«Система работы классного руководителя по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся»


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
СИСТЕМА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕ ЛЯ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВ ОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ И ОРГАНИЗАЦИИ СПОРТИВН О - МАССОВОЙ ЗАНЯТОСТИ У ЧАЩИХСЯ «ТВОЕ ЗДОРОВЬЕ В ТВО ИХ РУКАХ» Шпак Валентина Викторовна учитель английского языка МБОУ лицей № 4 г. Славянск - н а - Кубани Краснодарского края Россия Славянск - на - Кубани 2014 « Единственная красота, которую я знаю - это здоровье » Генрих Гейне ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЗДОРОВЬЕ – понятие комплексное. По определению Всемирной организации здравоохранения , здоровье – это « состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болез ней и физических дефектов » «Укрепить здоровье человека в детстве, – говорил Сухомлинский, – не допустить, чтобы ребѐнок вступал в юность хилым и вялым, – это, значит, дать ему всю полноту жизненных радостей. Без радости невозможна гармония здорового тела и здорового духа. Если ребѐнок, очарованный красотой полей, мерцанием звѐзд, бесконечной песнью кузнечиков и запахом полевых цветов, слагает песню, значит, он находится на вершине этой гармонии тела духа» Несомненно, что забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От бодрости детей, жизнерадостнос ти зависит их духовная жизнь, мировоззрение , умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Сами п онятия « человек » , « жизнь » , « здоровье » взаимосвязаны и взаимозависимы. Ф ормирование здорового образа жизни - приоритетное направлением в работе классного руководителя. Для эффективности этой работы классному руководител ю необходим системный подход . Система работы классного руководителя по данному направлению – это сложная совокупность и е динство цел и , задач, принципов, направлений, содержания, средств, форм, методов и приемов работы, отражающаяся в различных взаимодействиях классного руководителя с медицинской, психологической, социальной, библиотечной службами, семьями, учителем физическо й культуры, учителями - предметниками, тренерами спортивных секций, педагогами дополнительного образования, администрацией школы, других учреждений, основанн ая на здоровьесберега ющих образовательных технология . Работа по н аправлени ю «Здоровье» основыва ется на:  « Концепции национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» ;  Губернаторской программе « АНТИНАРКО » ;  Муниципальной программе «Здоровье» , которые предусматривают специальные меры и создание условий для сохранения и укрепления здоровья шк ольников. В основу работы положены личностно - ориентированные принципы: ребенок самоценен, учитель создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ни м над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел; учитель воздерживается от нравственных оценок личности, дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины; ребенок успешен, когда его поддерживают и вдохновляют учит ель и родители. Воспитание – это принятие воспитателем ответственности за развитие ребенка, становление его личности. Авторская система работы «Твое здоровье в твоих рука х » разработана на основе авторской воспитательной программы «Личностно - ориентирован ный подход в процессе воспитания учащихся». Программа обсуждена на МО классных руководителей, получена положительная рецензия , прошла апробацию в 201 1 - 201 2 учебном году. Цель программы:  создать целостную систему спортивно - оздоровительной работы, спосо бствующую физическому развитию школьников, внедрению физической культуры в их повседневную жизнь, укреплению здоровья, воспитание физически сильных будущих защитников Родины . Цель работы классного руководителя по направлению «Здоровье»:  формирование в соз нании учащихся позитивного отношения к своему умственному, эмоциональному, социальному и физическому здоровью как к важнейшей духовно - нравственной и социальной ценности, воспитание в молодом поколении здорового образа жизни ;  создание устойчивой мотивации к здоровому и продуктивному стилю жизни;  формирование здорового духовно, психически, социально адаптированного, физически развитого человека ;  пропаганда спорта, профилактика наркомании. Формированию культуры здорового и безопасного образа жизни способств уют следующие з адачи:  научить детей быть здоровым и ;  сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье; правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; рациональной