Статья на тему Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах
Моя методическая тема «Активизация познавательной деятельности на уроках математики в начальных классах». Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развить познавательную потребность учащихся, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ науки. Поэтому я ставлю перед собой цель — повышение интереса к предмету «Математика»; развитие основных познавательных процессов (внимание, память, мышление, воображение).
Задачи: разработать конкретные методические приемы, с помощью которых можно пробудить и развить познавательную деятельность учащихся на уроках математики.
Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Осознав эти проблемы, стала собирать и пробовать в своей работе различные методические и дидактические приемы. Приемы активизации познавательной деятельности очень разнообразны и имеют широкое применение в учебном процессе. Одно из эффективных средств интереса к учебному предмету, дидактическая игра. Она вызывает живой интерес к познанию, активизирует их деятельность и помогает легче усвоить учебный материал. На уроках математики различные игры, например: “Определи маршрут самолета”, “Парашютисты”, “Помоги белочке найти свое гнездо” и др. Они известны учителям, но тем не менее, хочу напомнить, что именно игры помогают учащимся быть внимательными и незаметно для себя добиваться хороших результатов. Игровые и занимательные задачи способствуют восприятию интереса к математике, развитию внимания, мышления.
На уроках математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: Например «Молчанка», «Поезд».
Использую на уроках исследовательские задания в игровой форме:
Расшифруй слова
Фокусы с разгадыванием задуманных чисел
Задания с занимательными рамками и магическими квадратами. (например, я загадала число прибавила к нему 14, к результату прибавила 6, вычтите задуманное число. У нас получилось 20.
а+14+6-а=20
Особо хочу выделить игры, связанные с двигательной активностью «Решето», «Лови мяч». Игра «Решето» . Ученики одного ряда встают и воспроизводят таблицу умножения например на число 3. Ученик, который правильно назвал садится на место, а тот кто ошибся , остается в решете.
Забей мяч в корзину.
На доске вывешиваются рисунки с баскетбольными корзинами и на них числа 24, 27, 36. Каждому ряду дается задание составить за определенное время (5 минут) как можно больше примеров с данным ответом на умножение. Выигрывает та команда, участники которой больше и вернее запишут выражения с данным ответом.
Использую ИКТ на уроках. Применение ИКТ оживляет урок. Наиболее простой является презентация, когда компьютер выполняет роль учебника и доски. Дает возможность обеспечить ученику предоставить разную информацию в различном виде.
Также использую развивающие задачи на логическое мышление.
Задача 1. Ребята измеряли шагами длину игровой площадки. У Лизы получилось 25 шагов, у Полины – 27, у Максима – 22, а у Юры – 24. У кого из ребят самый короткий шаг? (У Полины) Задача 2. На часах было 11:45, когда начался мультфильм. Он длился 50 минут. Точно в середине просмотра пришла мама и позвала обедать. Какое время показывали часы в этот момент? (12:10) Задача 3. Четыре девочки ели конфеты. Аня съела больше, чем Юля. Ира – больше, чем Света, но меньше, чем Юля. Расставь имена девочек в порядке возрастания количества съеденных конфет. (Света, Ира, Юля, Аня) Задача 4. У сороконожки 90 ножек. Она купила 13 пар сапожек. Но при этом 16 ног остались босыми. Сколько пар старых сапожек было на сороконожке до покупки новых сапожек? (24) Задача 5. Петя и Коля живут в одном многоэтажном доме. Квартира Коли на 12 этажей выше, чем Пети. Вечером Петя поднимался по лестнице к Коле. Когда он прошёл половину пути, то оказался на 8 этаже. На каких этажах квартиры мальчиков? (П-2, К-14) Задача 6. Из 64 маленьких кубиков составили большой куб. Синей краской покрасили пять граней большого куба. Назови количество маленьких кубиков с тремя синими гранями. (4 – по углам) Задача 7. На пароме помещается или 6 грузовиков, или 10 легковушек. В четверг паром, полностью загруженный, 5 раз пересек реку и переправил 42 машины. Сколько было среди них грузовиков? (12) Задача 8. Речь пойдёт про единицы времени. Что можно узнать, данным произведением 60 х 60 х 24 х 7? (Количество секунд в неделю) Задача 9. Брату и сестре 2 года назад вместе было 15 лет. Сейчас сестре 13 лет. Сколько должно пройти лет, чтобы брату исполнилось 9 лет? (3 года) Задача 10. В гости к Игорю пришли друзья. Сколько их было, если каждый из них сложил из даты своего рождения число и номер месяца и получил 35? Причём даты рождения у всех гостей разные. (8) Активизация познавательной деятельности продолжается и на уроках русского языка. Одним из известных видов грамматической игры является кроссворд, таящий в себе большие возможности для развития творческих способностей ребенка, тренировки памяти. Работа с кроссвордами возможная на всех этапах урока.
