Конспект урока в 5 классе Познай самого себя
ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ
Цель: уточнить представления учащихся о значении самопознания, познакомить с методом определения самооценки; подтолкнуть детей к стремлению изучать себя как личность; развивать внимание, мышление, воображение, речь.
Оборудование: у учащихся - цветные карандаши.
Сегодня, ребята, я предлагаю вам поразмышлять о себе. «Познай самого себя» - эти слова принадлежат величайшему философу древности Сократу, который жил много веков назад. Уже тогда человек задумывался о том, кто он, какой у него характер, каковы его увлечения и жизненные цели, как он сам относится к себе и как к нему относятся окружающие, в чём его сходство с другими людьми и в чём отличительные особенности.
Задание 1. «Расшифруй фразу». Пользуясь кодом, расшифруйте слова английского писателя Оскара Уайльда. Объясните их смысл.
Ответ. Только неглубокие люди знают себя до самых глубин.
Как вы думаете, ребята, зачем человеку изучать себя? И нужно ли вообще это делать?
Это необходимо делать каждому уважающему себя человеку. Ведь если мы будем знать свои сильные и слабые стороны, то сможем развить наши способности для того, чтобы достичь какой-либо цели, например успехов в спорте, в музыке, в танцах, или овладеть выбранной профессией, или сделать важное открытие и избавить мир, скажем, от рака, или создать образцовую семью... Да мало ли какие цели может поставить перед собой человек!.
Также, зная свои недостатки, мы, упорно работая над собой, можем исправить их. Случается, что застенчивый, робкий человек после посещения специальных курсов становится общительным и уверенным в себе. А человек с излишним весом, поставив перед собой цель похудеть, сбрасывает весьма ощутимое количество килограммов. Слабый, болезненный мальчик, подвергая свой организм закаливанию и физическим упражнениям, приобретает развитые мускулы и отменное здоровье.
Добившись поставленной цели, человек становится сильным духом, чувствует себя успешным и счастливым. И готов к дальнейшей работе над собой.
Изучать самого себя можно бесконечно, а начинать надо с самого малого: с вопросов самому себе.
А вы хорошо знаете самих себя? Давайте проверим.
Задание 2. «Анкетирование». Ответьте на вопросы анкеты.
1, Моё любимое занятие_______________________________________________________
2. Я ценю в людях ______________________________________________________
Я никогда не стал бы дружить с человеком, который ________________________________
У меня много достоинств, например, ___________________________________
У меня, как у всех, есть свои недостатки, например,
Есть человек, которого я очень уважаю за то, что ______________________________________
Когда мне бывает грустно, я ________________________________________________________
Моё любимое время года
Если бы у меня была возможность, то в первую очередь я помог бы ___________________________________________________________________________________
10. Мое отношение к животным____________________________________________________________
11. Эти блюда я могу приготовить сам (а)________________________________________________
12. Мои любимые герои экрана__________________________________________________________
У кого из вас возникли трудности при ответе на вопросы? А кто отвечал уверенно? Какие ещё вопросы вы хотели бы задать самим себе или друг другу?
Задание 3. «Мой портрет». Нарисуйте свой портрет. (Юмористическая манера рисования приветствуется!)
Приготовьтесь продемонстрировать рисунок одноклассникам, прокомментировав его тремя определениями лучших, на ваш взгляд, своих качеств.
1. _________________________________________________________________________________
2. ______________________________________________________________________________
3.__________________________________________________________________________________
Иногда бывает полезно посмотреть на самого себя со стороны.
Задание 4. «Я со стороны». Представьте, что вы не в пятом классе, а уже, скажем, в десятом или одиннадцатом, то есть вполне взрослые, самостоятельные люди. Вам пришлось перейти учиться в другую школу, и вас там никто не знает. Какое впечатление вы хотели бы произвести на своих новых одноклассников?
Расскажите об этом так, как будто вы один (одна) из учеников того и смотрите на себя со стороны.
Пример. «У нас в классе новенькая, ее зовут Кира. Она такая весёлая, общительная, у неё всегда хорошее настроение. Стоит с ней немного пообщаться, сразу заражаешься её настроением. Кира может сделать комплимент, и сразу чувствуется, что искренне. Она всегда заметит твою новую прическу, похвалит, если получил «пятерку». Учится Кира прекрасно, но не задается. Всегда поможет, если её попросишь. По-моему, она много читает и поэтому может поддержать любую беседу. Умеет играть на гитаре. Каждое утро, в любую погоду, она делает пробежку, наверно, поэтому она всегда выглядит бодрой, подтянутой. Одевается Кира скромно, но очень аккуратно и со вкусом. Мне нравится, как она умеет слушать: смотрит прямо в глаза, не перебивает, а на лице просто написано, как она внимательна. Мальчики относятся к ней с уважением, некоторые даже приглашают на футбол, а кое-кто и в кино!»
Каждый человек в мире уникален, неповторим. Но не каждый правильно себя оценивает. Самооценка бывает завышенной, заниженной и верной.
Люди с заниженной самооценкой считают себя некрасивыми, никому не нужными, глупыми, слабыми. Они, как правило, очень обидчивы, замкнуты, неуверенны в себе.
Люди с завышенной самооценкой, наоборот, считают себя самыми привлекательными, самыми умными, самыми способными. Они невероятно общительны и самоуверенны. К сожалению, из-за своей самоуверенности они часто берутся за дело, которое им явно не по плечу и, увы, бросают его, так и не завершив. И, кстати, не переживают по этому поводу, потому что уверены, что в следующий раз у них обязательно должно всё получиться, иначе и быть не может.
А вот люди с правильной самооценкой, что называется, знают себе цену и, трезво взвешивая свои возможности, учитывая как свои достоинства, так и свои недостатки, четко понимают, что им по силам, а что нет. И взявшись за дело, непременно доведут его до конца, заслужив почет и уважение окружающих.
Задание 5. Тест «Самооценка». В одном из кружков (на выбор) напишите букву «Я».
Послушайте комментарий учителя.
Результаты теста. Чем ближе к левому краю, тем ниже самооценка. Чем ближе к правому краю, тем выше самооценка. Если буква «я» стоит в середине, то самооценка правильная.
Занятие окончено. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.
15