организации режима дня, учѐбы и отдыха, дв игательной активности;  дать представление о негативных факторах (с учѐтом принципа информационной безопасности) риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникнове ния зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартн ых играх;  научить обучающихся: составлять, анализировать и контролировать свой режим дня; делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье; выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе еѐ использов ания самостоятельно поддерживать своѐ здоровье; элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);  сформировать: навыки позитивного коммуникативного общения; представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; потребно сть ребѐнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.  использовать современные, в том числе, интерактивные педагогические технологии и методические приемы для демонстрации учащимся значимости физического и психического здоровья человека. Прогнозируемые результаты реализации программы :  расширение осведомленности школьников о здоровом образе жизни, углубление  знаний о культуре здоровья ;  формирование осознанной потребност и и ответственного отношения к своему здоровью, гигиенических навыков и принципов здорового образа жизни, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья ;  положительная динамика состояния здоровья учащихся, повышение их работоспособности;  р азвитие различных видов спортивной деятельности (легкая атлетика, плавание, футбол, волейбол);  развитие спортивных притязаний школьников, удовлетворение их спортивных интересов;  100% внеурочная занятость в кружках и спортивных секциях; снижение количеств а подростков асоциального поведения. Формирование отношения к здоровью как ценности осуществляются по трем направлениям:  усвоение знаний о здоровье и его значимости;  внедрение здороьесберегающих образовательных технологий;  организация оздоровительной р аботы. Важно, чтобы педагог должен сам вести здоровый образ жизни, знать его законы, постоянно « работать над собой » , заниматься вопросами педагогики оздоровления школьников на научном и профессиональном уровне. Современный классный руководитель должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося. Особенно важно обладать умением ярко, выразительно, логично изло гать свою мысль, уметь убедить, привлечь к себе внимание школьников, быть тактичным, выдержанным, наблюдатель ным, искренним. Важно про будить в детях желание заботиться о своем здоровье, основанное на их заинтересованности в учебе, выборе занятий, адекватных индивидуальным интересам и склонностям. Насыщенная, интересная и увлекательная школьная жизнь является важн ейшим условием сохранения и укрепления здоровья . В течение всех лет обучения в классе проводится кропотливая, систематическая, целенаправленная работа по воспитанию культуры здоровья, формированию личности активной, нравственной, творческой, ориентиров анной на здоровый образ жизни. Формы реализации: участие в спортивных клубах, секциях, спортивных праздниках, соревнованиях, Днях здоровья, Всекубанской акции «С добрым утром!», экскурсионных поездках по родному краю, поход ах , выезд на природу, рабо та агитбригады «Выбери жизнь!», просвещение по данной теме: беседы, практикумы, праздники, ролевые игры, путешествия, родительский всеобуч, активное участие в туристических слетах. Работа начинается с диагностики , которая помогает контролировать во спитательный процесс, грамотно формулировать педагогические задачи. Использую тся такие методы как: наблюдение, беседа, тесты, анкетирование учащихся и их родителей и др угие . Прово дятся профилактические беседы в соответствии с возрастными особенностя ми, потребностями, желаниями и интересами школьников, что способствует развитию у детей смекалки, фантазии, эрудиции, умения логично рассуждать и делать выводы. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ, ТЕМАТИКА ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯ ТИЙ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ БЕС ЕД С УЧАЩИМИСЯ ПО ПРОПАГАНДЕ ЗДОРОВ ОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. КЛАСС ТЕМА , ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ 5 - 9 Беседы по безопасности жизнедеятельности. 