Логические задания кроссвордов подбираются в соответствии с возрастными и психологическими особенностями учащихся.
Способов зашифровки много, однако, наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих от ребенка сообразительности, поэтической выдумки. Загадки учат детей говорить ярко, образно. Они обогащают память детей подлинными жемчужинами родного языка.
Так при изучении темы “ Правописание звонких и глухих согласных” детям предлагается кроссворд “Что у белочки в корзинке?” Прослушав загадку, отгадывают и записывают отгадку. При изучении темы “правописание не проверяемых безударных гласных” другой кроссворд.
Для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка я часто использую дидактические игры и игровые моменты. Например:
Тема урока: “Мягкий знак в конце слова” - игра “Придумай слово”;
Тема урока: “Непроизносимые согласные”, игра “Помоги медведю” (помоги медведю подняться по лестнице на дерево. Это сделать не так просто. Нужно на каждую ветку повесить слово с непроизносимой согласной. Ответ:сердце, местность, вестник, солнце, праздник).
Тема урока: “Безударная гласная, проверяемая ударением” - игра “Чудесная яблоня” (Сорви яблоко с нужной буквой и вставь слово).
Тема урока: “Склонение имен существительных”, игра “Забрось мяч” (на доске три баскетбольные корзины с надписью склонения, дети берут мячи и прикрепляют его к той корзине, которая соответствует склонению, написанному на мяче слова).
При изучении новой темы использую игровые моменты такие, как заучивание стихов.
Тема урока: “Алфавит”. На доску прикрепляется плакат с рисунком и звучит стихотворение “Песенка — азбука”:
Тридцать три родных сестрицы,Писанных красавицы,На одной живут страницеИ повсюду славятся!К нам они сейчас спешат,Славные сестрицы, - Очень просим всех ребятС ними подружиться!А, Б, В, Г, Д, Е. ЖПрикатили на еже!З, И, К, Л, М, Н, ОДружно вылезли в окно!П, Р, С, Т, У, Ф, XОседлали петуха!Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я - Вот и все они, друзья!Познакомьтесь с ними, дети!Вот они — стоят рядком.Очень плохо жить на светеТем, кто с ними не знаком!
Б. Заходер.
Современные условия жизни предъявляют высокие требования к организму человека, его здоровью. Вот почему сегодня возраст играет роль гигиенического воспитания учащихся, призванного воздействовать не только на их санитарную, но и общую культуру. Успех этой работы зависит от многого.
На уроках “Окружающего мира” я продолжаю работу над активизацией познавательной деятельности учащихся. Для уроков подбираю интересные сведения из различных источников.
При изучении темы “Мы и наше здоровье” обращаю внимание на значение физических упражнений для развития силы мышц. Рассказ можно проиллюстрировать интересными сведениями о недюжинной силе, выносливости русских богатырей. Так, например, знаменитый волжский бурлак Никитушка Ломов вбивал сваи чугунной бабкой, которая была лишь под силу восьми рабочим. “Русским Геркулесом” на флоте был прозван капитан Д.А. Лукин. Очевидцы описывали его победу с 12 матросами над толпой в несколько сотен человек. Он легко ломал подковы, пальцем вдавливал гвозди в стену. А в Парижском музее храниться рельс, согнутый волжанином Иваном Заикиным.
На уроках “Окружающий мир” я также использую кроссворды, загадки, пословицы, поговорки. Так при изучении темы” “организм человека” детям был предложен кроссворд, разгадав который, они определяли тему урока.
Тема урока: “ Опора тела и движение”, на доске новый кроссворд, разгадав который, дети находят ключевое слово “скелет”. Затем дается задание найти в учебнике ответ на вопрос: “Какое значение имеет скелет?”
Изучая тему “Мы и наше здоровье” я предложила детям подумать над смыслом пословиц, поговорок, касающихся здоровья человека: “Здоровые зубы здоровью любы”, “Здоровье дороже золота”, “Выпьешь много вина — так убавиться ума”, “Пить да курить — здоровью вредить”.
Использование занимательного материала позволяет разнообразить уроки, делать их более интересными, что способствует общему развитию школьника.