
о
негативных факторах (с учѐтом принципа информационной
безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность,
инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах
возникнове
ния зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других
психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; о влиянии позитивных и
негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером,
просмотра телепередач, участия в азартн
ых играх;
научить
обучающихся:
составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять
здоровье; выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе еѐ
использов
ания самостоятельно поддерживать своѐ здоровье; элементарным навыкам
эмоциональной разгрузки (релаксации);
сформировать:
навыки позитивного коммуникативного общения; представление об
основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; потребно
сть
ребѐнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в
том числе связанным с особенностями роста и развития.
использовать
современные, в том числе, интерактивные педагогические технологии
и методические приемы для демонстрации
учащимся значимости физического и
психического здоровья человека.
Прогнозируемые результаты реализации программы
:
расширение осведомленности школьников о здоровом образе жизни, углубление
знаний о культуре здоровья
;
формирование осознанной потребност
и и ответственного отношения к своему
здоровью, гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранение и
укрепление их физического и психического здоровья
;
положительная динамика состояния здоровья учащихся, повышение их
работоспособности;
р
азвитие различных видов спортивной деятельности (легкая атлетика, плавание,
футбол, волейбол);
развитие спортивных притязаний школьников, удовлетворение их спортивных
интересов;
100% внеурочная занятость в кружках и спортивных секциях; снижение количеств
а
подростков асоциального поведения.
Формирование отношения к здоровью как ценности осуществляются по трем
направлениям:
усвоение знаний о здоровье и его значимости;
внедрение здороьесберегающих образовательных технологий;
организация оздоровительной р
аботы.
Важно, чтобы
педагог должен сам вести здоровый образ жизни, знать его законы,
постоянно
«
работать над собой
»
, заниматься вопросами педагогики оздоровления
школьников на научном и профессиональном уровне. Современный классный руководитель
должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий,
чтобы иметь возможность выбирать те из них,
которые обеспечат в данных определенных
условиях успех конкретного обучающегося. Особенно важно обладать умением ярко,
выразительно, логично изло
гать
свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе внимание
школьников, быть тактичным, выдержанным, наблюдатель
ным, искренним.
Важно про
будить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их
заинтересованности в учебе, выборе занятий, адекватных индивидуальным интересам и
склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь является
важн
ейшим условием сохранения и укрепления здоровья
.
В течение всех лет обучения в классе проводится кропотливая, систематическая,
целенаправленная работа по воспитанию культуры здоровья, формированию личности
активной, нравственной, творческой, ориентиров
анной на здоровый образ жизни.
Формы реализации:
участие в спортивных клубах, секциях, спортивных праздниках,
соревнованиях, Днях здоровья, Всекубанской акции «С добрым утром!»,
экскурсионных
поездках по родному краю,
поход
ах
,
выезд на природу, рабо
та агитбригады «Выбери
жизнь!», просвещение по данной теме: беседы, практикумы, праздники, ролевые игры,
путешествия, родительский всеобуч,
активное участие в туристических слетах.
Работа начинается
с диагностики
, которая помогает контролировать во
спитательный
процесс, грамотно формулировать педагогические задачи. Использую
тся
такие методы как:
наблюдение, беседа,
тесты,
анкетирование учащихся и их родителей и др
угие
.
Прово
дятся
профилактические беседы в соответствии с возрастными особенностя
ми, потребностями,
желаниями и интересами школьников, что способствует развитию у детей смекалки,
фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ,
ТЕМАТИКА
ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯ
ТИЙ
И
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕС
ЕД С УЧАЩИМИСЯ
ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВ
ОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ.
КЛАСС
ТЕМА
, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ
5
-
9
Беседы по безопасности жизнедеятельности.
5
-
9
«Твоѐ отношение к курению» (Анкетирование)
5
«Здоровье
-
бесценное богатство» (Анкетирование)
5
«Папа, мама, я
-
спортивная семья» (
Соревнования)
5
«Здоровый образ жизни» (Беседа)
5
«Здоровый образ жизни
–
главное богатство
»
(Устный журнал
с
п
резентацией
)
5
«Сам себе доктор»
(Сюжетно
-
ролевая игра)
5
Поездка в г. Краснодар в ледовый дворец (Экскурсия)
5
-
6
«Сам себе я п
омогу, и здоровье сбер
егу
» (Игра)
5
-
6
«Чистые руки
–
чистое тело смело берись за любое дело» (Беседа)
5
-
6
«Говорим мы вам без смеха
-
чистота залог успеха» (КВН)
6
«Здоровое питание
–
залог здоровья
» (КВН)
6
«Курение или здоровье
–
выбирайте сами
» (Дискуссия)
6
«Быть здоровым
–
это здорово!» (Игра)
6
Поездка в п. Октябрьский Красноармейского района, посещение конноспортивной
школы. (Экскурсия)
7
«В спортзал
–
за здоровьем» (Спортивное мероприятие)
7
«Мифы о курении и реальность» (Репо
ртаж с места событий)
7
«Что такое
ВИЧ инфекция и
СПИД
?»