5 - 9 «Твоѐ отношение к курению» (Анкетирование) 5 «Здоровье - бесценное богатство» (Анкетирование) 5 «Папа, мама, я - спортивная семья» ( Соревнования) 5 «Здоровый образ жизни» (Беседа) 5 «Здоровый образ жизни – главное богатство » (Устный журнал с п резентацией ) 5 «Сам себе доктор» (Сюжетно - ролевая игра) 5 Поездка в г. Краснодар в ледовый дворец (Экскурсия) 5 - 6 «Сам себе я п омогу, и здоровье сбер егу » (Игра) 5 - 6 «Чистые руки – чистое тело смело берись за любое дело» (Беседа) 5 - 6 «Говорим мы вам без смеха - чистота залог успеха» (КВН) 6 «Здоровое питание – залог здоровья » (КВН) 6 «Курение или здоровье – выбирайте сами » (Дискуссия) 6 «Быть здоровым – это здорово!» (Игра) 6 Поездка в п. Октябрьский Красноармейского района, посещение конноспортивной школы. (Экскурсия) 7 «В спортзал – за здоровьем» (Спортивное мероприятие) 7 «Мифы о курении и реальность» (Репо ртаж с места событий) 7 «Что такое ВИЧ инфекция и СПИД ?» (Лекция врача) 7 «Здоровый образ жизни» (Защита творческого проекта) 7 « В есѐлые походы» Поход к берегам реки Протока. 8 «Суд над наркотиками» (Внеклассное мероприятие в форме ролевой и гры) 8 Просмотр учебного кинофильма «Никотиновая трагедия» (Просмотр фильма) 8 «Привычка вредная, но как убедить» ? ( Беседа школьного доктора) 8 «Суд над табаком» (Ролевая игра) 8 «В мире вредных привычек» (Родительское собрание) 9 «Полезные п ривычки» (Устный журнал) 9 «СПИД и его профилактика» ( Презентация , выполненная учащимися ) 9 «Похититель рассудка» (Дискуссия о наркомании) 9 «Вредные привычки и их влияние на здоровье подростков» (В ыступление а гитбригад ы ) 9 - 11 Добровольное анони мное экспресс - тестирование. 9 «Эх, школьные годы, весѐлые походы» Поездка на природу в п. Шапсуг. Летняя оздоровительная кампания «Лето - 201 2 » 9 Беседы по безопасности жизнедеятельности. 9 Походы, турслѐты, выезды на побережье Азовского моря. 9 Поиск овая, тимуровская работа. 9 Работа на летней площадке, в ремонтной бригаде, леняя трудовая практика. 9 Участие в работе туристического слета «Лето – 2012» 10 «СПИД – смертельная угроза» (Информация врача) 10 «Скажем наркотикам – Нет!» (Встреча с наркол огом) 10 «Если хочешь быть здоров…» (Семинар) 10 «Суд над компьютером» (Ролевая игра) 10 «О здоровье знают все, но…» (Классный час) 11 «Отцы и дети» Диспут ( Совместное мероприятие родителей и учащихся) 11 « Здоровье нации: кто виноват и что делать? » ( Конференция) 11 «Осторожно, грипп!» (Проф илактическая беседа) 11 «Наркомания - дело не личное» ( П резентаци я учащихся, обсуждение) 11 «Слова СПИД и ВИЧ знакомы всем» (Лекция и обсуждение) 11 «Стресс и способы его преодоления» (Информация классного руководителя) В рамках выступления агитбригады «Выбери жизнь!» у чащиеся класса сами занимаются пропагандой здорового образа жизни. Классный руководитель, организуя досуг воспитанников с целью воспитания культуры здоровья вне школы, сотрудничает со школь ным врачом, психологом, работниками библиотеки, кинотеатров, музеев и других учреждений дополнительного образования с целью проведения внеклассных мероприятий на их базе . Классный руководитель осуществляет тесное сотрудничество с семьями учащихся, учит елями физической культуры, тренерами спортивных секций ДЮСШ «Юность», ДЮСШ «Виктория», ДЮСШ «Белая ладья». Совместно с педагогами дополнительного образования это - вовлечение учащихся в различные кружки и секции , у частие в самых разнообразных внеклассных мероприятиях, экскурсионных поездках по родному краю, местам Боевой Славы, городам - героям и др угие . Вся работа по педагогике здоровья проводится в тесном взаимодействии с семьями учащихся. Классным руководителем проводится родительский всеобуч, н а родительских собраниях обсуждаются вопросы культуры здоровья. Особенно интересно проходят диспуты детей и родителей на эти темы. Давайте вспомним слова Василия Александровича Сухомлинского о том, что « к школьнику нужно относиться не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как « к факелу, который необходимо зажечь » ПУСТЬ НАШ ЭНТУЗИАЗМ ЗАЖЖЕТ У КАЖДОГО УЧЕ НИКА ФАКЕЛ ИНТЕРЕСА К СОБСТ ВЕННОМУ ЗДОРОВЬЮ, ВЕ ДЬ ТВОРЯ СВОЁ ЗДОРОВ ЬЕ, ЧЕЛОВЕК ТЕМ САМЫ М ОДНОВРЕМЕННО ТВОРИТ САМОГО СЕБЯ. МОЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ С ИСТЕМА ПОЗВОЛЯЕТ СДЕ ЛАТЬ ОСМЫСЛЕННОЙ И ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ ДЕЯ ТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ, РОДИТЕЛЕЙ И МЕНЯ, КА К КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ, ОБЕСПЕ ЧИВА Я СОРАЗВИТИЕ В КОЛЛЕ КТИВЕ, ПОДРАЗУМЕВАЮЩ ЕЕ ОБЩЕЕ УЧАСТИЕ В ЖИЗН И КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИ ВА, СОВМЕСТНОЕ РЕШ ЕНИЕ ОБЩИХ ПРОБЛЕМ ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ.