Доклад «Активизация познавательной деятельности на уроках в начальных классах»


Доклад: «Активизация познавательной деятельности на уроках в начальных классах»
Перед учителем, работающим в классах, с детьми с ограниченными возможностями здоровья, стоит важная задача – осуществлять коррекционно-развивающее воздействие на обучающихся.
Психологические особенности детей с ЗПР приводят к их неуспеваемости в школе. Знания, приобретенные учащимися с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, не удовлетворяют требованиям школьной программы. Особенно слабо усвоенными (или вовсе не усвоенными) оказываются те разделы программы, которые требуют значительной умственной работы или последовательного многоступенчатого установления зависимости между изучаемыми объектами или явлениями. Следовательно, принцип систематичности обучения, предусматривающий усвоение детьми с ЗПР основ наук в виде системы знаний, умений и навыков, остается нереализованным. Столь же нереализованным остается для них и принцип сознательности и активности в обучении. Отдельные правила, положения, законы дети часто запоминают механически и поэтому не могут применить их при самостоятельной работе.
При выполнении письменных работ обнаруживаются весьма характерные для детей рассматриваемой категории просчеты в действиях, необходимых для правильного выполнения задания. Об этом свидетельствуют многочисленные исправления, производимые ребенком по ходу работы, большое количество ошибок, остающихся неисправленными, частое нарушение последовательности действий и опускания отдельных звеньев задания. Подобные недостатки во многих случаях можно объяснить импульсивностью таких учеников, недостаточной сформированности их деятельности.
Низкий уровень учебных знаний служит доказательством малой продуктивности обучения детей данной группы в условиях общеобразовательной школы. Но поиск эффективных средств обучения необходимо вести не только в связи с разработкой приемов и методов работы, адекватных особенностям развития таких детей. Само содержание обучения должно приобрести коррекционную направленность.
Известно, что обучение в школе опирается на тот жизненный опыт, те наблюдения и знания об окружающей действительности, которыми ребенок овладевает в дошкольном возрасте. К обучению в школе ребенок должен быть не только готов психологически, но и владеть определенным запасом элементарных, в основном, практических знаний, которые служат предпосылкой для овладения основными науками. Отсутствие этих знаний лишает обучение прочной наглядно-действенной опоры. Так, для овладения русским языком в школе необходимо, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте создались определенные предпосылки к его усвоению в виде элементарных практических обобщений в области языка: звуковых, морфологических, лексических, грамматических; сформировались элементарные фонематические представления; сложилось умение производить несложный звуковой анализ; дифференцировать звуки речи, различать и выделять их в слове, определять их число и последовательность в простых словах.
Важнейшей задачей специального обучения детей с ЗПР является развитие у них мыслительных процессов анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Известно, что нормально развивающийся ребенок начинает овладевать умственными операциями и способами мыслительной деятельности уже в дошкольном возрасте. Не сформированость этих операций и способов действий у детей с ЗПР приводит к тому, что даже в школьном возрасте они оказываются привязанными к конкретной ситуации, в силу чего приобретаемые знания остаются разрозненными, часто ограничиваются непосредственным чувственным опытом. Такие знания не обеспечивают развития детей в полном объеме. Лишь приведенные в единую логическую систему, они становятся основой умственного роста учащегося и средством активизации познавательной деятельности.
Неотъемлемой частью коррекционного обучения детей с ЗПР является нормализация их деятельности, и в частности учебной, которая характеризуется крайней неорганизованностью, импульсивностью, низкой продуктивностью. Учащиеся данной категории не умеют планировать свои действия, контролировать их; не руководствуются в своей деятельности конечной целью, часто «перескакивают» с одного на другое, не завершив начатое.
Нарушение деятельности детей с ЗПР – существенный компонент в структуре дефекта, он тормозит обучение и развитие ребенка. Нормализация деятельности составляет важную часть коррекционного обучения таких детей, которая осуществляется на всех уроках и во внеурочное время, но преодоление некоторых сторон этого нарушения может явиться содержанием специальных занятий.
Таким образом, целый ряд особенностей детей с ЗПР определяет общий подход к ребенку, специфику содержания и методов коррекционного обучения. При соблюдении специфических условий обучения дети этой категории способны овладеть учебным материалом значительной сложности, рассчитанным на нормально развивающихся учащихся общеобразовательной школы.
В связи с тем, что обучаемые дети с низким уровнем сформированности обще учебных знаний и умений, Программа по предмету должна быть составлена с учетом познавательной деятельности. Она должна предусматривать повторяемость в изучении материала, замедленность темпа прохождения курса, опору на чувственный опыт школьников с постепенным переходом от общей информации к обобщенным знаниям.
По сравнению с обычной программой обучения в школе, в специальной общеобразовательной школе программой должно быть предусмотрено, чтобы ученики овладевали более упрощенной по структуре, сокращенной по объему, элементарной по уровню обобщенности системой учебных сведений. Важным этапом в работе является моделирование специальных коррекционно-развивающих упражнений как вида дифференцированных заданий.
Содержание дифференцированных заданий, их распределение в системе курса предмета - задача учителя в процессе обучения школьников. Систему таких упражнений следует рассматривать как важную часть процесса обучения и развития.
Преимущество системы заключается в том, что коррекция высших психических процессов и функций осуществляется непосредственно во время учебного процесса, на любом уроке и во внеурочное время. Все упражнения должны соответствовать дидактическим целям обучения и, учитывая требования программы, знаниям и умениям учащихся. Упражнения базируются на логической системе учебного предмета и меж.предметных связей.
Необходимо учитывать индивидуальные возможности учащихся. Упражнения составляются таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала и, чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.
Единая система заданий, играющих определенную роль в решении конкретных обучающих (дидактических) задач и направленных на коррекцию недостатков познавательной деятельности учащихся:
комплекс упражнений, обеспечивающих произвольность психических процессов, направленных на формирование важнейших учебных действий;
комплекс упражнений, развивающих и активизирующих мыслительную деятельность;
комплекс упражнений, обеспечивающих коррекцию процессов восприятия внешнего мира (развитие анализаторов);
комплекс упражнений, обеспечивающих поведенческую саморегуляцию.
Использование упражнений из любого комплекса позволяет смоделировать урок с учетом особенностей учащихся конкретного класса.
В целом система коррекционных мер, реализуемая в образовательных учреждениях, направлена:
на активизацию познавательной деятельности и социально-трудовую адаптацию воспитанников;
повышение уровня умственного развития детей;
формирование у них отдельных высших психических функций (памяти, внимания, восприятия и т. д.);
овладение воспитанниками знаниями об окружающем мире, формирование у них опыта практического обучения и навыка самостоятельного поиска информации;
коррекцию недостатков эмоционально-личностного и социального развития детей.
Принципы коррекционно-развивающей деятельности
При организации коррекционно-развивающих занятий необходимо опираться на объективно существующие или предполагаемые закономерности детского развития и придерживаться следующих принципов:
1. Единство обучающей, коррекционно-развивающей и воспитательной задач.
2. Развитие сознательности, активности и самостоятельности ребенка в процессе коррекционно-развивающих мероприятий.
3. Систематичность и последовательность (приобретаемые детьми знания, умения, навыки должны представлять собой определенную систему, а их формирование осуществляться поэтапно).
4. Доступность содержания занятий (изучаемый материал должен быть адаптирован с учетом умственных, психологических, физических возможностей детей, достигнутого ими уровня знаний и умений, и вместе с тем, требовать определенных усилий для его усвоения).
5. Наглядность (принцип вытекает из необходимости активного восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала; применяется и как средство познания нового, и для развития наблюдательности, и для лучшего запоминания информации).
6. Индивидуальный подход к обучающимся.
7. Нравственность, экологичность (один из важнейших этических принципов, включающий в себя нравственное воспитание (формирование у ребенка готовности к самостоятельному выбору)).
Функциональные возможности элементов системы
- Коррекция и развитие познавательной и мотивационной сферы личности учащихся.
- Адаптация учащихся к учебной нагрузке, овладение навыками планирования различных видов учебной деятельности, их самоанализ; сохранение учебной активности в течение урока, включение учеников во внутригрупповое общение со сверстниками и личное общение с учителем.
- Моделирование педагогических ситуаций, направленных на реализацию принципов коррекционно-развивающего обучения на уроке.
Поведенческая саморегуляцияовладение учащимися навыков самоанализа и самоконтроля (задания по самостоятельной обработке и последующему самоконтролю: «выполнить задание и проверить», «сравнить с записью на доске», «взаимопроверка» и другие).
Организация взаимопомощи учащимися.
Рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы.
Учащихся с ограниченными возможностями здоровья следует постепенно подводить к основным теоретическим определениям, понятиям. Прежде чем перейти к объяснению нового материала, надо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал.
Актуализация опорных знаний, которая используется при традиционном обучении, по отношению к ученикам с ограниченными возможностями здоровья имеет особенность, заключающуюся в том, что повторение осуществляется на протяжении длительного периода учебного времени.
Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают учебный материал легче, если его разбить на определенные темы и предварительно с ними ознакомиться. Поэтому излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем.
Система упражнений, заданий должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
При выполнении заданий и упражнений учащиеся могут пользоваться различными таблицами, схемами, карточками, инструкциями, так как в силу особенностей психического развития сразу запомнить правило или теоретические знания они не способны. Использование вспомогательных средств обучения (алгоритмические предписания, опорные конспекты, схемы, таблицы, планы) на протяжении периода обучения оказывают благоприятное воздействие на запоминание.
При выполнении заданий учащиеся постоянно нуждаются в помощи учителя.
Выделяются три вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая.
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому эффективны уроки с применением наглядности.
Стимулы повышения интереса к предмету разнообразны:
занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);
заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;
похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.
Общие педагогические правила работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья
На уроках следует осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его психического и физического развития.
Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует создавать специальные условия обучения (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.
Учитывая особенности психической и эмоциональной сферы детей, учитель должен относиться к ним с особым педагогическим тактом, деликатно оказывать помощь каждому ученику, отмечая положительное , тем самым развивая веру в свои силы.
Для предотвращения переутомляемости и повышения работоспособности, применять разнообразные методы, приемы и средства обучения
Процесс всестороннего развития личности включает в себя целую систему воспитания и обучения, целью которых является становление гармонически развитой личности. Только личностный рост и развитие человека является непременным условием прогресса всего общества. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей детей.
Главные задачи современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзных целей, умело реагировать на разные жизненные ситуации.
Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, становление элементарной культуры деятельности, развитие готовности к самообразованию, формирование коммуникативных умений.
Одна из основных задач школ состоит в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия развития учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Младший школьный возраст является тем временем, когда закладываются основы будущей личности. Поэтому целью работы является сохранение и поддержка индивидуальность каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Задачей для достижения - оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся. Каковы бы ни были индивидуальные возможности школьника, но если у него нет желания учиться, то и успехов не будет.
Урок – остается основной формой обучения и воспитания учащегося начальных классов. Именно в рамках учебной деятельности младшего школьника в первую очередь решаются задачи развития его творческих способностей, фантазии, способности к анализу и синтезу (вычленению структуры объекта, выявлению взаимосвязей, осознанию принципов организации, созданию нового).
Одним из наиболее действенных средств, способных вызвать интерес к уроку, является дидактическая игра. Цель игры пробудить интерес к познанию, науке, книге, учению. В младшем школьном возрасте игра наряду с учением занимает важное место в развитии ребенка. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, изучаемый материал становится для них более доступным, работоспособность значительно повышается. Разные виды игр («Времена года», «Собери картинку», «Закончи фразу», «Угадай, что это?», сюжетные картинки) требуют разного объема словаря и представляют, разные возможности для развития речи. Поэтому в процессе работы широко используют карточки, плакаты, таблички со словами, обусловленные сюжетом игры или её правилами. Чтобы игра прошла оживленно, и дети получили бы удовлетворение от игры, нужно делать понятными правила игры, задания, вопросы. Очень важно, чтобы в игре принимали участие даже слабые ученики и чувствовали себя «отличниками», поэтому задания для них должны быть нетрудными, с которыми они могут справиться.
Важную роль в развитии ребёнка играет эмоционально насыщенный дидактический (речевой) материал. Красота слова в учебных текстах, стихотворениях, использование малых фольклорных форм (пословицы, загадки, скороговорки), образные обороты речи, фразеологизмы – всё это призвано влиять на эмоциональную сферу ученика, формировать его эстетический вкус.
Большую ценность представляют загадки – средство эмоционального воздействия на развитие познавательных способностей учащихся. Они учат детей говорить ярко, образно, просто. Уроки с использованием загадок проходят интересно и не утомляют учащихся, доставляя им полезные упражнения для ума, развивая наблюдательность, уча самостоятельно делать выводы. Младшим школьникам очень нравится отгадывать загадки. У них вызывает интерес, как сам процесс, так и результат этого своеобразного интеллектуального состязания. Загадка, по словам К. Д. Ушинского «доставляет уму ребенка полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, тренирующей умственные силы ребенка, оттачивает и дисциплинирует ум, приучая детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству.
КГУ « Песчанская специальная общеобразовательная школа - интернат №2для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Доклад
« Активизация познавательной деятельности на уроках начальных классов»
Подготовила: Саворовская Т.С.