Написание сочинения-рассуждения по проблеме наркомании
Управление образования Администрации Новоуральского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 56
с углубленным изучением отдельных предметов»
Методическая разработка урока
для 11 класса
«Написание сочинения-рассуждения
по проблеме наркомании»
Составитель:
Базарова Елена Владимировна,
учитель русского языка и литературы,
II квалификационная категория
Новоуральский городской округ, 2011
Методическая разработка сценария урока
для 11 класса
«Написание сочинения-рассуждения по проблеме наркомании»
Учебный предмет, класс: русский язык, 11 класс.
Тема урока: Написание сочинения-рассуждения по проблеме наркомании..
Программа: рабочая программа по русскому языку для 10-11-х классов общеобразовательных учреждений А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой.
Тип урока: урок с общей и несколькими частными проблемами, урок классификация.
Цель урока: создание условий для актуализации духовно – нравственных установок учащихся через проведение комплексного анализа текста и написание творческой работы по проблеме наркомании .
Задачи:
Образовательные:
- развитие умений учащихся формулировать проблемы исходного текста;
- развитие умений учащихся формулировать позицию автора по прокомментированной проблеме;
- развитие умений учащихся аргументировать собственное мнение по проблеме;
- развитие умений написания вступления и заключения в разных формах.
Воспитательные:
- формирование у учащихся целостного мировоззрения, устойчивой системы духовных ценностей;
- воспитание личности в условиях партнерства, интереса к обсуждаемым вопросам;
- формирование положительного отношения к культурному наследию других народов;
- формирование негативного отношения к наркотикам, к распространению наркотических веществ.
Развивающие:
- развитие информационной компетентности учащихся;
- развитие коммуникативных и креативных способностей учащихся;
- развитие способностей учащихся к саморазвитию и самоопределению.
Методы обучения: наглядный, проблемный, исследовательский, постановка гипотез, наблюдение, словесно-практический.
Формы организации обучения:
- индивидуальная;
- групповая;
- коллективная.
Оборудование:
- ноутбук, мультимедиапроектор, экран;
- электронная презентация (электронное приложение);
- распечатанные для каждого учащегося текст Ч.Айтматова «Плаха» (приложение № 1),
- карточка-информатор «Виды вступлений» (приложение №2);
- карточка-информатор «Несколько слов об Айтматове» (приложение № 3);
- карточка-информатор «Формулировка позиции автора» (приложение №4);
- карточка-информатор « Разные формы заключения» (приложение №5).
Методическая разработка оформлена в соответствие с требованиями Е.Л. Мельниковой
ХОД УРОКА.
Анализ
Учитель
Ученик
Постановка общей проблемы урока
Я хотела бы начать урок с прослушивания текста. Во время моего чтения подумайте, какие проблемы поднимает автор.
Учитель читает текст. (карточка-информатор №1)
Это отрывок из романа Ч.Айтматова «Плаха»
О чем говорят Авдий и Гришан?
Они говорят о милосердии, о наживе, о наркоманах, о наркомании.
Какая из перечисленных проблем нами не обсуждалась?
Проблема наркомании.
Определение темы урока
Опорный сигнал
Поиск решения
Подводящий диалог
Где может понадобиться обсуждение этой проблемы.
При написании сочинения-рассуждения на экзамене.
Как вы думаете, как будет звучать тема нашего урока?
Написание сочинения –рассуждения по проблеме наркомания
Слайд 1(название темы урока)
Как вы думаете, какие вопросы нам надо разобрать на уроке, чтобы научиться писать сочинение рассуждение по этой сложной и актуальной для современного общества проблеме
Высказывают гипотезы
Подсказка
Давайте вспомним, какие разделы в сочинении-рассуждении необходимо выделять, подчиняясь требованиям части С экзаменационной работы?
Ребята называют композиционные части сочинения
Вступление, авторская позиция, аргументация, заключение.
Как вы думаете, какие пункты плана будут на нашем уроке?
Вступление, авторская позиция, аргументация, заключение.
Слайд 2 (пункты плана урока)
Поиск решения по предложенному плану
На данном уроке ученики ответили так, но порядок проработки частных проблем может быть любой.
Я предлагаю вам сегодня поработать над написанием сочинения в творческих исследовательских группах.
Но для того, чтобы начать работу ответьте на вопрос: «Какая часть экзаменационной работы у вас в данный момент вызывает затруднение при написании сочинения по проблеме наркомании?
Аргументация.
Поиск решения по частной проблеме 1
Я согласна с вами часть сочинения «аргументация» требует широкого кругозора. Какие бы вы задали вопросы по проблеме наркомании, чтобы подобрать нужные аргументы.
Как люди превращаются в рабов наркотика? Как под влиянием дурмана происходит деградация? Какие последствия несут человеку даже легкие наркотики?
