Использование интерактивной доски в работе со слабовидящими учащимися на уроках биологии.
Чистофорова Елена Анатольевна
учитель биологии и химии
ГC(К)ОУ для обучающихся, воспитанников
с ограниченными возможностями здоровья «Петровск - Забайкальская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
Забайкальский край, г.Петровск – Забайкальский
Использование интерактивной доски в работе со слабовидящими учащимися на уроках биологии.
«Тебе скажут - ты забудешь. Тебе покажут - ты запомнишь. Ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает нас в необходимости использования интерактивной доски в учебном процессе для детей с нарушением зрения.
Применение интерактивной доски в процессе обучения имеет следующие достоинства. Это позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями зрения и значительно повысить эффективность учебной деятельности. Значительно расширяются возможности слабовидящих детей в получении информации. Интерактивная доска дает наглядное представление объектов и явлений микромира, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как в полном объеме задействуются визуальный и слуховой каналы получения информации, которые способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения. Использование слайдовых презентаций значительно обогащает представление детей об окружающем мире, способствует развитию познавательной деятельности, демонстрация различных объектов в многократно увеличенном виде. Это особенно важно при таких глазных патологиях, как миопия различной степени, глаукома, гиперметропия, гиперметропический астигматизм. Объединение аудио-, видео-, анимационных объектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы, значительно снижает объем зрительной нагрузки, делает обучение более понятным, запоминающим.
Работать с интерактивной доской увлекательно и очень легко, детям становится интересно учиться. Благодаря интерактивной доске, ученики могут видеть большие цветные изображения и диаграммы, которые можно как угодно передвигать. Дети также взаимодействуют с материалом физически, передвигая слова и картинки своим пальцем. Важно отметить, что ученики, которые раньше не проявляли особого интереса к учебе, теперь с энтузиазмом выходят отвечать, используя интерактивную доску. Рассмотрим несколько примеров использования приёмов работы с интерактивной доской на уроке биологии в 6 классе по теме «Движение. Способы передвижения животных» в школе для детей с нарушениями зрения.
Отгадайте загадку и определите тип скелета.
Проверка: приём автоматическая проверка, два щелчка по тексту и высвечивается правильный ответ.
Какой тип скелета у этого животного?
Проверка: открываем шторку с правильным ответом
Рассматриваем способы передвижения одноклеточных животных. При рассмотрении способа передвижения инфузории туфельки нажимаем на ссылку и смотрим видеофрагмент.
Ученик работает у доски. Каждому животному нужно найти свой способ передвижения. Перемещая цветные фигуры, выстраивает пары.
Проверка: правильные ответы спрятаны за пределами страницы, потянув за слово проверка вытягиваем ответ и проверяем.
У доски работают по очереди трое учащихся. Нажимают на ссылку и слушают аудиозапись звуки животных. Прослушав запись должны отгадать, какое животное спрятано за фигурой. Если затрудняются ответить, можно загадать загадку.
Проверка: Отодвигаем фигуру и проверяем.
Ученик работает у доски. Переместить в овал только тех животных, которые перемещаются за счёт подъёмной силы.
Проверка: правильные объекты скроются за пределы овала, а неправильные останутся на поверхности.
Проведение уроков с использованием интерактивной доски также используется и в системе тестового контроля, и при проведении лабораторных работ, и экспериментов. Учащиеся и учитель включаются в творческий поиск, что позволяет сделать процесс обучения интересным, насыщенным.
15