Программа классного руководителя по оздоровлению учащихся и пропаганде здорового образа жизни.


Программа классного руководителя 6 класса «В»
по оздоровлению учащихся и пропаганде здорового образа жизни.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
Цель программы:
Создание оптимальных условий для сохранения и укрепления здоровья, формирования здорового образа жизни учеников.
Задачи:
- воспитание у родителей и учащихся сознательного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни;
- непрерывное профессиональное самообразование, накопление банка данных по методологической, диагностической деятельности физкультурно-оздоровительной направленности;
- пропаганда здорового образа жизни, формирование отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности;
- изменение ценностного отношения к вредным привычкам и формирование личной ответственности за свое поведение;
- повышение уровня правовых знаний, касающихся ответственности несовершеннолетних и их родителей за хранение, распространение и применение наркотических и психотропных веществ;
- обучение умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения;
Основные направления:
Диагностическая деятельность;
Спортивно-оздоровительная деятельность;
Профилактика заболеваний у учащихся. Комплексное оздоровление детей;
Здоровое питание школьников;
Профилактика наркомании, табакокурения, алкоголизма;
Работа с родителями по пропаганде здорового образа жизни в семье;
Ожидаемый результат
сознательное отношение личности к своему здоровью и здоровому образу жизни, отказ от вредных привычек;
- наличие у обучающихся основ теоретических знаний и практических умений, относящихся к физическим возможностям человека и его здоровью;
- повышение общей культуры в направлении сохранения и развития физического здоровья;
- повышение уровня общей физической активности;
- наличие  банка данных по методологической, диагностической   деятельности физкультурно-оздоровительной направленности;
Системная комплексная программа по сохранению и укреплению здоровья учащихся может быть построена из следующих блоков:
I блок – ресурсное обеспечение:
Состояние и содержание классной комнаты в соответствии с гигиеническими нормативами;
Питание в школьной столовой;
Наличие справочной литературы в кабинете, уголка здоровья.
II блок – организация учебного процесса:
Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной нагрузки (домашние задания) учащихся;
Использование методов и методик обучения, соответствующих возрастным особенностям и возможностям учащихся;
Соблюдение требований к использованию технических средств в обучении;
Индивидуализация обучения.
III блок – просветительско-воспитательная работа с учащимися и родителями:
Беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.
IV блок – физкультурно-оздоровительная работа:
Организация ежедневной утренней гимнастики до уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
Проведение спортивных игр, соревнований с использованием правил дорожного движения, личной гигиены и др.
V блок – профилактика, динамическое наблюдение за состоянием здоровья учащихся:
Регулярный анализ и обсуждение с родителями и медработником результатов динамических наблюдений за состоянием здоровья школьников;
Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно позволяет увидеть рост заболеваемости, проанализировать причины;
Привлечение медработника к просвещению родителей.
Гигиенические требования к организации и проведению урока:
Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
Число видов деятельности: 4-7.
Средняя продолжительность различных видов учебной деятельности: не более 10 минут.
Частота чередований различных видов учебной деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
Число видов преподавания: не менее 3.
Чередование видов преподавания: не позже чем через 10-15 минут.
Принципы работы учителя на уроке:
Принцип полимодальности материала (направлен на использование зрения, слуха…).
принцип регулирования насыщенности урока (смена видов учебной деятельности, проведение физпауз, эмоциональная разгрузка…).
Интерактивный режим (работа в группах).
Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке. Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для каждого ученика…).Деятельность учителя – классного руководителя по здоровьесбережению:
Сотрудничество с медицинским персоналом школы для изучения и последующей коррекции физического здоровья учеников класса.
Организация сотрудничества с родителями учащихся, консультирование родителей.
Использование в работе диагностических методов исследования для возможной организации коррекции здоровья учащихся.
Организация работы по формированию правильного отношения учащихся к урокам физической культуры, к занятиям спортом.
Проведение профилактической работы по предупреждению несчастных случаев.
Формирование у учащихся способности к рефлексии по проблемам собственного здоровья.
ПЛАН РАБОТЫ НА 2014-2015 ГОД
ПО СОХРАНЕНИЮ И УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.
№ Содержание работы
1 Проведение классного родительского собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания. Просмотр видеоролика «Здоровые дети в здоровой семье.
2 Организация работы с комплексом физпауз для снятия динамической нагрузки у учащихся на отдельные органы и системы органов.
3 Соблюдение санитарно-гигиенического режима в классе:
-влажная уборка,
-расписание уроков,
-создание интерьера класса
4 Работа с паспортом здоровья учащихся класса. Диагностическая деятельность. Изучить состояние здоровья учащихся, образ жизни учащихся. Выявить нарушения здоровья, наличие вредных привычек.
5 Работа по профилактике детского травматизма, в том числе дорожно-транспортного.
6 Организация работы по физическому воспитанию с детьми с ослабленным здоровьем.
7 Пропаганда здорового образа жизни с привлечением специалистов.
8 Систематическое проведение классных часов по профилактике наркомании, курения, алкоголизма.
9 Составление вставки книг по вопросам здоровья.
10 Контроль за семьями и детьми, находящимися в социально-опасном положении.
11 Участие в конкурсах плакатов, рисунков, агитбригад по пропаганде здорового образа жизни.
12 Проведение спортивных мероприятий, конкурсов, соревнований.
13 Консультирование родителей.
14 Беседы с родителями по профилактике детского травматизма.
15 Создание уголков здоровья.
16 Составление схем безопасных маршрутов движения детей в школу и обратно.
17 Соблюдение мер противопожарной безопасности на протяжении всего учебного года.
18 Проведение инструктажей с учащимися по охране труда.
Примерная тематика родительских собраний, лекториев, бесед с родителями по проблеме сохранения и укрепления здоровья учащихся.
№ Тема
1 В семье растет сын.
2 В семье растет дочь.
3 Детский травматизм на дорогах.
4 Досуг в семье.
5 Забота родителей о физическом и гигиеническом воспитании школьников. Просмотр видеоролика «Здоровые дети в здоровой семье»
6 За здоровый образ жизни.
7 Каким будет ваш ребенок.
8 Как влияет на безопасность детей поведение родителей на дороге.
9 Особенности подросткового периода.
10 Физические и душевные травмы.
Примерная тематика классных часов, бесед, конкурсов с учащимися по проблеме сохранения и укрепления их здоровья.
№ Тема Сроки
Беседы: 1 Беседа “Береги свою жизнь” сентябрь
2 Беседа “Для чего нужна зарядка” сентябрь
3 Беседа “Если хочешь быть здоров” октябрь
4 Беседа “Для чего мы моем руки” октябрь
5 Беседа о режиме дня школьников. ноябрь
6 Беседа «Школа без наркотиков и курения». декабрь
7 Беседа “Вредные привычки” с просмотром видеоролика декабрь
8 Беседа «Как не заразиться гриппом» январь
9 Беседа «Безопасность в быту» с просмотром видеоролика январь
10 Беседа “Осторожно на дорогах!” февраль
11 Просмотр тематических видеофильмов на здоровьесберегающие темы. февраль
12 Игра “Витаминка”. март
13 Беседа о пользе витаминов. апрель
14 Беседа «Впереди лето». май
Классные часы 1 Классный час “Здоровый образ жизни” октябрь
2 Классный час “В здоровом теле здоровый дух” ноябрь
3 Классный час “Правильное питание” май