Выражение решение частной проблемы 1
Реализация продукта
Вопросов у вас много. К этой проблеме обращались многие писатели и публицисты. Обсуждение темы наркомании идет на форумах в Интернете. Я попросила трех учениц вашего класса заранее подготовиться и подобрать интересные материалы для вас, а также список источников для самостоятельного поиска информации.
Выступление учащихся с презентацией и раздачей материала.
Темы выступлений:
Кто из писателей обращался к проблеме наркомании?
Кто из журналистов обращался к проблеме наркомании?
Миф: наркотик необходим для творчества.
Слайды 3-13 (названия произведений, иллюстрации к произведениям, портреты писателей, публицистов)
Карточка-информатор №6,7,8
Теперь вы сможете, используя этот материал, привести аргументы по данной проблеме?
Да
Поиск решения по частной проблеме 2
Как вы думайте, в какой форме может быть написано вступление.
Называют варианты написания вступления.
Выражение решение частной проблемы 2
Реализация продукта
Давайте обратимся к карточке информатору №2. Я предлагаю вам выбрать одно из видов вступления, и оформить вступление к сочинению, работая в группе. Не забудьте, что оно должно быть небольшим 3-4 предложения.
Ребята работают в группах – 5 минут, результат вывешивают на доске, один ученик озвучивает.
1 группа написала вступление в форме размышления.
2 группа написала в форме ряда риторических вопросов.
3 группа написала в форме формулировке основных проблем, которые поднимает или затрагивает автор данного текста.
Выражение решение частной проблемы 2
Спасибо группам за работу, но почему вы не написали вступление по пункту 4
Мы не знаем ничего об авторе текста
Сегодня на уроке я вас познакомлю с автором данного текста Ч.Айтматовым. Ч.Айтматов - сын киргизского народа, родился в кишлаке Шекер Кировского р-на Кирг. ССР 12 декабря 1928 год и умер 10 июня 2008 года, на пороге своего восьмидесятилетия.
Широкую известность молодому писателю принесла повесть "Джамиля", затем последовали повести "Первый учитель" (1962), "Материнское поле" (1965), "Белый пароход" (1970) и др.
Первый роман, написанный Айтматовым, - "И дольше века длится день" 1980). В 1988 был опубликован известный роман "Плаха".
Роман “Плаха” является глубоким философским произведением. Автор заостряет внимание на вопросах, наиболее актуальных именно для нашего времени.
Одна из таких острых социальных тем проблема наркомании.
Автор глубоко проникает в сущность этой проблемы, пытается понять этих зависимых людей. Он хочет найти способ, как им помочь.
Писатель вводит такого героя, как Авдий Каллистратов сын священника, которого мучает мысль о спасении хотя бы одного человека, но на собственном опыте убедился, что это невозможно. А если и возможно, то только в редких случаях и если у человека есть сила воли.
В борьбе со злом Авдий погибает.
Увидев под текстом знакомую фамилию автора, вы сможете использовать новую для вас форму вступления?
Слайды 14-20 (названия произведений, портреты писателя, иллюстрации к произведениям)
Сможем
Поиск решения по частной проблеме 3
Выражение решение частной проблемы 3, реализация продукта
Вернемся к плану сочинения. Следующий пункт авторская позиция. Давайте сформулируем авторскую позицию по группам Воспользуйтесь при необходимости словесными конструкциями в карточке-информаторе №3.
Учащиеся работают в группах 4 минуты, результат вывешивают на доске, один ученик озвучивает.
Поиск решения по частной проблеме 4
И у нас остался последний пункт плана сочинения-рассуждения – заключение. Ребята, какое должно быть заключение?
Высказывают свои версии.
Выражение решение частной проблемы 4, реализация продукта
Спасибо за ответы, они совпадают видами концовок, с которыми вы можете ознакомиться в карточке- информаторе №4. Обдумайте концовку в группах
1 группа пишет концовку-цитату. (Несколько человек из группы заранее приготовили высказывания известных людей по проблеме наркомании).
2 группа пишет концовку-ответ.
3 группа пишет концовку-призыв.
Рефлексия
Давайте посмотрим на доску. Каждая группа практически написала сочинение по проблеме наркомании. Давайте вспомним, какие цели ставили мы перед собой в начале урока?
Написать сочинение-рассуждение по проблеме наркомании.
Скажите, сможете ли вы написать сочинение-рассуждение по проблеме наркомании, используя подготовленный материал на уроке?
Сможем.
Итак, мы провели подготовку, и теперь, я думаю, вы легко справитесь с работой, пользуясь подготовленными материалами. Ваше домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по исходному тексту.
А под конец урока давайте ответим на вопросы небольшой анкеты. ( карточка-информатор
№ 5)
15