(Лекция врача)
7
«Здоровый образ жизни» (Защита творческого проекта)
7
«
В
есѐлые походы» Поход к берегам реки Протока.
8
«Суд над наркотиками»
(Внеклассное мероприятие в форме ролевой и
гры)
8
Просмотр учебного кинофильма «Никотиновая трагедия»
(Просмотр
фильма)
8
«Привычка вредная, но как убедить»
? (
Беседа школьного доктора)
8
«Суд над табаком»
(Ролевая игра)
8
«В мире вредных привычек» (Родительское собрание)
9
«Полезные п
ривычки» (Устный журнал)
9
«СПИД и его профилактика»
(
Презентация
, выполненная учащимися
)
9
«Похититель рассудка» (Дискуссия о наркомании)
9
«Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков»
(В
ыступление
а
гитбригад
ы
)
9
-
11
Добровольное анони
мное экспресс
-
тестирование.
9
«Эх, школьные годы, весѐлые походы»
Поездка на природу в п. Шапсуг.
Летняя оздоровительная кампания «Лето
-
201
2
»
9
Беседы по безопасности жизнедеятельности.
9
Походы, турслѐты, выезды на побережье Азовского моря.
9
Поиск
овая, тимуровская работа.
9
Работа
на летней площадке, в ремонтной бригаде, леняя трудовая практика.
9
Участие в работе туристического слета «Лето
–
2012»
10
«СПИД
–
смертельная угроза» (Информация врача)
10
«Скажем наркотикам
–
Нет!» (Встреча с наркол
огом)
10
«Если хочешь быть здоров…» (Семинар)
10
«Суд над компьютером» (Ролевая игра)
10
«О здоровье знают все, но…» (Классный час)
11
«Отцы и дети»
Диспут
(
Совместное мероприятие родителей и учащихся)
11
« Здоровье нации: кто виноват и что делать?
» ( Конференция)
11
«Осторожно, грипп!» (Проф
илактическая
беседа)
11
«Наркомания
-
дело не личное»
(
П
резентаци
я учащихся,
обсуждение)
11
«Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем» (Лекция и обсуждение)
11
«Стресс и способы его преодоления»
(Информация классного
руководителя)
В рамках выступления агитбригады «Выбери жизнь!» у
чащиеся класса сами занимаются
пропагандой здорового образа жизни.
Классный руководитель, организуя досуг
воспитанников с целью воспитания культуры здоровья вне школы, сотрудничает со
школь
ным врачом, психологом, работниками
библиотеки,
кинотеатров, музеев и других
учреждений дополнительного образования
с целью проведения внеклассных мероприятий на
их
базе
.
Классный руководитель осуществляет тесное сотрудничество с семьями учащихся,
учит
елями физической культуры, тренерами спортивных секций ДЮСШ «Юность», ДЮСШ
«Виктория», ДЮСШ «Белая ладья».
Совместно с педагогами дополнительного образования
это
-
вовлечение учащихся в различные кружки и секции
, у
частие в самых разнообразных
внеклассных
мероприятиях, экскурсионных поездках по родному краю, местам Боевой
Славы, городам
-
героям и др
угие
.
Вся работа по педагогике здоровья проводится в тесном взаимодействии с семьями
учащихся. Классным руководителем проводится родительский всеобуч, н
а родительских
собраниях обсуждаются вопросы культуры здоровья. Особенно интересно проходят
диспуты детей и родителей на эти темы.
Давайте вспомним
слова Василия Александровича Сухомлинского о том, что
«
к школьнику
нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как
«
к
факелу, который необходимо зажечь
»
ПУСТЬ НАШ ЭНТУЗИАЗМ
ЗАЖЖЕТ У КАЖДОГО УЧЕ
НИКА ФАКЕЛ ИНТЕРЕСА
К
СОБСТ
ВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ, ВЕ
ДЬ ТВОРЯ СВОЁ ЗДОРОВ
ЬЕ, ЧЕЛОВЕК ТЕМ САМЫ
М
ОДНОВРЕМЕННО ТВОРИТ
САМОГО СЕБЯ.
МОЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ С
ИСТЕМА ПОЗВОЛЯЕТ СДЕ
ЛАТЬ ОСМЫСЛЕННОЙ И
ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯ
ТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ,
РОДИТЕЛЕЙ И МЕНЯ, КА
К КЛАССНОГО
РУКОВОДИТЕЛЯ, ОБЕСПЕ
ЧИВА
Я СОРАЗВИТИЕ В КОЛЛЕ
КТИВЕ, ПОДРАЗУМЕВАЮЩ
ЕЕ
ОБЩЕЕ УЧАСТИЕ В ЖИЗН
И КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИ
ВА, СОВМЕСТНОЕ РЕШ
ЕНИЕ ОБЩИХ
ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ И
ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.