Методические рекомендации по работе ссо слабовидящими детьми

Использование наглядности в обучении детей
с нарушением зрения.

Особенности:
Процесс зрительного восприятия наглядности протекает замедленно.
Дети с глубоким нарушением зрения (ViS 0,1 и ниже) затрудняются с выделением характерных признаков, не видят второстепенные детали, путают сходные изображения.
У детей нарушено целостное восприятие наглядности, поэтому процесс осмысления и формирования зрительных образов затруднён.

Использование наглядности позволяет учителям опираться на конкретные образы и представления детей.
При правильном подборе наглядности учителя знакомят детей с разнообразием свойств, признаков предметов и явлений, поддерживают у детей интерес к уроку.

Виды наглядности.
Натуральные наглядные пособия:
предметы ближайшего окружения (мебель, одежда );
животные, растения.
Объёмные наглядные пособия:
муляжи;
чучела животных, птиц;
модели;
макеты;
геометрические тела.
Дидактические игрушки:
куклы;
кукольная мебель, посуда;
игрушки животных
Изобразительные наглядные пособия:
предметные и сюжетные рисунки;
репродукции картин;
фотоматериалы;
слайды;
диа-, кино-, видеоматериалы.
Графические наглядные пособия:
таблицы, схемы, планы.
Символические наглядные пособия:
карты (географические, исторические).
Рельефные наглядные пособия:
иллюстративная, графическая, символическая наглядность, выполненная в рельефно-точечном исполнении.


Основные требования к наглядности.

С натуральными наглядными пособиями детей следует знакомить на прогулках, экскурсиях.
С помощью натуральной наглядности учитель формирует адекватные представления об явлениях и предметах.
Последовательность:
Натуральный объект ----- макет ----- схема
модель рисунок

Требования:
предметы должны быть удобны для зрительного и осязательного восприятия;
предметы должны быть традиционны, легко узнаваемы в разных ситуациях, с чётко выраженными основными деталями;
предметы должны быть ярко окрашены, с выделенными цветом основными деталями.
К объёмной наглядности:
передача правильных пропорций и соотношения частей;
чётко выделены основные детали.
3. К дидактическим игрушкам:
те же требования, что и к моделям (№2).
чётко выделены основные детали;
соблюдены пропорции;
передавать правильный реальный окрас (животные).
К изобразительной наглядности:
учёт зрительных возможностей детей
(! способность различать изображения зависит от vis);
0,01 – 0,04 - не меньше 15 мм
0,04 – 0,08 - не меньше 5 мм
0,09 – 0,3 - не меньше 3 мм
цветные изображения воспринимаются лучше, чем ч.-б. контурные изображения;
при амблиопии использовать красный, жёлтый, оранжевый цвета (закрепляются результаты аппаратного лечения);
избегать в наглядности тёмно-зелёного, тёмно-фиолетового и тёмно-синего цвета, т.к. хуже всего воспринимаются детьми со зрительной патологией.








Адаптация изобразительно – иллюстративной наглядности.

Чёткое выделение общего контура.
Усиление цветового контраста.
Выделение контура разными линиями, штрихами, цветом главного в изображении.
Уменьшение количества второстепенных деталей.
В многоплановых сюжетных картинах необходимо выделение переднего, среднего и заднего плана.


При изготовлении иллюстративной наглядности
учитывать:

Смысловое содержание и чёткость изображения.
Возраст детей.
Имеющиеся представления у детей о данном объекте.
Точная передача формы и строения предмета.
Правильная передача реальной окраски.


При изготовлении раздаточного материала учитывать:

дифференцированные особенности каждого ребёнка и зрительную нагрузку, по которой он работает.


Графические пособия должны быть выполнены чёткими линиями, с
минимальным количеством объектов; должны быть понятными и
доступны зрительному восприятию. Условные элементы должны быть едины
для всех графических пособий.


Символическая наглядность должна отвечать всем тем требованиям, что и изобразительная наглядность. Необходимо использовать и ту и ту символическую наглядность, которая предназначена для обычных школ, по необходимости её адаптируя.


Рельефная наглядность должна использоваться в работе со слепыми, с остаточным зрением, со слабовидящими, с прогрессирующими заболеваниями глаз.

! О.И. Егорова. «Приключения палочного человечка».

Перед работой с наглядностью должна быть специально организована предварительная работа.


Некоторые методические приёмы использования наглядности.

Огромную роль имеет словесная регуляция педагогом восприятия наглядности. Перед работой с наглядностью необходимо дать детям чёткие установки, обратить внимание на то. Что самое главное в этой наглядности.
Во время демонстрации:
раскрыть детям общее содержание картины, затем переходить к деталям;
педагог должен направлять зрительное восприятие детей от главного к второстепенному (с помощью вопросов, инструкции);
при vis от 0,08 – 0,2 часто бывает нарушено поле зрения. Педагог должен помочь ребёнку последовательно рассмотреть картину, направляя его восприятие указкой с ярким кончиком, попутно поясняя содержание рассматриваемого;
Во время работы с наглядностью педагог направляет и корригирует зрительное восприятие:
зрительно-слуховое восприятие;
зрительно – осязательное;
полисенсорное восприятие.
После рассмотрения наглядности необходимо задать вопросы общего характера, подвести детей к обобщающим выводам.


Условия эффективности использования наглядности.
Демонстрируемая наглядность должна размещаться так, чтобы каждый ребёнок мог её рассмотреть:
хорошо освещённое место;
на уровне глаз детей;
на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии.
Для обследования наглядности должно предоставляться больше времени
(вдвое и больше).
Детям, которые в этом нуждаются, необходимо предоставить возможность приблизиться к наглядности, внимательно её рассмотреть.
В ряде случаев (при ознакомлении с многоплановыми картинами) учитель может внести наглядность в класс до начала урока;
после окончания урока наглядность может оставаться в классе некоторое время (если нужно).
Использование рельефной наглядности должно сопровождаться (на первых этапах) с соотнесением её с реальными предметами.
При демонстрации незнакомых предметов обратить внимание на последовательность восприятия, формировать планомерность восприятия.
Необходимо сопровождать демонстрацию наглядности чётким описанием.




Литература: Ермаков В.П. Графические средства наглядности для слабовидящих. М., 1988.
Ермаков В.П., Егорова О.И. Обучение слепых специальной графике. М., 1977.
Соколова А.В. Использование средств наглядности в школах слабовидящих. М., 1987.


13PAGE 15


13PAGE 14115




15